Обучение как целенаправленный процесс

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия обучаемого и обучающего с целью усвоения системы знаний, умений, навыков и развития способностей обучаемого.

Термин «обучение» долгое время отождествлялся с преподаванием и лишь в начале XX века были выделены два компонента этого процесса - преподавание и учение. Преподавание рассматривали как деятельность обучающего (учителя), а учение — как деятельность обучаемого (ученика) или коллектива. Причем первая доминировала и была направлена на передачу учебного материала. Схема взаимодействия имела следующий вид.

Позже термин «обучение» стал рассматриваться как совместная деятельность, взаимодействие.

На современном этапе обучение рассматривается как процесс:
- передачи знаний, формирования умений и навыков;
- организации деятельности обучаемых;
- взаимодействия обучаемого и обучающего;
- сотрудничества и совместной творческой деятельности.

Функции обучения:
- обучающая;
- развивающая;
- воспитывающая.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);
3) педагогическое руководство;
4) планомерная специальная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Выделяют следующие основные принципы обучения:
- принцип научности;
- принцип доступности;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип наглядности;
- принцип учета индивидуальных особенностей учеников.

Движущей силой учения является борьба противоречий, которые проявляются между тем, чем обучаемый уже владеет, и тем, чем ему предстоит (необходимо, хочется) овладеть.

Метод обучения - это организованная деятельность обучаемого и обучающего по достижению поставленных целей.

Прием - это составная часть метода, его элемент.

Существуют следующие классификации методов.
В традиционной классификации выделяют пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, каждый из которых имеет собственные способы выражения.

В классификации методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) выделяют:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично поисковый (эвристический) метод;
- исследовательский метод.

От объяснительно-иллюстративного метода к исследовательскому увеличивается степень самостоятельности и раскрытие творческого потенциала обучаемого и обучающего.

Ю.К. Бабанский предложил следующую классификацию методов обучения, разделив их натри группы:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; репродуктивные и проблемно-поисковые; работа под руководством преподавателя и самостоятельная работа);
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению, долга и ответственности в учении);
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного, письменного, лабораторного контроля и самоконтроля).

Формы организации обучения классифицируются по различным признакам: количеству обучающихся, месту учебы, содержанию, продолжительности занятий и т.д.

По количеству обучающихся различают массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы различают школьные (занятия в школе (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке, в мастерской, лаборатории и т.п.) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, походы, занятия на предприятиях и т.д.).

По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин.), спаренный урок (90 мин.), спаренный укороченный урок (70 мин.), сокращенный урок (30-35 мин.), урок произвольной длительности.

Классно-урочная система обучения, являющаяся доминирующей на современном этапе в мировой практике обучения, обладает следующими признаками:
- постоянный состав обучающихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
- планирование обучения (обучение в соответствии с программой и планами);
- учебный процесс представляет собой сеть взаимосвязанных, последовательных частей (уроков);
- монизм в обучении (урок посвящается только одному учебному предмету);
- наличие определенного распорядка, системы уроков, их чередование;
- педагогическое управление учебным процессом;
- вариативность деятельности обучаемых.

Для классно-урочной системы, по сравнению с другими формами работы, характерен ряд преимуществ: она экономична, создает основу для взаимообучения, групповой и коллективной работы. Главным ее недостатком является опора на «среднего» ученика, сложности в организации индивидуальной работы.

Классно-урочная система является основной формой работы в современной школе, но, наряду с ней, используются вспомогательные (конференции, экскурсии, консультации, инструктажи, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение и др.).

Источник: 
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Темы: