Ролевая теория социализации (Т. Парсонс)

Американский социолог Т. Парсонс является одним из самых известных теоретиков социализации. Он связывал успех социализации с проблемой поддержания общественного устройства — существующего социального порядка. Эта практическая проблема решается при обеспечении соответствия поведенческой мотивации молодежи ожиданиям общества. В процессе социализации, организуемой обществом, связь между системой ценностей и поведением индивида обеспечивается через усвоение социально-ролевого поведения. Данный вывод Парсонса дает ответ на фундаментальный вопрос о поддержании социального порядка, каковой опирается на совокупность социальных ролей, освоенных и исполняемых членами общества в процессе социализации.

В связи с этим критики Парсонса отмечают, что ролевая теория социализации не объясняет, каким образом возникает новое содержание поведения, не входящее в роль. Подобная критика верна лишь формально: в трудах американского социолога есть и работы по обобщению фактического процесса социализации.

Одной из таких работ Парсонса является обширная статья «Школьный класс как социальная система» (1959). В ней рассматривается вопрос о том, как американская школа обеспечивает развитие у учеников достижительной мотивации поведения и способностей, необходимых для жизни в современном капиталистическом обществе, основанном на принципе конкуренции. По Парсонсу, школьный класс представляет собой социальную систему, транслирующую универсальные ценности общества. В отличие от семьи в нем есть особые предпосылки усвоения этих ценностей и формирования нормального поведения. Прежде всего это заменяемость учителя в отличие от незаменимости родителей. Далее, это постоянная стратификация одноклассников в виде ежедневного и многолетнего оценивания успеваемости. Так, уже в начальной школе появляются преуспевающие отличники — ученики^ способные выполнять сложные задания, а также более «ответственные» ученики, которые «хорошо себя ведут» и на которых учитель может положиться. Иными словами, уже в начальной школе учеников различают по успеваемости и по организационным способностям — качеству, востребованному учителем и необходимому для взрослого члена общества. Соответственно, у учеников формируется понимание того, что социальный статус даже в школьном классе приобретается путем участия в конкуренции. Отсюда возникает достижительная мотивация, осознание того, что социальный статус связан с успехами в учебе и отношениями с учителем.

Школьный класс отличается от семьи тем, что в нем гораздо больше детей и все они сверстники. В нем возникает социальное пространство, относительно свободное от контроля взрослых. Появляется возможность учиться налаживать отношения с одноклассниками, развивать соответствующие навыки.

Парсонс теоретически описал все важные аспекты социализации — ее значение для поддержания социального порядка, реализованное в ролевом поведении, роль семьи, школы, сверстников, общественных условий. Он соединил в своей теории микро- и макроуровни процесса социализации. Благодаря Парсонсу с 1970-х годов социализацию стали отождествлять с усвоением социальных ролей, но в дальнейшем эта тенденция ослабла.

Ключевые слова: Социализация, Роль
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Социальный институт: понятие, виды. СМИ как социальный институт
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Теория социализации в эпоху глобализации (У. Бек)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Виды обучения ролям
Фролов С.С., Основы социологии
Социальная ситуация развития подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Воспитание и социализация
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Социальная зрелость личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Социализация личности: понятие и основные факторы
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Проблемы социализации ребенка, связанные с семейным неблагополучием
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий