СМИ и особенности культуры современного общества

В специальных исследованиях выделяются следующие основные признаки современной культурной ситуации:

  1. эскалация массовой культуры, которая является зрелищной по своему характеру и определенным образом перерабатывает различные направления культуры и искусства, элементы этнических и национальных культур;
  2. коммерциализация сферы культуры, которая имеет ряд отрицательных последствий, связанных в том числе с перспективой исчезновения тех элементов культуры, которые не могут приносить прибыли;
  3. рост воздействия на культуру информационно-коммуникационных технологий, что имеет как позитивные, так и негативные эффекты;
  4. увеличение значимости средств массовой информации, которые играют центральную роль в развитии культуры, определенным образом интерпретируя культурные события и транслируя информацию о данной сфере представителям различных слоев и групп, выступающих в качестве потребителей культуры.

Здесь основополагающую роль призваны играть журналисты, которые в идеале должны, с точки зрения Е. Ю. Коломийцевой, заботиться о духовном развитии зрительской, читательской аудитории, противостоять «разрушительному воздействию низкопробных образцов массовой культуры», так называемым суррогатам, заменившим образцы подлинного искусства.

Как отмечает А. В. Матецкая, в ситуации, когда большую часть информации об окружающей действительности человек получает из средств массовой информации, большое значение приобретает вопрос о том, что именно попадает в поле зрения работников СМИ, представляющих определенные культурные события и феномены в качестве «важных» и «значимых». Очевидно, что в рамках СМИ информация не только предоставляется аудитории, но и определенным образом ранжируется по степени значимости. По мнению данного автора, в поле зрения современных СМИ редко попадают новости, касающиеся достижений науки и деятельности конкретных ученых или событий из мира «высокого искусства», зато в большом количестве присутствуют сообщения о катастрофах и преступлениях1. В тех средствах массовой информации, и в частности периодических изданиях, которые относятся к категории «желтых», зачастую применяется принцип отрицательного отбора фактов для их освещения (здесь отдается явный приоритет фактам негативного характера при одновременном игнорировании позитивной информации) и деструктивной интерпретации.

Современную прессу можно условно разделить на две разновидности: массовую, являющуюся также информирующей, и качественную, реализующую воспитательную и просветительскую функции. Из этих двух разновидностей в настоящее время, как считает Е. Ю. Коломий-цева, явно доминирует первая, характеризующаяся также высоким уровнем коммерциализации и находящаяся в зависимости от позиции спонсоров данных изданий или их владельцев, для которых приоритетными являются размеры прибыли и показатели продаж, а не объективность в освещении событий или ценность и культурная значимость описываемого события. Здесь возникает своего рода зависимость, поскольку средства массовой информации, стремясь получить высокие рейтинги, стараются удовлетворять «низкопробные интересы публики», что, в свою очередь, способствует формированию соответствующих информационных предпочтений у зрительской или читательской аудитории. В настоящее время в рейтинге предпочтений аудитории СМИ лидируют развлекательная продукция и криминальная информация2.

Характерной тенденцией развития современной культуры и средств массовой информации является растущая коммерциализация. Данный процесс в российском обществе, в частности, выступает неизбежным следствием изменений, которые произошли в социально-экономической системе. Государство уже не содержит СМИ, за исключением тех из них, которые ему принадлежат: в этой ситуации экономическое выживание различных периодических изданий, телеканалов и радиостанций находится в зависимости от их адекватности интересам и потребностям рынка и потребительской аудитории (читателей газет и журналов, пользователей сети Интернет, телезрителей и т. д.). Современный процесс коммерциализации СМИ, как утверждает О. В. Крас-ноярова, выступает в качестве объективного фактора нашей реальности, означая на практике «все большую привязку средств массовой информации к потребностям рынка». Данная тенденция имеет общемировой характер: в настоящее время, к примеру, 80 % доходов периодических изданий поступают от рекламы и лишь 20 % от распространения тиража по подписке или продажи в розницу. В данной ситуации для СМИ более важной является реклама или другие коммерческие составляющие, нежели интересы зрителей и читателей, актуальные информационные потребности аудитории. Общемировой тенденцией здесь выступает неизбежный конфликт между коммерческим интересом и информационными функциями средств массовой информации.

Коммерциализация, с точки зрения О. В. Краснояровой, ярко обнаруживает двойственность современной журналистики: средства массовой информации ориентированы на коммерческий успех, будучи обращенными к потребителю информации, выступающему в качестве участника рыночных отношений, в то время как в силу своих социальных функций журналистика должна обращаться в первую очередь к общественному мнению, к гражданину, к личности читателя2. Коммерциализация имеет ряд негативных последствий на рынке СМИ, что актуально как для нашей страны, так и для зарубежных государств. Так, одно из негативных последствий связано с приоритетом коммерческих интересов над информационными интересами аудитории, который способствует изменению характера новостей и редакционного продукта. Здесь возможен отказ от принципов независимой, объективной журналистики, что проявляется в лоббировании интересов рекламодателей или акционеров. Другое последствие коммерциализации связано со снижением качества информационного продукта, что проявляется в явном перевесе развлекательного компонента в общем информационном потоке и практике подачи социальных новостей как развлечения. Коммерциализация, наконец, ведет к широкому распространению стандартов так называемой желтой журналистики — таблоидизации информации, распространении «инфотейнмента» (от англ, infotainment — производное от information, «информация», и entertainment, «развлечение»), что, в свою очередь, приводит к сокращению доли социально значимых, злободневных тем в общей массе информации3. Несмотря на то, что тенденции, связанные с коммерциализацией, являются доминирующими в современных средствах массовой информации, в настоящее время остается немало достойных образцов журналистского творчества, отвечающих высоким культурным стандартам, духовным и интеллектуальным запросам аудитории.

Ключевые слова: Культура, СМИ, Общество
Источник: Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Материалы по теме
Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии
...
Культура индустриального и постиндустриального общества
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Общество как социокультурная система
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Общество как комплексный феномен культуры
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Массовая культура: история, понятие, формы
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Культура как мера человеческого в человеке. Культура и цивилизация
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Культура и режиссура современного занятия в вузе
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Оставить комментарий