Ролевое поведение в примитивной группе

Важно отметить, что имеются группы, где грубость и физическое насилие «прописаны» как необходимые формы поведения. Это примитивные группы. К ним относятся банды воров и мошенников. Также примитивными следует признать некоторые неформальные подростковые группы. Руководство со стороны взрослых такими подростками отсутствует, поэтому данное сообщество функционирует на «физиологическом языке» по форме, напоминающей сообщества животных. В частности, роль лидера в таких группах требует от человека проявления силы, агрессивности и жестокости. Роль «забитого» достается робкому, боязливому и пугливому подростку. Тот, кто ведет себя подобным образом, играет роль забитого, а кто проявляет жестокость - играет роль лидера и т. д.

Особенностью функционирования примитивной группы является то, что социальный статус и роль «зарабатываются» индивидами, их активностью и интеллектом. А в группах высокого уровня развития (например, в коллективах) возможно назначение человека на роль с присвоением ему определенного социального статуса.

Примитивная группа интересна тем, что в ней рассматриваются элементы групповой динамики, в меньшей степени обусловленные социальными, культурными и этническими нормами. Таким образом, обнаженный характер межличностных отношений, т. е. лишенный нравственных норм, для анализа - одна из привлекательных сторон примитивной группы.

Роль и социальный статус в примитивной группе

Анализ взаимоотношений в примитивной группе рассмотрим на примере уголовной банды. Важно раскрыть следующие стороны взаимодействия в такой группе:

  • как складываются и чем обусловлены взаимоотношения в группе;
  • чем обусловлено поведение человека в группе.

Характеристика ролевой структуры примитивной группы в определенной степени отражает ситуацию в любых группах. Например, в коллективе как группе высокого уровня развития могут просматриваться какие-то общие черты с примитивной группой. Можно сказать так: чем больше в коллективе признаков примитивной группы, тем ниже уровень развития этого коллектива.

А. В. Добрович считает, что иерархия взаимоотношений в примитивной группе сродни сообществу животных. Т.е. группа людей ведет себя и чувствует так же, как группа приматов, например шимпанзе (Добрович, 1987).

Во главе примитивной группы «главарь», затем «авторитет» и далее по нисходящей служебной лестнице: «приближенные», «ведомые», «несогласные» и «забитые». Каждый в группе выполняет свою роль и поощряется за нее. Например, «забитые» также важны для примитивной группы, как «главарь» и «авторитет». В частности, «забитые» дают возможность каждому члену группы, решившему продвигаться вверх по служебной лестнице, продемонстрировать свою силу и ловкость. «Забитые» выполняют роль груши для битья. Они дают возможность членам группы потренироваться в физической силе и ловкости, отточить мастерство. «Забитый» слаб физически, не умен, зависим, профессиональными навыками владеет слабо. Ниже представлена психологическая характеристика ролей примитивной группы.

Главарь - пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и правом безнаказанной агрессии. В нем доминируют: физическая сила, властность, смелость, исключительная свирепость, но главное - это хитрость. Главарь не только хитростью руководит (разводит), но и направляет членов группы. Главарь направляет и организует внешнюю и внутреннюю активность группы. Он призван защищать и отстаивать интересы группы, а также формировать для нее перспективные цели.

Особенностью роли «главарь» в примитивной группе является его поведение в адрес ее членов. Чаще всего главарь руководит, стравливая потенциальных соперников, а также карает неугодных руками «ведомых».

Особенностью примитивной группы является то, что при внешне выраженных атрибутах унижения человеческого достоинства группа не распадается. Объяснение этому можно найти в следующем:

  • Главарь заботится о том, чтобы число «недовольных» не превышало число «довольных»;
  • Главарь имеет «наушников» (информаторов);
  • Главарь способен вычислить лидера «недовольных», уничтожить его или приблизить в себе. Последнее очень важно, так как контроль над противником легче всего осуществляется, когда он рядом, поэтому в числе приближенных самые опасные для главаря члены группы. Главарь действует в соответствии с правилом: «Держи врага в объятиях, а друга на расстоянии». Друг не предаст, поэтому его нет нужды контролировать.

Авторитет - второй по рангу в группе. Его психологические и ролевые особенности следующие: является мозговым центром, а также ему позволяется давать советы главарю; превосходит умственными способностями вожака, но уступает ему в смелости; никогда не претендует на место вожака; поддерживает главаря, так как без него не может руководить.

Психологический фон в примитивной группе преимущественно романтический. Поддерживается этот фон авторитетом. В частности, он пишет музыку, сочиняет песни. Репертуар примитивной группы получил название шансона. Важно подчеркнуть, что шансон и романтика в целом служат противовесом и способом оправдания бесчеловечности и антиобщественной активности большинства примитивных групп.

