3. Фрейд в своем исследовании нашел ответ на вопрос о происхождении религии в человеческой цивилизации. Большая часть его работ в области психологии религии направлена на разрешение этой проблемы. В своей первой публикации по этому вопросу («Навязчивые действия и религиозные обряды», 1907) Фрейд указывает на определенные параллели между невротическими обрядами и религиозными ритуалами. Он обнаружил важные сходства в этих проявлениях человеческой натуры. Оба мероприятия, по его словам, осуществляются со скрупулезным вниманием к каждой детали, они проводятся в отрыве от всех других видов деятельности и не терпят перерыва, и их нереализация вызывает тревогу или чувство вины.
Есть, конечно, очевидные различия. В отличие от невротических ритуалов, священные обряды осуществляются во взаимодействии с другими членами сообщества. Религиозная торжественность имеет смысл в каждой детали, в то время как невротику частные детали кажутся совершенно бессмысленными.
В своей клинической практике Фрейд сделал вывод, что компульсивные ритуалы невротиков направлены против сексуального импульса. Суть их — защита от соблазна совершить запрещенное действие, и отчасти как защита от предполагаемого несчастья, которое невротик испуганно ожидает. Навязчивые действия дают в какой-то степени удовольствие, которое они призваны предотвратить.
3. Фрейд полагает, что формирование религии тоже, похоже, основано на подавлении и отказе от определенных инстинктивных импульсов. В этом случае, однако, отклоняются импульсы не только сексуальной природы, но и иные эгоистические, также являющиеся социально вредными. Тем не менее результат имеет много общего с невротическими ритуалами. Борьба религиозных лиц с соблазном, чувство вины и тревожное ожидание божественного возмездия были знакомы задолго до того, как были описаны неврозы. В религиозной сфере процесс подавления также имеет лишь временный успех, что время от времени побуждает к актам покаяния. Кроме того, существует тенденция к подмене главной озабоченности на мелочи, и в связи с этим мелочи религиозной практики становятся главными.
Религия, как заключает Фрейд, может рассматриваться как навязчивый невроз, а любой невроз может быть описан как частный случай искаженной религии.
Параллели между невротическими предрассудками и религиозным поведением также стали предметом особого интереса Фрейда в книге «Тотем и табу» (1913), в которой он взялся объяснить две вещи, связанные с практикой некоторых примитивных народов. Общее происхождение членов племени символизировалось посредством какого-либо объекта, как правило, животного. Этот тотем, как его называют, считается священным и не может быть убитым. И эти народы также разработали и установили табу, в том числе запреты, направленные на предотвращение сексуальных отношений между членами одного клана. Опять сходство с неврозом навязчивых состояний кажется очевидным. Прежде всего, это представление о необъяснимости запретов, непоколебимой убежденности, что надругательство над ними, вольное или невольное, будет автоматически и сурово наказано. Это приводит к торжественным актам искупления, покаяния и очищения, которые ни в коем случае не должны быть упущены.