Подростково-юношеские группы

В данную категорию попадают дружеские объединения сверстников, а также ученические классы общеобразовательных школ и студенческие группы вузов и ссузов (средние специальные учебные заведения).

Ученические классы являются разновидностями коллектива. Такой же разновидностью, как команда и бригада. Но если последние группы могут быть антисоциальными, то ученические классы по определению только просоциальные. Особенностью ученических классов является их образовательная направленность. К категории образовательных также относятся студенческие группы вузов и ссузов.

Дружеские объединения сверстников представляют модель малых групп с выраженной досуговой ориентацией и преобладающим развитием эмоциональных отношений, порождаемых взаимными симпатиями людей. В данную категорию можно отнести как социально, так и антисоциально ориентированные подростково-юношеские группы (о последних подробно в теме «Антисоциальные неформальные группы» настоящего раздела).

Являясь разновидностью коллектива, ученические классы функционируют по схожим признакам. В частности, они существуют официально. Учеба в школе, вузе и ссузе является общественно полезной деятельностью учащейся молодежи.

Лидер класса или староста студенческой группы назначается извне, как правило, классным руководителем или куратором. В старших классах и студенческих группах возможен эмоциональный лидер, т. е. выбранный из рядов членов группы. Выбор обычно падает на самого дисциплинированного, ответственного и активного члена группы. Староста класса или студенческой группы выполняет формальные функции. Он посредник между группой и вышестоящими структурами. Староста образовательной группы является своеобразным транслятором при передаче информации от курирующих образовательных структур - администрации школы или деканата вуза -членам образовательных групп.

На процессы групповой динамики староста не оказывает непосредственного влияния. Он поставляет информацию об этих явлениях куратору. Последний вмешивается в жизнедеятельность образовательной группы, если есть угроза ее целостности.

Межличностные отношения образовательных групп во многом опосредованы явлениями межличностной аттракции (симпатия между членами группы). По этому же принципу происходит статусное деление членов группы. На верху социальных предпочтений симпатичные и привлекательные индивиды, низкий же социальный статус у неконтактных, агрессивных и неумных индивидов.

Особенностью образовательных групп является отсутствие конфликтов по поводу ролевой принадлежности, например, нет борьбы за официальное лидерство, за место старосты класса или студенческой группы. Основными источниками межличностных конфликтов являются психологические качества членов группы. В частности, конфликты возникают на почве грубости, агрессивности и нетактичности некоторых представителей таких групп.

Ученический класс или студенческая группа могут делиться на высоко- и низкоразвитые. Высокоразвитые образовательные группы имеют благоприятный микроклимат, высокую сплоченность; в них отсутствуют или сведены к минимуму межличностные конфликты; присутствуют взаимопомощь и сотрудничество при участии в социально ориентированных мероприятиях. Соответственно, низкоразвитые образовательные группы, как, впрочем, и любые другие группы - команды, бригады, коллективы, звенья, отделы, - являются низкоразвитыми, если социально-психологический климат в них неблагоприятный. В них также присутствует низкая сплоченность, конфликтные межличностные отношения, отсутствуют взаимопомощь и сотрудничество.

Разновидностью естественных групп являются тренинговые и терапевтические группы. Специально останавливаться на них не имеет смысла, так как они символизируют собой созданную психологами некую искусственную реальность, полезную членам группы в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений.

Ключевые слова: Подростки, Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Условия формирования групп подростков
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Групповая психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Формирование групп и команд
Столяренко Л.Д. - психология управления (Высшее образование)
Управление внутригрупповыми и межгрупповыми конфликтами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Детский и подростковый алкоголизм: причины и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Общение в подростковом возрасте
Кон И.С. - Психология ранней юности
Группа как объект управления
Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления
Мозговая атака
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Оставить комментарий