Понятия роли и ролевого поведения личности в группе

Характеристика малой группы как совокупности субъектов общения предполагает ее рассмотрение как "системы систем". Это означает, что малая группа представляет собой опредеденную социально-психологическую систему, которая интегрирует личности как "микросистемы".

Л. П. Буева, предложившая такой подход, считает личность открытой и динамической системой. С этим трудно не согласиться.

И. С. Кон также понимает личность как систему. Он считает, что объективно система личности наилучшим образом может быть 0писана как совокупность ее социальных ролей. Согласно И. С. Кону, "понятие личности означает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)". Социальные функции выявляют ее принадлежность к определенной социальной группе, в них фиксируются ее права и обязанности по отношению к группе. Личность не исчерпывается одной ролью, объективная структура личности раскрывается как совокупность, целостность ее ролей в обществе.

В литературе можно выделить различные точки зрения на ролевое поведение личности. Каждая из них отражает субъективный взгляд на сущность и содержание понятия "роль". Но объективно то, что в социологии сложилась ролевая теория личности.

Согласно В. А. Ядову, ролевая теория личности — это теория, в которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынуждено выполняемых (неинтернализованных) социальных функций и образцов поведения — ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или социальной группе.

Ролевая теория личности представляет собой интеграцию достижений социологии и социальной психологии в изучении личности.

Основные положения ролевой теории личности сформированы в социальной психологии Дж. Мидом, а в социологии — социальным антропологом Р. Линтоном.

Дж. Мид главное внимание уделяет "научению роли", освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие "ролевых ожиданий" со стороны "значимых" для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Р. Линтон выделяет прежде всего социокультурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также поддержание ролевых требований системой общественных и групповых санкций.

В рамках ролевой теории личности были выявлены такие феномены, как
"ролевой конфликт" — переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является; что создает стрессовую ситуацию;
"интеграция и дезинтеграция" ролевой структуры личности — как следствие гармоничности или конфликтности социальных отношений.

На основе этой теории А. А. Налчадпсяном была разработана концепция ролевого поведения. С его точки зрения, ролевое поведение — это поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом.

Концепция социальной роли, связанной с нормами и ожиданиями, включает в себя следующие "блоки":
представляемая роль (система ожиданий индивида и определенных групп);
субъективная роль (те экспектации (ожидания), которые связывает человек со своим статусом, т. е. его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);
играемая роль (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу е другим статусом).

Стиль ролевого поведения — это "личностная окраска" исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности двупланово: это действия
1) от нормативных требований (Я в предлагаемой обстоятельствами роли),
2) от личных притязаний (Я как таковой).

Первый план поведения — социальная форма ролевых действий. Второй план — психологический способ ролевой самореализации.

Принято считать, что любой человек имеет
а) личностную концепцию;
б) ролевые экспектации;
в) личностную ролевую конкретность;
г) личностную стратегию реализации роли;
д) личную когнитивную программу.

Понятие социальной роли предполагает уяснение следующих четырех моментов:
во-первых, того, что социальная роль регулируется теми или иными правами и обязанностями как в обществе в целом, так и в малых группах, в которые включается индивид своей жизнедеятельностью;
во-вторых, того, что сам человек имеет определенное мнение о том, как он будет исполнять свою роль;
в-третьих, того, что различные роли имеют для личности разную значимость;
в-четвертых, того, что роль личности проявляется в реальном ее поведении.

Принятие роли личностью — помимо зависимости от социальных факторов — зависит от ее пола, возраста, типологических особенностей нервной системы, способностей, состояния здоровья и пр.

Существует нормативная структура исполнения социальной роли, состоящая из описания поведения (соответствующего данной роли); предписания (требования к этому поведению); оценки исполнения предписанной роли; санкций (за нарушение предписанных требований). Каждая социальная система имеет свой "набор ролей", который определяется
во-первых, устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом;
во-вторых, совокупностью ценностных ориентации личности, называемых "интернализованной" (внутренне принятой) ролью;
в-третьих, тем, что всегда существуют люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Исполнение социальных ролей может вызвать следующие конфликты:
внутриличностный (вызывается противоречиями требований предъявляемых к поведению личности в разных ее социальных ролях).
внутриролевой (возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия);
личностно-ролевой (следствие несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций);
инновационный (как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации).

Нас всегда интересовали коммуникативные роли личности: именно их анализ дает возможность подойти к малой группе как к совокупности субъектов общения. Но это подход первого уровня, т. е. субъективный. В его рамках нами была разработана морфология роли, включающая
1) ролевую стратегию (способ пристройки к партнеру по общению);
2) ролевую задачу (цель, которой необходимо достичь в проблемной ситуации);
3) ролевую программу (система целенаправленных, упорядоченных действий);
4) ролевые действия (средства достижения цели);
5) ролевую компетентность (знание об условиях действий);
6) ролезую свободу{ъозможно£ и недопустимое при исполнении роли);
7) ролевой настрой (психоэмоциональное состояние, соответствующее ситуации взаимодействия).

Источник: 
Руденский Е.В., Социальная психология