Профилактика пенитенциарной преступности

Профилактика понимается не только как деятельность, направленная на выявление и устранение (или нейтрализацию) причин и условий преступлений, но и на их компенсацию, замену причинами и условиями нормотипического, во всяком случае, правомерного поведения. Поэтому методы микросредовой (общей) профилактики преступлений в ИУ можно разделить на: 

  • методы выявления;
  • методы устранения и компенсации причин и условий преступлений.

А. Методы выявления внешних условий преступлений в ИУ:

1)    Проверка деятельности различных подразделений ИУ вышес-тояшими и контрольно-надзорными управлениями, по службам (оперативная, безопасности, воспитательная, производственная, медицинская и др.), а также надзор со стороны прокуратуры, различные инспекции и инвентаризации, ревизия и т. п.

2)    Криминологическое исследование и выявление:

  • а) «криминогенных зон» в ИУ, где наиболее часто и в определенные периоды времени совершаются преступления и злостные правонарушения;
  • б)    наиболее типичных и серьезных и в то же время специфичных для каждого ИУ недостатков по различным направлениям их деятельности (опять же — оперативная, безопасности, воспитательная, производственная, бытовая, медицинская, досуговая и т. д.), которые чаще всего способствуют развитию конфликтных ситуаций в криминогенные и непосредственному совершению там преступлений;
  • в)    технических несовершенств надзора, охраны, воспитания, труда, быта, досуга и других сторон жизнедеятельности осужденных;
  • г)    количественных и качественных изменений состава осужденных;
  • д)    преступной субкультуры осужденных, ее особенностей в каждой колонии и тюрьме;
  • е)    кадровых упущений с точки зрения профессионального отбора, подготовки и переподготовки, повышения квалификации и др.

3)    Оперативные приемы деятельности, которые также могут быть направлены на выявление криминогенных зон, группировок осужденных с их лидерами, авторитетами, «ворами в законе» и т. п.

4)    Выход на место, рейды по всей территории ИУ.

Приемы, при помощи которых осуществляется выявление — это обычно различные исследовательские методы: анализ документов и наблюдение, отдельные виды опросов (интервью, беседа, анкетирование), эксперимент, тестирование, социометрические измерения и др.

Б. Методы устранения, нейтрализации или компенсации внешних условий преступлений в ИУ:

  1. Конструктивная технологическая разработка принципиально новых средств компьютерного сбора, обработки, использования информации о конкретных ИУ по направлениям их деятельности; внедрение современных технических средств охраны и надзора за осужденными, в частности, технически возможно введение средств повсеместного круглосуточного наблюдения за осужденными или только в криминогенных зонах; усовершенствование технических средств проверки посылок, передач, писем, осмотра автомашин, обысков и осмотра осужденных и вообще внедрение современной спецтехники.
  2.  Укомплектование ИУ высококвалифицированными кадрами, их подбор, расстановка, повышение квалификации.
  3.  Комплексные профилактические операции в ИУ, связанные с мобилизацией всех подразделений, сил и средств колонии, управления, привлечение сил из других колоний для решения наболевших вопросов — например, для пресечения групповой голодовки и забастовки с целью предупреждения массового преступного поведения; для перекрытия каналов проникновения запрещенных веществ и др.
  4. Организация оперативного обмена информацией между различными подразделениями ИУ — о группировках, лидерах, криминогенных ситуациях, показателях их криминализации, постановке на учет субъектов ситуации.
  5. Недопущение превышения фактического контингента осужденных над лимитом насыщенности некоторых колоний за счет перераспределения осужденных между колониями, расширения действующих и строительства новых, современных ИУ.
  6. Повышение дисциплинированности среди сотрудников ИУ за счет правильной дисциплинарной практики, организации контроля, высокой зарплаты, максимально — минимальных пределов зарплаты, продвижения по службе, поощрений и взысканий вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности сотрудников-преступников.

Групповая профилактика преступлений — это направленное самовнушение в специально созданных или в стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации. Актуальность групповой профилактики преступлений в ИУ определяется следующим: а) поскольку ИУ представляет собой концентрацию огромной массы преступников, то это уже сама по себе криминогенная ситуация, которая не может не порождать преступлений в ИУ; б) кроме того, в ИУ чаще всего действуют, как это уже известно, конфликтные криминогенные ситуации, порождающие и насильственное, и корыстное преступное поведение, и уклонение от наказания; в) вместе с тем в ИУ распространена управленческая криминогенная ситуация, встречается и экстремальная криминогенная ситуация, порождающие корыстные и технические неосторожные преступления. Функционирует и виктимно-криминогенная ситуация. Поэтому организация в ИУ групповой профилактики преступлений весьма необходима. В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений в ИУ должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов в работе с группами — и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и других специалистов узкого профиля. В ИУ могут применяться все типы групповой профилактики преступного поведения: и межличностный или внутригрупповой, и межгрупповой, и колллективный — это направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы; и массовый — это сплошное воздействие через полубессознательное на всех осужденных.

Образцом коллективной профилактики преступлений может служить коммуна (колония), созданная, в свое время, А. С. Макаренко, реализованная у нас в стране в Вологодском эксперименте (И. П. Зайцев, В. Ф. Клюкин и другие ученики А. С. Макаренко), а также в Дании, в некоторых штатах США и других странах.

Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних и женщин осуществила А. С. Новоселова 32 (группы по 10-15 человек) в программе педагогического аутотренинга, включающей и массовый вариант. Программа выдержала множество редакций. Она существует более 20 лет. Применяется направленное внушение и самовнушение, воспитание и самовоспитание, психогигиена и психопрофилактика.

