Условия формирования групп подростков

Группы подростков формируются из числа лиц, состоящих на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних. Сюда входят подростки группы риска, направленные социальными педагогами и психологами общеобразовательных учреждений, после прохождения ими собеседования с психологом и диагностического обследования в рамках воспитательной работы с несовершеннолетними, определенными в Центры временной изоляции несовершеннолетних и специализированные воспитательные учреждения для несовершеннолетних преступников.

Как отмечает Г. Макартычева, целесообразно включать в группу подростков примерно одинакового возраста, что позволит избежать подавления младших старшими (возрастной диапазон возрастов не должен превышать 2 лет).

В группе не должно быть более 8-12 подростков. Причем в группы нужно вводить ребят и уже совершивших правонарушения, и склонных к ним, поскольку это дает возможность расширить спектр реакций и способов поведения в тренинговых ситуациях. При этом не нужно опасаться, что подростки, усвоят только негативные способы поведения, ведь вся программа направлена именно на коррекцию отклоняющегося поведения и у них есть возможность познакомиться с конструктивными способами взаимодействия.

Особое внимание следует уделить подросткам с ММД или другими органическими нарушениями развития. Целесообразно ввести их в группу ребят, не имеющих этих проблем, чтобы они себя не ощущали огражденными от своих сверстников, что немаловажно для повышения их самооценки.

Получение согласия родителей или опекунов на коррекционную работу с ребенком обязательно. Согласие родителей предполагает их достаточную информированность о целях работы, о формах взаимодействия психолога и участников группы, а также подростков между собой, об ожидаемых результатах.

Требования к ведущему
Занятия проводятся психологом, имеющим опыт групповой работы с «трудными» детьми и родителями. Оптимально, чтобы ведущих было двое, это позволит каждому подростку уделить максимум внимания.

Проведение информационно-правовой части занятий следует поручить юристам, имеющим опыт общения с большой аудиторией, в особенности со сложными подростками. Возможно привлечение студентов старших курсов юридических факультетов после прохождения ими дополнительного обучения для работы по данной программе.

Желательно, чтобы групповые занятия с подростками и с их родителями вели одни и те же специалисты. Как правило, у родителей возникает масса вопросов по поводу своих детей, и у ведущих появляется возможность быть в большей степени готовыми к ответу на них.

Организация групповых занятий
Каждое занятие с подростками рассчитано на два академических часа, частота проведения - два раза в неделю на первом этапе и один раз в неделю на втором и третьем этапах.
Например, в программе предусмотрено три этапа:

  1. Тренинг личностного самопознания (16 занятий).
  2. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний (10 занятий).
  3. Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей (6 занятий).

Занятия должны проходить в комнате, имеющей достаточную площадь для проведения динамических упражнении и оборудованной классной доской или планшетом.

Цели групповой работы с подростками
Коррекционная работа с подростками направлена на достижение следующих целей:

Ключевые слова: Подростки, Группа
Источник: Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Материалы по теме
Подростково-юношеские группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Групповая психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Формирование групп и команд
Столяренко Л.Д. - психология управления (Высшее образование)
Сущность, содержание, основные причины групповых конфликтов
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Развитие самосознания в подростковом возрасте
Кон И.С. - Психология ранней юности
Группа как объект управления
Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления
Мозговая атака
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Оставить комментарий