Ранняя детская нервность

Ранняя детская нервность (невропатия, врожденная нервность, конституционная нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез и др.) — наиболее распространенная форма психоневрологических нарушений у детей раннего возраста, которая проявляется выраженной вегетативной дисфункцией, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В детской неврологической клинике обычно применяется термин «ранняя детская нервность», психиатры чаще пишут о невропатии. Это состояние не является конкретной болезнью в истинном понимании, а представляет собой лишь фон, который предрасполагает к возникновению в последующем неврозов и неврозоподобных состояний, психозов, патологического развития личности.

Причины возникновения ранней детской нервности. В возникновении ранней детской нервности решающее значение придается наследственности и органическому поражению головного мозга на ранних этапах его развития (до родов, во время родов и в первые месяцы жизни). Роль конституционно-генетических факторов подтверждается данными семейного анамнеза. Во многих случаях один или оба родителя были повышенно возбудимыми, а в родословной часто встречаются лица с выраженными эмоциональными расстройствами, тревожно-мнительными чертами характера. Не меньшее значение имеют резидуально-органические церебральные расстройства, при которых поражение мозга наступает преимущественно до и во время родов. На это указывают большая частота патологического течения беременности у матери — генитальные и экстрагенитальные заболевания, особенно сердечно-сосудистой системы, гестозы беременности, явления угрожающего выкидыша, предлежание плода, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, преждевременные роды, асфиксия плода, родовая черепно-мозговая травма и т.д.

Причиной органического поражения головного мозга могут быть также различные инфекции, интоксикация, гипоксические состояния в первые месяцы постнатального онтогенеза.

Механизмы развития ранней детской нервности. Механизм возникновения ранней детской нервности следует рассматривать с позиции возрастной эволюции мозга в послеродовом периоде. Как известно, в определенные периоды жизни этиологические факторы могут вызывать аналогичные изменения со стороны нервной системы и психической сферы. Это обусловлено преимущественным функционированием определенных нервных структур, которые обеспечивают ответные реакции организма и его адаптацию к окружающей среде. В течение первых 3 лет жизни наибольшая нагрузка приходится на вегетативную нервную систему, так как регуляция вегетативных функций (питание, рост и др.) формируется раньше, чем регуляция моторики. В этой связи В. В. Ковалев (1969, 1973) выделяет четыре возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков: соматовегетативный (от рождения до 3 лет), психомоторный (4—10 лет), аффективный (7—12 лет) и эмоциональ-но-идеаторный (12—16 лет). При соматовегетативном уровне реагирования различные патологические процессы, воздействующие на организм, в основном приводят к полиморфным вегетативным расстройствам.

Классификация ранней детской нервности. В соответствии с результатами исследований отечественных и зарубежных авторов различают три следующих клинико-этиологических типа синдромов невропатии (ранней детской нервности): синдром истинной, или конституционной, невропатии, синдром органической невропатии и синдром невропатии смешанного генеза (конституционально-энцефалопатическая). Г. Е. Сухарева (1955) в зависимости от преобладания тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей различает два клинических варианта невропатии: астенический, характеризующийся застенчивостью, робостью детей, повышенной впечатлительностью, и возбудимый, при котором преобладают аффективная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

Клинические проявления ранней детской нервности. Для ранней детской нервности характерны выраженная вегетативная дисфункция, повышенная возбудимость и, нередко,быстрая истощаемость нервной системы. Указанные нарушения в виде различных сочетаний особенно четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, а в дальнейшем постепенно нивелируются или переходят в другие пограничные нервно-психические расстройства.

При обследовании таких детей обращает на себя внимание общий вид ребенка: выраженная бледность кожных покровов с циа-нотичным оттенком может быстро сменяться гиперемией, уже на втором полугодии жизни в отдельных случаях могут быть обморо-коподобные состояния при перемене положения тела из горизонтального в вертикальное. Зрачки обычно расширены, их величина и реакция на свет могут быть неравномерными. Иногда в течение 1—2 месяцев наблюдается спонтанное сужение или расширение зрачка. Пульс обычно лабильный и неустойчивый, дыхание аритмично.