При исполнении лишения свободы могут применяться различные направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы — и групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т. п. с использованием различных приемов: психодрама и социодрама, совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т. д. Чем разнообразнее, тем лучше.

Поскольку в ИУ наиболее актуальна конфликтная криминогенная ситуация, рассмотрим разработанные в литературе методы ее выявления, предупреждения, разрешения.

Методы выявления конфликтных криминогенных ситуаций:

  1.  Криминолого-психологическое исследование в ИУ.
  2. Оперативные приемы выявления.
  3. Выход на место, обход жилых и производственных зон, рейды и иные способы.

При этом следует обращать особое внимание на: а) ранее враждовавших между собой либо родственников, друзей враждующих; б) склонных к занятию запрещенной деятельностью (азартные игры, запрещенные связи) и т. п.; в) склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; г) обладающих повышенной агрессивностью, например истерических и возбудимых психопатов; д) презираемых основной массой осужденных, скомпрометировавших себя (пассивные гомосексуалисты, «крысятники», т. е. ворующие у «своих» же и др.); е) лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попадающих в зависимость от других, например тормозимых психопатов.

Методы предупреждения конфликтных ситуаций: 1) формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения;

2)    создание различных советов бригад, бригадиров, профилактики правонарушений и т. д., которые должны умерять отдельных «активистов»;

3)    контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных; 4) дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации — агрессивной и корыстной; 5) изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам; 6) разложение отрицательных группировок осужденных как неустойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения, а также применяя иные приемы. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной концентрацией различных «воров в законе», авторитетов, лидеров в одной колонии, едином помещении камерного типа, в тюрьме, например, так называемый «Белый лебедь»35; постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания; 7) организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и пр.; 8) поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, «семей»; 9) создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей; 10) социотехника: а) «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности; б) «прививка» — введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой необходимо взаимодействие; 11) создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию уважительного к ним отношения.

Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций в ИУ путем внедрения в качестве субъекта: 1) переориентирование субъектов ситуации путем информирования о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации; 2) сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуждения к обоим; 3)разобщение субъектов ситуации — это ограничение или лишение возможности общения путем: а) перевода на отдаленные рабочие и спальные места, другое звено, бригаду, отряд; б) изоляции в штрафном изоляторе или помещении камерного типа; в) этапирования в другое ИУ.

Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ, которые можно разделить на методы: выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в ИУ норм осужденных; их изучения; учета, контроля и воздействия на них.

А. Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на: а) оперативные способы, б) приемы изучения окружающей микросреды, в) средства проведения криминально-психологического, криминопенологического исследования и др. Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных: 1 — склонных к совершению побегов и иных уклонений; 2 — совершивших преступления в ИУ; 3 — систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания; 4 — подпадающих под административный надзор; 5 — имеющих психические аномалии; 6 — склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; 7 — склонных к азартным играм; 8 — не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших постоянного места жительства; 9 — переведенных в ИК из ВК; 10 — проявляющих к администрации ИУ и др. осужденным агрессивный стереотип поведения, вообще склонных к насилию; 11 — гомосексуалистов и др.

Б. Методы изучения осужденных — это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику приложения: а) анализ документов — уголовных и личных дел, переписки; б) опрос лиц, хорошо знающих осужденного; в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую он входит; г) тестирование; д) эксперимент; е) беседа с иными осужденными и др.

В. Методы учета отклоняющихся от норм осужденных в исправительных учреждениях можно подразделить на картотечный, встречающийся еще во многих учреждениях, особенно с особыми условиями хозяйственной деятельности (лесных) в связи с недостатками госбюджетного финансирования, разорения колоний и пр.; компьютерный учет, заключающийся в собрании всей информации на отклоняющихся в исправительном учреждении осужденных, который внедрен в экспериментальных учреждениях, а также в тех колониях, которые нашли свое место в новой экономической системе и могут себе позволить приобретение компьютеров для этих целей; перфорационный учет в наше время в колониях практически уже не встречается.

Г. Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:

  1. контроль при помощи оперативных приемов;
  2. монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами отклоняющихся от норм осужденных при работе в колонии какой-либо исследовательской группы или осуществляемого по специальному заказу, например, в колониях для пожизненно осужденных; 
  3. осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров осужденных, которые осуществляются в обязательном порядке относительно всех осужденных независимо от их поведения;
  4. беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.

Д. Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на осужденных: 1) аудио- и видеозапись индивидуального приема осужденного с выдачей ему кассеты для работы над собой; 2) внушение, гипноз, аутотренинг под руководством психолога учреждения, направленное самовоспитание; 3) индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера, обычно реализуемые только в некоторых воспитательных колониях для несовершеннолетних мужского и женского пола; 4) «хобби» в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности. Об этом писал еще Ф. М. Достоевский. Занятия в колониях весьма распространены, ибо это еще и путь заработка, занятия какого-либо привилегированного положения в колонии; 5) приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов осужденных, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов и др. Во многих колониях сейчас возродилось издание газет и журналов осужденных; 6) беседы; 7) перевод в другой отряд, бригаду, место исполнения наказания; 8) помещение в штрафной изолятор, помещение камерного типа и другие средства взыскания; 9) задержание и применение специальных средств (наручники, дубинка, газовое воздействие и др.); 10) просмотр специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами, визуально не воспринимаемыми и прослушивание компакт-дисков со вставленными звуками; 11) использование общественного мнения осужденных с целью выдвижения кого-нибудь или — наоборот для дискредитации и др.

 

Источник: 
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Социальная профилактика преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Методы микросредовой профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Методы групповой профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Методы индивидуальной профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики корыстной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Основные направления профилактики насильственных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики неосторожных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики преступлений несовершеннолетних
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Оставить комментарий