Сначала определимся с общими методами индивидуальной профилактики, к которым относят беседы; индивидуальное воспитание прежде всего в семье, школе; применение мер дисциплинарного и административного воздействия; аутотренинг, самовоспитание и многие другие, разработанные в педагогике и психологии.
Рассмотрим специально-криминологические методы индивидуальной профилактики преступлений, которые можно разделить на пять групп методов:
- выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в обществе норм, правил поведения;
- изучения граждан, могущих стать предметом профилактики на основе еще не принятого закона о профилактике
- выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в обществе норм, правил поведения;
- учета и контроля
- воздействия на них.
A) Методы выявления лиц, отклоняющихся от норм, можно подразделить на:
- а) оперативные способы
- б) приемы изучения окружающей микросреды
- в) средства проведения криминально-психологического исследования и др. Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением граждан в зависимости от типа предполагаемого и ожидаемого преступного поведения.
Б) Методы изучения:
1. Документальный анализ:
- а) официальных документов — уголовных и личных дел, иных документов;
- б) личных документов — автобиографий, писем, дневников, сочинений и прочих.
2. Наблюдение как открытое, так и скрытое, включенное, естественное, экспериментальное и т. д. микросреды, окружающей лицо, отклоняющееся от норм; группировок, в которые он входит и его места в стратификации, иные.
3. Тестирование граждан с применением субъективных (объективных) и проективных тестов. Причем, проективные, направленные на выявление различных элементов подсознания, несмотря на их, как правило, малую емкость, могут быть признаны и более эффективными именно для отклоняющихся лиц, хотя бы еще и потому, что они интересны в работе — и различные картинки, и чернильные пятна, и неоконченные предложения, и пр. Из объективных можно выделить Шестнадцатифакторный опросник Р. Б. Кэттэлла, MMPY и др.
4. Опрос граждан: а) анкетирование; б) интервьюирование; в) беседа. При этом можно выделить опрос лиц, хорошо знающих лиц, отклоняющихся от норм, беседы с иными лицами, знающими этих лиц и др.
5. Эксперимент и т. д.
В) Встречающиеся методы учета отклоняющихся от норм граждан:
- Картотека — систематизированное собрание карточек со сведениями на отклоняющихся лиц, в частности, членов неформальных молодежных и иных группировок, например, спортивных, музыкальных фанатов, нелегальных сект, включающая в себя пофамильное распределение и группировку по видам объединений, отклонений и т. п.
- Компьютерный учет, заключающийся в собрании всей информации на отклоняющихся лиц, начиная с семьи, непосредственного окружения, мест работы, связей, мест исполнения наказаний, присоединяя фабулу всех совершенных правонарушений и преступлений, результаты медицинских обследований, тестовых испытаний, дисциплинарных, административных и пр. правонарушений с их фабулой, иные исследовательские данные при принятии закона о профилактике с включением этих положений по примеру Канады.
- Перфорация при помощи перфолент и перфокарт, т. е. системы отверстий на ленте или листе картона, расположение которых соответствует коду записываемой информации для оперативного использования, ввода в ЭВМ и пр.
Г) Распространенные методы контроля над лицами, отклоняющимися от норм, стоящими на учете:
- Контроль при помощи оперативных приемов.
- Монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами.
- Осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров и другие приемы, которые могут применяться в соответствии с полномочиями суда (ст. 29 УПК РФ).
- Беседа, опрос иных граждан, сотрудников правоохранительных органов, интервью и др.
Д) Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на лиц, отклоняющихся от норм, при указании о том в законе о профилактике преступлений:
1. Аудио- и видеозапись индивидуального приема лиц, отклоняющихся от норм, с выдачей им кассеты для работы над собой.
2. Внушение, гипноз.
3. Аутотренинг под руководством психолога.
4. Направленное самовоспитание.
5. Индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера.
6. «Хобби» в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности.
7. Приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов и др.
8. Беседы.
9. Средства и меры дисциплинарного, административного взыскания при наличии юридических оснований.
11. Задержание при необходимости и также наличии юридических оснований.
12. Применение специальных средств (наручники, дубинка, газовое воздействие и др.) при необходимости и опять же наличии юридических оснований.
13. Индивидуальное знакомство сотрудника правоохранительного органа с будущей женой, товарищем, сотрудником лиц, отклоняющихся от норм, при наличии юридических оснований и т. п.
14. Просмотр лицами, отклоняющимися от норм, специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами (25 кадр), визуально не воспринимаемыми; а также прослушивание компактдисков, где на музыку накладываются звуки сирены милицейской машины и информация об уголовных наказаниях на частоте 20 тыс. герц (крайний предел, воспринимаемый ухом человека и не анализируемый сознанием), в целом содержащих профилактическую информацию также при наличии юридических оснований.
15. Использование общественного мнения окружения лиц, отклоняющихся от норм, с целью выдвижения кого-нибудь или, наоборот, для дискредитации.
16. Психодрама (др.-греч. — душа, дыхание + др.-греч. 5рара — действие) — это моделирование жизненных ситуаций, с тем, чтобы уяснить личностный смысл этих ситуаций и конфликтов, устранить негативные реакции и внутреннюю напряженность, т. е. это процедура диагностики и психотерапии конфликтов в структуре личности.
Кроме того, меры индивидуальной профилактики рецидива делят на процессуальные, пенитенциарные и постпенитенциарные.