Особенно характерны повышенная возбудимость, общее беспокойство и нарушение сна. Такие дети почти постоянно кричат, плачут. Родителям трудно установить причину беспокойства ребенка. Он вначале может успокаиваться во время кормления, но вскоре и это не приносит желаемого облегчения. Стоит его во время плача взять на руки и покачать, как он будет этого требовать в дальнейшем настойчивым криком. Такие дети не хотят оставаться одни, они своим постоянным криком требуют повышенного внимания. Практически во всех случаях резко нарушен сон: извращается его формула— сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Нередко и при абсолютной тишине ребенок просыпается с внезапным криком. В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи, дифференцировать которые можно лишь на 2—3-м году жизни.

Рано возникают кратковременные быстрые вздрагивания во сне. Такие состояния, как правило, не имеют ничего общего с генерализованными и фокальными припадками, а назначение противосудо-рожных средств не приводит к уменьшению частоты подергиваний. Характерно также наличие общих вздрагиваний в бодрствующем состоянии, которые обычно наступают под влиянием даже незначительных раздражителей, а иногда и спонтанно. Уже к концу первого — на втором году жизни они сидят, раскачиваются перед сном, излишне подвижны, не находят себе места, сосут пальцы, кусают ногти, чешутся, ударяются головой о кроватку. Создается впечатление, что ребенок специально наносит себе повреждения, чтобы еще больше кричать и проявлять беспокойство.

Ранним признаком невропатии являются нарушения пищеварения. Первое его проявление — отказ от груди. Причину этого состояния установить трудно. Возможно, вследствие вегетативной дисфункции у ребенка не наступает сразу координированная деятельность желудочно-кишечного тракта. Такие дети, лишь начав сосать грудь, становятся беспокойными, кричат, плачут. Не исключено, что причиной такого состояния является временный пилороспазм, спазмы кишечника и другие нарушения. Вскоре после кормления могут появиться срыгивания, рвота, довольно частые кишечные расстройства в виде усиленной или пониженной перистальтики, вздутия живота, поносов или запоров, которые могут чередоваться.

Особенно большие трудности возникают с началом прикорма грудного ребенка. Он нередко избирательно реагирует на различные питательные смеси, отказывается от приема пищи. В ряде случаев только попытка кормления, в том числе грудного, или один вид пищи вызывают у него резко отрицательное поведенческое состояние. Нарушение аппетита постепенно нарастает. Переход к более грубой пище также вызывает ряд негативных изменений. Это прежде всего нарушение акта жевания. Такие дети жуют медленно, неохотно или вообще отказываются от приема плотной пищи. В ряде случаев могут наступить явления дезинтеграции жевательно-глотательного акта, когда медленно пережеванную пищу он не может проглотить и выплевывает изо рта. Нарушение приему пищи и снижение аппетита могут перейти в анорексию, которая сопровождается трофическими изменениями.

Такие дети весьма чувствительны к изменению погоды, что способствует усилению вегетативных нарушений. Они плохо переносят детские инфекции и вообще различные простудные заболевания. В ответ на повышение температуры тела у них часто возникают генерализованные судорожные припадки, общее возбуждение, бред. В ряде же случаев повышение температуры тела носит неинфекционный характер и сопровождается нарастанием сомато-вегетативных и неврологических нарушений.

При наблюдении за детьми, страдающими ранней детской нервностью, выявляется снижение порога чувствительности к различным экзо- и эндогенным воздействиям. В частности, они болезненно реагируют на индифферентные раздражители (свет, звук, тактильные воздействия, мокрые пеленки, изменения положения тела и т.д.). Особенно негативная реакция на инъекции, обычные обследования и манипуляции. Все это быстро фиксируется, а в дальнейшем только вид аналогичной обстановки сопровождается выраженным страхом. К примеру, такие дети, которым делали инъекции, очень беспокойно ведут себя во время осмотров врача и любого медицинского персонала (страх белых халатов). Постоянно возникает повышенный инстинкт самосохранения. Он выражается в страхе новизны. В ответ на небольшое изменение внешней обстановки резко усиливаются капризность и плаксивость. Такие дети очень привязаны к дому, к матери, постоянно ходят за нею следом,, боятся даже кратковременно оставаться одни в комнате, отрицательно реагируют на приход посторонних лиц, не вступают с ними в контакт, ведут себя робко и застенчиво.

