Классификация мотиваций

Различают биологические и социальные мотивации.

Биологические мотивации, они же основные влечения, или низшие, простые, первичные мотивации. Они направлены на удовлетворение ведущих биологических потребностей индивидуумов по сохранению их вида или рода. К ним относятся мотивации голода, жажды, страха, агрессии, половые влечения, различные родительские, в частности материнские, температурные и другие влечения. Близко к этой группе мотиваций примыкают так называемые позывы, например к мочеиспусканию и дефекации.

Ведущими биологическими потребностями являются:

  1. пищевая потребность, характеризующаяся уменьшением в организме уровня питательных веществ;
  2. питьевая потребность, связанная с повышением осмотического давления;
  3. температурная потребность - при изменении температуры тела;
  4. половая потребность и др.

Можно одновременно испытывать несколько потребностей, однако всегда имеется ведущий параметр общей метаболической потребности - доминирующая потребность, наиболее важная для выживания особи, или ее рода, которая строит поведенческий акг, направленный на ее удовлетворение.

Социальные мотивации - они же высшие, или вторичные, строятся на основе врожденных биологических мотиваций путем общения индивидуумов со средой обитания, родителями и окружающими их живыми существами, а у человека - и с социальной средой. В формировании социальных мотиваций значительное место принадлежит воздействию различных факторов внешней среды, обучению, механизмам памяти. На основе воспитания у человека удовлетворение пищевых, половых и других биологических потребностей приурочено к определенному месту и времени.

Социальные мотивации человека формируются в процессе общественного воспитания, обусловливаются нормами морали и права и соответствующим законодательством, присущим любому общественно-экономическому строю.

Как биологические, так и социальные мотивации определяют практически все формы выраженной целенаправленной деятельности живых существ, строящейся на основе иерархии различных биологических и социальных потребностей.

После удовлетворения ведущей потребности доминирующей становится другая, наиболее важная в биологическом или социальном значении потребность.

Материалы по теме
Мотивация в подростковом возрасте
Кулагина И.Ю., Личность школьника
О положительной и отрицательной мотивации
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Мотивационные ожидания личности
В. В. ГОЛУБЕВ; Вестник КГУ им. НА. Некрасова • 2008, том 14
Мотивация труда: мотивы и стимулы
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Мотивации и эмоции
...
Генезис теории мотивации
Менеджмент. Учебное пособие
Виды мотивации персонала
Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом
Индивидуальные особенности мотивации
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Оставить комментарий