Общество как социокультурная система


В человеческом обществе выделяются три достаточно разнородных элемента.

  1. Природная среда, которой люди пользуются для своего существования. Это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д.
  2. Люди, которые образуют самые различные социальные группы.
  3. Культура, которая интегрирует общество в единую систему. Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.

Под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную материальную (предметную) и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей. Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения определяет ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура является результатом взаимодействия людей с природной средой. Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не являются обществом. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Таким образом, элементы природы, люди и культура в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему — человеческое общество.

Все структурные компоненты идеальной составляющей культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Ценности — идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них большое значение и определяющие их социальное поведение.


Вторым элементом культуры являются социальные нормы. Социальные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа. Социальные нормы — правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам или обществу в целом.

Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокультурную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры — образцы поведения. Образцы поведения — готовые алгоритмы действий, выработанные на основе социальных ценностей и норм, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной, или как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в процессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.


Структура культуры:

  • материальная культура — это вещи, предметный мир, черпающий свои «строительные материалы» из природы;
  • символические объекты — это ценности и нормы;
  • образцы человеческих отношений — это относительно устойчивые способы восприятия, мышления, поведения людей.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество, она один из его функциональных элементов.

Функции культуры:

  • социальная интеграция, т. е. формирование общества, поддержание его единства и идентичности;
  • социализация — воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;
  • социальный контроль — обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;
  • культурный отбор — отсеивание негодных, отживших социальных форм.


Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

Социальное взаимодействие — это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия могут быть дифференцированы по сферам общества: экономические, политические, культурные, или по его уровням взаимодействия. Вторая дифференциация включает все уровни: от взаимодействия отдельных личностей до цивилизационных связей.

При этом общество одновременно функционирует как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы, общество в целом).

Социальные взаимодействия могут осуществляться как внутри отдельного общества или цивилизации, так и между обществами или цивилизациями (двусторонние и многосторонние государственные и негосударственные отношения).


Общество — динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Процессы, определяющие дифференциацию общества:

  •  разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;
  • удовлетворение новых потребностей людей. За последнее столетие возникли или приобрели массовый характер такие новые потребности людей, как занятия спортом, туризмом, путешествиями, творческими хобби, занятия с помощью Интернета, радиоэфира, языка международного общения эсперанто. Эти процессы также способствуют подразделению общества на определенные группы, усложнению его социальной структуры и в конечном счете развитию общества и людей, его составляющих;
  • расширение представлений людей о природе и обществе. Например, представление науки о грозящем катастрофическом падении на Землю большого метеорита или кометы. Такое событие может произойти, по современным данным, примерно раз в 60 млн лет, уже прошедших со времен динозавров, эра которых завершилась столкновением Земли с огромным метеоритом. Ученые уже сегодня разрабатывают меры по предотвращению опасности, возникшей из расширения наших представлений о природе;
  • появление новых ценностей и норм. Например, новая ценность для России — плюрализм, привела к новой норме — многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.


Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и вертикальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс — интеграция (восстановление целого, объединение частей).

Интеграция — это процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его структуры.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидроэлектростанции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Факторы, способствующие интеграции общества:

  • единая культура общества как система материальных и идеальных объектов, как система, позволяющая на основании этих общих символических объектов взаимодействовать отдельным личностям, социальным группам и организациям;
  • единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспринимать, а затем воспроизводить единую культуру;
  • система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства общества, заставляет различных индивидов и группы подчиняться единым правилам, действовать по единым социальным нормам.


Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

  • наличие отдельных частей;
  • наличие связей между частями;
  • наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;
  • взаимодействие с окружающей средой — природой.

Т. Парсонс, рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде схемы 2.9.

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество — открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными) направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены внутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями являются интегративная и латентная. Ей соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, скрытая функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения. Структура общества имеет сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм.

Система Т. Парсонса получила в социологии название «система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Т. Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют структуру общества. Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству граждан, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы поддерживаются подавляющим большинством, социальную сплоченность невозможно разрушить. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Ключевые слова: Общество, Культура, Социум
Источник: Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 124 с.
Материалы по теме
Культура индустриального и постиндустриального общества
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Социальная структура и стратификация общества
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
СМИ и особенности культуры современного общества
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Общество как комплексный феномен культуры
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Массовая культура: история, понятие, формы
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Менталитет
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Оставить комментарий