Установлены также некоторые клинические отличия в зависимости от формы ранней детской нервности. Так, при синдроме истинной невропатии вегетативные и психопатологические расстройства обычно начинают проявляться не сразу после рождения, а на 3—4-м месяце жизни. Это обусловлено тем, что нарушение вегетативной регуляции начинает проявляться лишь при более активном взаимодействии с окружающей средой — проявление эмоциональных реакций социального характера. В таких случаях на первое место выступают нарушения сна, хотя довольно четко представлены и нарушения пищеварительного тракта, а также разнообразные отклонения в эмоционально-волевой сфере. Общее психомоторное развитие таких детей, как правило, нормальное, и может даже идти с некоторым опережением средних возрастных норм; ребенок может довольно рано удерживать головку, сидеть, ходить нередко начинает в возрасте до года.

Синдром органической невропатии, как правило, проявляет себя уже с первых дней жизни. Еще в роддоме у такого ребенка возникает повышенная нервнорефлекторная возбудимость и выявляются признаки легкого органического поражения нервной системы. Они характеризуются изменчивостью мышечного тонуса, который периодически может быть то несколько повышенным, то сниженным (мышечная дистония). Как правило, повышена спонтанная мышечная активность.

У таких детей личностный компонент невропатического синдрома менее выражен, чем при синдроме истинной (конституционной) невропатии, а на первое место выступают церебрастеничес-кие расстройства. Эмоциональные и личностные нарушения у больных этой группы малодифференцированны, определяется инертность психических процессов.

При синдроме органической невропатии может наблюдаться небольшая задержка темпов психомоторного развития, они в большинстве случаев на 2—3 месяца позже своих сверстников начинают самостоятельно стоять, ходить, может отмечаться общее недоразвитие речи, обычно легкой степени выраженности.

Синдром невропатии смешанного генеза занимает среднее по-, ложение между двумя приведенными выше формами. Он характеризуется наличием как конституционных, так и слабовыраженных органических неврологических расстройств. При этом на первом году жизни клинические проявления данной патологии больше зависят от энцефалопатических расстройств, в то время как в последующие годы она приближается к проявлениям синдрома истинной невропатии. Общее психомоторное развитие таких детей в большинстве случаев нормальное, хотя может быть несколько замедленным, но крайне редко ускоренным.

Диагностика. Диагноз ранней детской нервности и различных ее клинических вариантов не представляет особых затруднений. Он основывается на раннем возникновении (первые дни или месяцы жизни) характерных симптомов, появление которых в большинстве случаев не связано с соматическими и неврологическими заболеваниями в послеродовом периоде. В случае возникновения вегетативной дисфункции, эмоциональных и поведенческих расстройств после перенесенных экзогенных заболеваний имеется четкая причинно-следственная связь между этими состояниями. Кроме того, в таких случаях часто встречается различной степени выраженности задержка психомоторного развития, которая не характерна для синдрома истинной невропатии.

Различные вегетативные и поведенческие расстройства могут встречаться у детей, даже первых месяцев жизни, после психо-травмирующих воздействий (обычно при внезапном изменении внешней обстановки). Здесь также существенную роль играет анализ причинно-следственных отношений.

Течение и прогноз. С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются, что в определенной степени зависит от формы данной патологии. Лишь в единичных случаях к дошкольному периоду жизни исчезают все психоневрологические расстройства и ребенок становится практически здоровым. У него нередко выявляются различные вегетативно-сосудистые расстройства и эмоционально-поведенческие изменения, нарушения со стороны двигательной сферы и постепенно формируются конкретные формы неврозов (в том числе патологические привычки детского возраста) или неврозоподобные состояния. При длительной сохранности клинических проявлений невропатии создается фон для формирования психопатий.

