Обучение как целенаправленный процесс

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия обучаемого и обучающего с целью усвоения системы знаний, умений, навыков и развития способностей обучаемого.

Термин «обучение» долгое время отождествлялся с преподаванием и лишь в начале XX века были выделены два компонента этого процесса - преподавание и учение. Преподавание рассматривали как деятельность обучающего (учителя), а учение — как деятельность обучаемого (ученика) или коллектива. Причем первая доминировала и была направлена на передачу учебного материала. Схема взаимодействия имела следующий вид.

Позже термин «обучение» стал рассматриваться как совместная деятельность, взаимодействие.

На современном этапе обучение рассматривается как процесс:

  • передачи знаний, формирования умений и навыков;
  • организации деятельности обучаемых;
  • взаимодействия обучаемого и обучающего;
  • сотрудничества и совместной творческой деятельности.

Функции обучения:

  • обучающая;
  • развивающая;
  • воспитывающая.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

  1. двусторонний характер;
  2. совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);
  3. педагогическое руководство;
  4. планомерная специальная организация и управление;
  5. целостность и единство;
  6. соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  7. управление развитием и воспитанием учащихся.

Выделяют следующие основные принципы обучения:

  • принцип научности;
  • принцип доступности;
  • принцип связи обучения с жизнью;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип наглядности;
  • принцип учета индивидуальных особенностей учеников.

Движущей силой учения является борьба противоречий, которые проявляются между тем, чем обучаемый уже владеет, и тем, чем ему предстоит (необходимо, хочется) овладеть.

Метод обучения - это организованная деятельность обучаемого и обучающего по достижению поставленных целей.

Прием - это составная часть метода, его элемент.

Существуют следующие классификации методов.
В традиционной классификации выделяют пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, каждый из которых имеет собственные способы выражения.

В классификации методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) выделяют:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично поисковый (эвристический) метод;
  • исследовательский метод.

От объяснительно-иллюстративного метода к исследовательскому увеличивается степень самостоятельности и раскрытие творческого потенциала обучаемого и обучающего.

Ю.К. Бабанский предложил следующую классификацию методов обучения, разделив их натри группы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; репродуктивные и проблемно-поисковые; работа под руководством преподавателя и самостоятельная работа);
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению, долга и ответственности в учении);
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного, письменного, лабораторного контроля и самоконтроля).

Формы организации обучения классифицируются по различным признакам: количеству обучающихся, месту учебы, содержанию, продолжительности занятий и т.д.

По количеству обучающихся различают массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы различают школьные (занятия в школе (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке, в мастерской, лаборатории и т.п.) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, походы, занятия на предприятиях и т.д.).

По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин.), спаренный урок (90 мин.), спаренный укороченный урок (70 мин.), сокращенный урок (30-35 мин.), урок произвольной длительности.

Классно-урочная система обучения, являющаяся доминирующей на современном этапе в мировой практике обучения, обладает следующими признаками:

  • постоянный состав обучающихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
  • планирование обучения (обучение в соответствии с программой и планами);
  • учебный процесс представляет собой сеть взаимосвязанных, последовательных частей (уроков);
  • монизм в обучении (урок посвящается только одному учебному предмету);
  • наличие определенного распорядка, системы уроков, их чередование;
  • педагогическое управление учебным процессом;
  • вариативность деятельности обучаемых.

Для классно-урочной системы, по сравнению с другими формами работы, характерен ряд преимуществ: она экономична, создает основу для взаимообучения, групповой и коллективной работы. Главным ее недостатком является опора на «среднего» ученика, сложности в организации индивидуальной работы.

Классно-урочная система является основной формой работы в современной школе, но, наряду с ней, используются вспомогательные (конференции, экскурсии, консультации, инструктажи, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение и др.).

Ключевые слова: Обучение
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Онтогенез обучения
...
Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
...
Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Обучение двигательным навыкам
...
Учебная деятельность
Карпов А.В., Общая психология
Мотивы учебной деятельности
Карпов А.В., Общая психология
Особенности учебной деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Оставить комментарий