Условия формирования групп подростков

Группы подростков формируются из числа лиц, состоящих на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних. Сюда входят подростки группы риска, направленные социальными педагогами и психологами общеобразовательных учреждений, после прохождения ими собеседования с психологом и диагностического обследования в рамках воспитательной работы с несовершеннолетними, определенными в Центры временной изоляции несовершеннолетних и специализированные воспитательные учреждения для несовершеннолетних преступников.

Как отмечает Г. Макартычева, целесообразно включать в группу подростков примерно одинакового возраста, что позволит избежать подавления младших старшими (возрастной диапазон возрастов не должен превышать 2 лет).

В группе не должно быть более 8-12 подростков. Причем в группы нужно вводить ребят и уже совершивших правонарушения, и склонных к ним, поскольку это дает возможность расширить спектр реакций и способов поведения в тренинговых ситуациях. При этом не нужно опасаться, что подростки, усвоят только негативные способы поведения, ведь вся программа направлена именно на коррекцию отклоняющегося поведения и у них есть возможность познакомиться с конструктивными способами взаимодействия.

Особое внимание следует уделить подросткам с ММД или другими органическими нарушениями развития. Целесообразно ввести их в группу ребят, не имеющих этих проблем, чтобы они себя не ощущали огражденными от своих сверстников, что немаловажно для повышения их самооценки.

Получение согласия родителей или опекунов на коррекционную работу с ребенком обязательно. Согласие родителей предполагает их достаточную информированность о целях работы, о формах взаимодействия психолога и участников группы, а также подростков между собой, об ожидаемых результатах.

Требования к ведущему
Занятия проводятся психологом, имеющим опыт групповой работы с «трудными» детьми и родителями. Оптимально, чтобы ведущих было двое, это позволит каждому подростку уделить максимум внимания.

Проведение информационно-правовой части занятий следует поручить юристам, имеющим опыт общения с большой аудиторией, в особенности со сложными подростками. Возможно привлечение студентов старших курсов юридических факультетов после прохождения ими дополнительного обучения для работы по данной программе.

Желательно, чтобы групповые занятия с подростками и с их родителями вели одни и те же специалисты. Как правило, у родителей возникает масса вопросов по поводу своих детей, и у ведущих появляется возможность быть в большей степени готовыми к ответу на них.

Организация групповых занятий
Каждое занятие с подростками рассчитано на два академических часа, частота проведения - два раза в неделю на первом этапе и один раз в неделю на втором и третьем этапах.
Например, в программе предусмотрено три этапа:

  1. Тренинг личностного самопознания (16 занятий).
  2. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний (10 занятий).
  3. Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей (6 занятий).

Занятия должны проходить в комнате, имеющей достаточную площадь для проведения динамических упражнении и оборудованной классной доской или планшетом.

Цели групповой работы с подростками
Коррекционная работа с подростками направлена на достижение следующих целей:

Ключевые слова: Подростки, Группа
Источник: Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Материалы по теме
Подростково-юношеские группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Групповая психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Сущность, содержание, основные причины групповых конфликтов
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Управление внутригрупповыми и межгрупповыми конфликтами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Групповая готовность управленческой команды к деятельности в кризисных ситуациях
...
Возникновение группового тестирования
...
Понятие малой социальной группы, социометрическая структура группы
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Понятие первичной группы
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Оставить комментарий