Направления профилактики организованной преступности

Как только может выглядеть профилактика организованной преступности, если представить сращивание общеуголовной преступности с экономической, да еще в условиях социализма, когда собственность на средства производства является не только государственной, но еще и общенародной. А если к тому же общеуголовная преступность врастается в политическую, во власть, то тогда вообще о чем можно говорить?

Какой смысл в этом случае приобретает такой традиционный метод воздействия на любой тип преступности как борьба, что означает в данном вопросе состязание и сражение на равных государства и общества, с одной стороны, и организованной преступности — с другой, при преследовании взаимоисключающих целей. Причем, одна сторона стремится к искоренению организованной преступности или к ее ограничению, а другая — к полному подчинению государства и общества организованной преступности, образованию преступного, мафиозного государства или преследует более скромную цель контроля над государством, обществом или отдельными их институтами. В настоящее время можно констатировать практически полную победу организованной преступности над обществом и государством. Получается, что нет борьбы. Кто с кем будет бороться, если преступность уже владеет государством, управляет им?

Далее. Война с организованной преступностью, что предполагает вооруженную борьбу между сторонами, ориентированную на уничтожение путем насилия. Причем, организованная преступность уже ведет эту войну без ее объявления и фактически уже победила в ней. Война с преступностью теоретически, как уже говорилось, означает:

  1. использование оружия, иных мер безопасности в воздействии на преступные группировки, вооруженных преступников для пресечения их деятельности, при задержании, необходимом нападении и в других формах (например, объявленная война в Чечне официально была направлена на ликвидацию существовавших там форм организованной преступности, терроризма);
  2. применение смертной казни в качестве наказания за особо тяжкие преступления и к особо опасным преступникам. Компания против смертной казни, организованная сейчас, не может быть воспринята иначе, кроме как заказ организованной преступности.

Запрет на применение смертной казни, по нашему мнению, следует отменить. При этом следует иметь в виду, что 1) ошибка возможна в приговоре по любому уголовному делу, даже самому простому, на первый взгляд. Исходя из математического закона теории вероятностей, нельзя исключить вероятность любой судебной ошибки, по всякому делу, как наисложнейшему, так и наипростейшему. Но это не означает, что правосудие, уголовное право, уголовный процесс, конституция, конституционный процесс, гражданское право и гражданский процесс, административное право и административный процесс, трудовое право и дисциплинарный процесс да и все право в обществе нецелесообразно и в нем нет необходимости из одного только общечеловеческого принципа — гуманизма; 2) когда человек, совершивший особо тяжкое преступление, задержан, осужден и находится в следственном изоляторе — нельзя исключить полную вероятность того, что он может совершить побег и убить еще не одного человека. Вспомним литературные примеры — графа Монте-Кристо А. Дюма, доктора Ганнибала из «Молчания ягнят», а также многочисленные самые невероятные казусы побегов, как в России (например, при нынешней зарплате сотрудников уголовно-исполнительной системы сама вероятность подкупа чрезвычайно велика и «подогревается» самим государством). За примерами далеко ходить не надо — организатор банды в Подмосковье, совершивший серию убийств, которому смертная казнь в связи с введенным запретом на ее применение была заменена пожизненным лишением свободы, отбывая наказание, вместе с другим таким же осужденным совершил побег, при этом покалечил двух сотрудников и только случай помог его задержать), так и за рубежом (в США, Великобритании, Германии и др.). В настоящее время суды присяжных созданы практически во всех субъектах Российской Федерации, кроме Чечни.

Мы полагаем, что в настоящее время в первую очередь необходима войсковая операция Национальной гвардии, а до ее создания спецподразделений, принимавших и принимающих участие в войне в Чечне, с целью повсеместного, поголовного физического уничтожения в течение суток всех заранее оперативно выявленных, зарегистрированных и многократно перепроверенных лидеров и авторитетов преступного мира с последующим надзором прокуратуры, ибо лишь такая операция в современных условиях способна реализовать идею необходимого нападения общества и таким радикальным образом разрешить вопрос с организованной преступностью. Нормативной основой должны послужить статьи в УК «вынужденное нападение» и «необходимая оборона общества».