Роль «ведомого» не однородна и состоит из нескольких ролей, ранжированных по приближению к главарю и авторитету.

Категория Ведомых состоит из следующих ролей: «приближенный», «подхалим (угодник)», «марионетка», «шут», «недовольный».

Каждый играет свою роль и поощряется за нее. Принятие роли позволяет идентифицировать себя с группой, поэтому другие (вне группы) не стоят жалости.

Роли «ведомых» и их психологический смысл в следующем.

«Угодник» - льстец, услужлив, приближен, но нелюбим вожаком. Является поставщиком информации о процессах, происходящих в группе, то есть подсматривает, подслушивает, анализирует. Продукты размышлений и догадок докладывает подробно и систематически. Информацию о групповых процессах часто использует в своих корыстных целях: наговаривает, подставляет, мстит. Все это создает несколько тревожную, пропитанную слухами обстановку. Ситуация тотальной слежки и подслушиваний создается «главарем» специально. Когда члены группы чувствуют недоверие друг к другу, управлять ими проще.

Специальными воровскими навыками угодник, как правило, не обладает, но обладает изворотливостью, лживостью и интеллектом. Как поставщик скрытой информации вызывает со стороны группы в свой адрес злобу и ненависть, что является поводом для его публичного наказания. Наказывая и унижая угодника, главарь прилюдно показывает стремление к справедливости: группа всегда торжествует, когда видит справедливость. Можно сказать, что «подхалим» существует для того, чтобы показать другим справедливость вожака. Если наказание подхалима носит, как правило, публичный характер, то его награждение за причиненные неудобства происходят скрытно. Человек, играющий роль угодника, понимает издержки своей роли и согласен их нести.

«Марионетка» является эталоном поведения, т. е. исполнителем воли главаря. Это рабочая лошадка любой примитивной группы -вопросов не задает, приказы не обсуждает. В некоторых примитивных группах такие люди называются «быки». Обобщенный психологический портрет «быка»: молчаливый, неумный, смелый, грубый, неэмоциональный, зависимый.

«Шут» - располагает правом публичной насмешки и этим регулирует эмоциональное напряжение в группе. Шут высказывается на грани риска, что позволяет «завести» членов группы и выявить оппонентов главаря. Как правило, первыми на шутки реагируют недовольные ...

Шут, как правило, обладает высоким интеллектом, что позволяет ему находить неоскорбительные, но язвительные формы подачи оценок поведения членов группы. Среди психологических качеств шута следует также отметить хитрость, изворотливость, наблюдательность. В истории всех, во всяком случае европейских, стран шуты играли очень важную роль при дворе правителей. В Российской империи известен шут Балакирев. После своего избрания на престол императрица Анна Иоановна зачислила Ивана Александровича Балакирева (1699-1763) в штат «дураков», т. е. придворных шутов. Иван Балакирев происходил из дворянского сословия и был выходцем из Костромской губернии. За свои речи неоднократно допрашивался в тайной канцелярии. В Санкт-Петербурге владел собственным домом - за Литейным двором. Несколько раз награждался императрицей.

«Недовольный» приближен к главарю, так как требует самого внимательного к себе отношения. Как правило, это человек, несогласный с правилами и нормами группы. «Недовольный» не согласен с главарем, стилем его руководства, грубым отношением к членам группы. Таким образом, в данную категорию попадают люди, обостренно воспринимающие справедливость и не принимающие грубого обращения к себе. С недовольным поступают достаточно жестко - его стравливают с другим недовольным.

Роль «забитого» является самой неблагодарной в группе. Она требует от человека терпения и эмоциональной устойчивости.

«Забитые» постоянно испытывают на себе психологическое и физическое давление группы. Их унижают и бьют совершенно без причины. С помощью «забитого» члены группы обычно тренируют физические навыки, а также психологически разгружаются. В категорию «забитых» попадают физически слабые и неумные индивиды. Профессиональные навыки у них на низком уровне. Также в этой роли могут оказаться бывшие недовольные. Как правило, это происходит по итогам выяснения отношений при стравливании недовольных между собой. Проигравший в этой схватке попадает в категорию «забитый».

Находясь под постоянным давлением группы, забитые редко выходят из ее состава. Как правило, их сдерживает перспектива социальной изоляции, а также ощущение защищенности, на которую они справедливо претендуют, находясь в группе.

Ключевые слова: Группа, Роль
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Роль и ролевое поведение индивида в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Ролевая структура детского коллектива
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятия роли и ролевого поведения личности в группе
Руденский Е.В., Социальная психология
Межгрупповые конфликты
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Структура малой группы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Квазигруппы и их виды
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Групповая психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Развитие малых групп
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий