Групповая профилактика преступлений — это относительно длительное, направленное взаимовлияние, внушение и самовнушение, воспитание и самовоспитание в специально-созданной или в стихийно-образовавшейся и даже неформальной группе людей с целью управления внешними причинами криминогенной мотивации, ситуации и преступления.
Сначала рассмотрим общие методы групповой профилактики. Это и лекции по классам и группам школ, лицеев, колледжей, вузов, включающие элементы этического, эстетического, сексуального, экономического, технического, правового, духовного и т. п. воспитания. Это и религиозные проповеди по духовному развитию прихожан. Это совместные занятия как несовершеннолетних, лиц молодежного возраста, граждан в кружках, секциях и т. п. Здесь большое разнообразие и об этом много написано прежде всего в педагогике. А теперь о специально-криминологических методах.
Сюда включаются самые разнообразные направления деятельности правоохранительных органов.
В зависимости от объекта воздействия:
- а) выявление предкриминогенных и криминогенных ситуаций, возникающих в разных группах людей по месту работы, службы, учебы, жительства и т. п. и их учет, предупреждение криминальных ситуаций и пресечение деятельности криминогенных;
- б) регуляция развития жизненной ситуации, формирующей прежде всего криминальный жизненный опыт (развенчание лидеров и авторитетов преступного мира; вскрытие причин существования «воров в законе», обычаев и традиций преступной среды, открытие изнанки уголовной романтики, смысла человеческого существования, увлечение романтикой жизни);
- в) выявление несовместимых граждан, проживающих или сосуществующих совместно добровольно и вынужденно — соседей, военнослужащих, монахов, членов семьи, осужденных, сотрудников правоохранительных органов и их разобщение; регуляция отрицательно-эмоциональных полей, возникающих между ними; сплачивание сотрудников правоохранительных органов или создание педагогически-целесообразного коллективов, разобщение группировок преступников; поддержка и развитие стихийно возникающих неформальных объединений молодежи и граждан нейтральной и социально-позитивной ориентации. Создание делового микроклимата в правоохранительном органе с эмоционально-положительным настроем на борьбу с преступностью, деловое общение между собой.
Структура групповой профилактики преступлений. Ее образуют субъекты, типы, направления, методы и приемы деятельности.
Субъекты групповой профилактики определяются в зависимости от типа криминогенной ситуации. С группой, созданной из субъектов конфликтных криминогенных ситуаций должны работать прежде всего психологи, а также психиатры, психоневрологи, невропатологи, если группа состоит из больных лиц; сексопатологи и сексологи в работе с гомосексуалистами и при других сексуальных отклонениях граждан; суицидологи в работе с группами лиц, склонных к самоубийству, с обязательным участием граждан, заинтересованных в их судьбе; наркологи с группами наркоманов также с обязательным участием близких лиц, заинтересованных в их излечении и др.
С управленческой криминогенной ситуацией, складывающейся на государственных предприятиях, в коммерческих организациях, созданных преступниками для отмывания денег, собственной легализации; в иных трудовых коллективах должны работать прежде всего экономисты, финансисты, социологи и инженеры и, конечно же, психологи под руководством криминологов.
Управлять криминогенной ситуацией безнадзорности относительно несовершеннолетних, а также осужденных к наказаниям без лишения свободы должны помочь сотрудникам правоохранительных органов педагоги, общественные формирования и опять же психологи.
К типам групповой профилактики преступлений относятся внутригрупповая или межличностная, межгрупповая, коллективная и массовая.
Внутригрупповой (работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация) и межгрупповой (направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями) типы профилактики актуальны в работе с конфликтными криминогенными ситуациями, а также с субъектами криминогенных ситуаций безнадзорности, складывающихся вокруг несовершеннолетних и при исполнении наказаний без лишения и ограничения свободы. Эти типы профилактики, действующие обычно в искусственно подобранных группах, функционируют в среднем 6-8 недель.
Коллективный тип — это направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный педагогически-целе-сообразный коллектив — требует длительной, многолетней работы, ибо сплачивать коллектив должны единые жизненно значимые ценности и цели деятельности.
Массовая профилактика — это сплошное воздействие через полубессознательное на всех граждан села, города, осужденных, содержащихся в учреждениях закрытого и полузакрытого типа, как и коллективный тип. Массовый тип обычно ориентирован во времени на срок от полугода до года, с последующим повтором.
Основные направления групповой профилактики преступлений:
- Нравственное, этическое, правовое, эстетическое, сексуальное, экологическое, экономическое, религиозное, атеистическое, духовное и тому подобное воспитание граждан.
- Лечение психоневротических аномалий, в том числе и алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также половых извращений, функциональных сексуальных расстройств и др. болезней в группах.
- Регуляция внутриличностного психического напряжения, межличностной и межгрупповой напряженности отношений между гражданами, между гражданами и сотрудниками правоохранительных органов, между сотрудниками правоохранительных органов и др.
- Повышение квалификации субъектов ситуации (экстремальной, бесхозяйственности, безнадзорности).
Методы групповой профилактики преступлений (определяются в зависимости от направлений профилактики):
- групповая психотерапия, направленная на лечение психоневротических и иных аномалий по группам больных лиц (психотерапия — это лечение души душой);
- социогигиена, т. е. отрасль гигиены, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья групп людей с целью ресоциализации;
- психогигиена — профилактическая охрана психического здоровья человека путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности, посредством улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений, а также путей повышения сопротивляемости психики человека вредностным воздействиям среды. Могут решать задачи регуляции внутриличностной, межличностной и межгрупповой напряженности;
- совместные занятия по воспитанию и самовоспитанию, аутотренингу, йоге, внушению и самовнушению граждан, сотрудников правоохранительных органов;
- проповедь — это театрализованное музыкальное представление для граждан, прежде всего верующих, на религиозную тему: добра и зла, «не клянись вовсе», «не убий», «не кради» и др.
Приемы групповой профилактики преступлений — это конкретные средства реализации методов, и они могут заключаться в следующем:
- А) Социодрама — это моделирование членами группы жизненных личностный смысл этих ситуаций и конфликтов, устранить негативные реакции и внутреннюю напряженность, т. е. — это процедура преодоления конфликтов внутри малой группы, достижение согласия между участниками взаимодействия относительно своих функций, обязанностей и прав. Может служить способом моделирования межличностных отношений, отношений в группе, наиболее типических ситуаций, возникающих в ней, содействовать выработке соответствующих решений и т. д. В плане дальнейшей работы необходима разработка конкретных сценариев для различных проблемных групп.
- Б) Совместное участие в творческой деятельности (постановка спектаклей с актуальным для тех или иных граждан сюжетом, музыкальные занятия, чтение романтических книг с несовершеннолетними).
- В) Ролевые игры.
- Г) Групповые спортивные игры.
- Д) Групповые упражнения.
- Е) Гипноз в отношении граждан по группам.
- Ж) Групповой аутотренинг — воздействие на сознание через полубессознательное посредством управляемого косвенного и прямого самовнушения и самовоспитания через состояния релаксации для отдельных групп, могущих быть предметом групповой профилактики.
- З) Йога групповая — дыхательная гимнастика для групп граждан и сотрудников правоохранительных органов.
Есть в основном оперативные приемы групповой профилактики преступлений. На примере работы с группировками осужденных, создаваемыми в основном в местах лишения и ограничения свободы, преступников на свободе, продемонстрируем эти приемы. Еще не стойкие группировки можно разложить, например, путем развенчания их лидера, распределения ее членов по разным колониям, регионам и т. п. Более сложно разложить стойкие группировки «воров в законе». Развенчание одного лидера приведет к выдвижению другого, распределенные по иным местам отбывания наказания находят осужденных той же категории и там. Здесь необходимо устранение самих корней этих обычаев, их причин. Возможны какие-то пути их нейтрализации. Например, обеспечить вновь прибывшим осужденным связи с положительно влияющими на них членами их семей, друзьями и т. п. Взаимное «криминальное заражение» можно предупредить лишь более глубокой дифференциацией осужденных, чем существующая в законе их классификация, а также используя изолированные участки в жилой и производственной зонах и т. п. И, наконец, группировки существуют вследствие противопоставления администрации ИУ осужденным, т.е. деления на «мы» и «они». Здесь уже следует применять различные педагогические приемы.
Методы и приемы групповой профилактики преступлений нуждаются в дальнейшей доработке и развитии, ибо, как представляется, в их широком, а не только экспериментальном применении в практике правоохранительных органов — дальнейшая перспектива профилактики, ибо при ликвидации традиционных субъектов, групповая — это использование узких специалистов, в широких масштабах, в сочетании с индивидуальной, о которой и пойдет речь дальше.