Потому на втором этапе программа воздействия на организованную преступность в современных условиях должна включать поголовный арест всех рядовых членов преступных организаций от «бойцов» и выше, не подвергнутых уничтожению на первом, с действиями на основании закона о борьбе с организованной преступностью; исключение возможности задействовать коррумпированную сеть сотрудников уголовной юстиции, представителей власти. И в отношении них на основе системы доказательств применять уже наказания от смертной казни (преимущественно) и пожизненного заключения до самых длительных сроков лишения свободы. Отмену применения смертной казни следует отменить немедленно. Выборы суда присяжных в Чеченской Республике можно провести хоть сегодня — препятствий к этому практически уже нет, ни законодательных, ни фактических. Пусть наши государственные деятели, ориентирующиеся на США, воспримут хоть что-то положительное из их опыта борьбы с преступностью, в частности, что в 1992 г. в США Конгресс принял закон, в соответствии с которым смертная казнь была введена более, чем за 50 новых преступлений,7 тогда как наши Конституционный Суд и Президент отменили применение смертной казни за любые виды преступлений.

Организация воздействия на организованную преступность — это

  1. внутренняя организация — жесткая дисциплина, объединение, упорядочение деятельности органов уголовной юстиции, в частности, настоятельная необходимость создания подразделений по борьбе с религиозными преступлениями, которые составляют обособленную часть организованной преступности; чистка коррумпированных рядов ФСБ, осуществляющих в настоящее время воздействие на организованную преступность, вместо ликвидированных Управлений по борьбе с организованной преступностью крайне необходимо создание новых;
  2. внешняя организация — создание новых учреждений (например, Национальной гвардии для проведения предложенной войсковой операции); возрождение старых, вспомогательных форм; упорядочение, устройство уже существующей внешней (по отношению к правоохранительным органам) деятельности воздействия на преступность (например, специально создаваемые подразделения при партиях, ориентированные на борьбу с организованной преступностью).

Компромисс с организованной преступностью — это соглашение путем взаимных уступок, причем уступки государства — это: 1) освобождение от уголовной ответственности и наказания вплоть до признания преступлений непреступными (к примеру, действий агентов, внедренных в сеть организованной преступности, вынужденных обстоятельствами к совершению, даже особо тяжких, преступлений — в противном случае их ждет раскрытие, разоблачение всей агентурной сети — здесь действуют правила крайней необходимости; членов преступных организаций, содействовавших правоохранительным органам; при добровольной сдаче оружия членами организованных преступных формирований и др.); 2) смягчение наказания, назначение наказания ниже низшего предела при наличии смягчающих обстоятельств (например, при содействии правоохранительным органам в раскрытии деятельности преступной организации, предотвращении вредных последствий своего деяния в составе преступного сообщества и проч.).

Методом воздействия на организованную преступность может быть и реабилитация освобожденных от уголовных наказаний, осужденных за участие в преступных сообществах.

Методы воздействия на организованную преступность включают также создание правовых основ профилактики на разных уровнях власти; экономические, социальные и прежде всего криминологические программы по борьбе с организованной преступностью, терроризмом; и другие меры, прежде всего криминологическая экспертиза всех принимаемых в стране законов с точки зрения их влияния на организованную преступность, как в масштабе всей страны, так и отдельных субъектов РФ. А практически нет ни одного закона, который бы не использовался организованной преступностью в своих целях. Более того, действует целая система по лоббированию интересов организованной преступности в Федеральном Собрании — в качестве примера можно назвать серию Федеральных законов от 8 декабря 2003 г., новый УПК РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и др.

Источник: 
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Субъекты, объекты и предметы профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Социальная профилактика преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Методы микросредовой профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Методы групповой профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Методы индивидуальной профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики корыстной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Основные направления профилактики насильственных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики неосторожных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Оставить комментарий