У детей с синдромом истинной невропатии вегетативные нарушения в большинстве случаев регрессируют, а на первый план выступают психические отклонения в виде повышенной аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, склонностью к недифференцированным страхам. На этом фоне под влиянием острых или хронических психотравмирующих конфликтных ситуаций часто возникали системные или общие неврозы в виде тиков, заикания, энуреза, энкопреза и др.

У больных органической невропатией в возрасте 4—б лет преимущественно наблюдаются вегетативно-сосудистые расстройства, синдром двигательной расторможенности (гиперактивности) и неврозоподобные состояния моносимптомного характера. По нашим данным, весьма характерна трансформация вегетативно-сосудистых нарушений в более очерченный синдром вегетативной дисто-нии. Так, на третьем году жизни часто возникают вегетативные пароксизмы во время сна (ночные страхи и ночные кошмары) или в бодрствующем состоянии (например, обмороки). К концу дошкольного возраста такие дети часто жаловались на болевые ощущения в области сердца, живота, периодически у них наступали нарушения дыхания. Постепенно к среднему школьному возрасту развивается вегетативная дистония с наличием постоянных (чаще) или пароксизмальных нарушений.

В более ранние сроки возникает синдром двигательной расторможенности (гиперактивности), который становится заметным уже на втором году жизни. Он проявляется необузданностью поведения, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, частой переключаемостью на другие виды деятельности, отсутствием целенаправленности, инертностью и быстрой истощаемостью психических процессов.

Моносимптомные расстройства на фоне органической невропатии по внешним проявлениям аналогичны таковым при истинной невропатии (энурез, энкопрез,тики, заикание), но механизм их возникновения различный. При этом главную роль играют не психо-травмирующие факторы, а соматические заболевания. Истинные неврозы у этих детей возникают относительно редко.

При синдроме невропатии смешанного характера часто появляются аффективные респираторные припадки, различные виды реакций протеста. Такие дети повышенно возбудимы, эгоцентричны, они проявляют патологическую упрямость и капризность при достижении своих желаний. Отмечено также, что у них отсутствует соответствие между слабо представленными органическими неврологическими расстройствами и четко выраженными невропатическими нарушениями.

Лечение. При лечение ранней детской нервности независимо от ее клинических форм первостепенное значение имеет организация правильного режима и воспитания ребенка. Это прежде всего касается кормления и сна, которые должны осуществляться в одно и то же время. Однако ребенок из-за выраженного беспокойства и вегетативных нарушений часто выходит из определенного режима. Поэтому следует по возможности выявить различные моменты, которые вызывают беспокойство и плач, и попытаться их устранить. Если же у ребенка после кормления возникают частые сры-гивания, рвота и постепенно развивается отвращение к еде, то не следует кормить его насильно. Это только усугубит нежелательные проявления. В таких случаях следует кормить реже, чтобы возникло чувство голода. Необходимо также избегать перевозбуждения детей, особенно перед сном. Отношение к ребенку должно быть спокойным, требовательным — соответственно возрасту. Излишние раздражители, в том числе изобилие игрушек, стремление дать ему максимум положительных эмоций только усугубляют невропатические нарушения. Когда же с возрастом возникают страхи, постоянная привязанность только к одному члену семьи (чаще к матери), не следует пугать его, насильно от себя отталкивать, а лучше воспитывать мужество, стойкость, постепенно приучать к самостоятельности и преодолению трудностей.

Медикаментозное лечение назначается при необходимости врачом, включает общеукрепляющие средства и седативные препараты, в том числе и ноофен. Следует широко использовать водные процедуры (ванны, плавание, души, обтирания), занятия вместе со взрослым гигиенической гимнастикой.

Ключевые слова: Невроз
Материалы по теме
Распространенность неврозов
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Депрессивные реакции и депрессивные неврозы
Тёлле Р. Психиатрия
Невроз страха
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Школьный невроз
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Неврозоподобные состояния
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Диагностика неврозов
Карвасарский Б.Д., Неврозы
Невроз навязчивых состояний у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Головная боль при неврозах
Карвасарский Б.Д., Неврозы
Оставить комментарий