Понятие, уровни и виды профилактики преступлений

В криминологической литературе для обозначения деятельности, направленной на причины и условия преступлений, используется несколько терминов: «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «превенция», «профилактика» и др. В ряде случаев эти понятия различают, выделяя их специфическое содержание, в других — отождествляют.

Не вдаваясь в существо этих споров о понятиях, все-таки, следует отметить, что прежде чем оперировать какими-либо новыми категориями, надо сначала определиться, что автор понимает, включает в содержание того или иного понятия, категории. Притом это можно сделать в учебных целях иногда и без дополнительных споров о понятиях, часто излишних.

В этом смысле следует отметить, что в принципе эти понятия некоторым образом взаимодополняют друг друга и означают следующее:

  • предупреждение преступности и преступления, т. е. это понятие можно применять и на общесоциальном уровне — относительно недопущения преступности и ее типов (хотя как можно не допустить преступность и ее типы, если она уже существует, точнее, наверно, было бы говорить даже о каком-то пресечении преступности, усечении ее или, как сейчас модно говорить — о нормировании, удержании в определенных рамках, пределах), и на личностно-микросредовом — недопущения преступного поведения и его типов (хотя в общетеоретическом смысле и преступное поведение нельзя предотвратить, не допустить, так как оно-то существовало и при первобытно-общинном строе и никогда не исчезнет, предупредить же можно конкретное преступление, тем самым ограничить их массу — в этом смысле и используется это понятие);
  • предотвращение преступления на стадии обнаружения умысла, когда преступление de facto (фактически) уже началось, а de jure (юридически) еще нет (уголовная ответственность на этой стадии не наступает, независимо от степени общественной опасности замышляемого преступления);
  • пресечение преступной деятельности — это недопущение оконченного преступления, более опасных его последствий, новых эпизодов, прерывание на стадиях приготовления, покушения, от деяния до его последствий, от одного преступления до другого, продолжаемого и длящегося (смысл этой деятельности в том, чтобы не допустить наступления вреда, общественно-опасных последствий в материальных составах преступлений и пресечь деяние, когда оно только началось de facto (фактически) и de jure (юридически), с тем, чтобы предотвратить вообще возможность опасных, ущербных последствий в формальных составах преступлений; кроме того, прервать длящееся преступление — например, дезертирство, побег, так как, чем дольше оно длится, тем более вероятно, что человек начнет совершать и другие преступления, так как вынужден скрываться, жить нелегально, для того только, чтобы прокормиться, одеться и т. п. обычно начинает совершать различного типа хищения — кражи, грабеж, разбой и пр.; помимо этого не допустить новых эпизодов продолжаемого преступления, так как, чем дольше оно продолжается, тем объективно больший вред причиняется, например, собственности, при кражах из одного источника; личности, в частности, при истязании и т. п.);
  • профилактика преступлений, под которой понимается деятельность, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин и условий преступлений на всех уровнях, а также на их компенсацию причинами и условиями нормативного, во всяком случае, правомерного поведения, в целом нормативности в обществе. При этом имеется в виду, что на личностно-микросредовом уровне преступление еще не началось и даже не задумано, но уже действуют внутренние причины и условия (сформировалась агрессивная или/и корыстная криминогенная мотивация, при наличии таких качеств личности, которые могут содействовать ее реализации, например, просто молодежного возраста, мужского пола, отсутствия профессиональной образованности) и внешние (начинает действовать криминогенная ситуация, например, безнадзорности; сформировалась благоприятная микросреда — отсутствие работы, семьи, жилья или просто освещения на улице, патрульно-постовой службы в этом месте), и лицо может совершить, например, разбой, грабеж и т. п. Кроме того, на общесоциальном уровне профилактика — это нейтрализация противоречий, экономических, политических, межнациональных, религиозных и т. п.; вытеснение криминальной субкультуры общечеловеческой; устранение из системы образования, воспитания в стране, из средств массовой информации пропаганды агрессии, идеи наживы любым путем, аномальной сексуальности и т. д., продуцирующих преступность, для ограничения сферы действия преступности, для ее нормирования.

Таким образом, профилактика и предупреждение — понятия идентичные, действуют на общесоциальном и личностно-микросредовом уровнях, предотвращение и пресечение функционируют на личностно-микросредовом уровне.


Рассмотрим теперь более подробно главный вопрос в теории профилактики преступлений — об ее уровнях и видах.

В трудах по криминологии встречается в основном две точки зрения по вопросу об уровнях и видах профилактики преступлений. Одни утверждают, что есть два уровня профилактики: общесоциальный, включающий в себя комплекс общих, не специальных мер, действующих как бы попутно и смешанно, непосредственно не направленных на причины и условия преступлений как на уровне общества, так и личности, групп; а также специально-криминологический (специальный, криминологический — эти термины применяются как синонимы в литературе), сориентированный непосредственно на причины и условия преступлений, который, в свою очередь, делится на два вида:

  • общая профилактика, направленная в основном на микросреду преступного поведения, т. е. не персонифицированная, персонально ни на кого не сориентированная;
  • индивидуальная, предметом которой является личность человека, от которого можно ожидать совершения преступления.1 Индивидуальная профилактика, в свою очередь, делится на раннюю, направленную на причины и условия формирования личности преступника, и непосредственную, ориентированную на внутренние, субъективные, непосредственные причины и условия преступления.

Вторая позиция заключается в том, что выделяется три уровня:

  • общесоциальный, т. е. осуществляемый в масштабе всего общества;
  • групповой, ориентированный на досуговые, бытовые группы, трудовые коллективы, неформальные объединения, например, «тусовки» и формальные образования (партии, общества содействия осужденным и пр., имеющие свои уставы, зарегистрированные), группировки преступников, а также на специально для этих целей создаваемые группы 2 и
  • индивидуальный.


Кроме того, предлагалось выделять еще региональный и отраслевой уровни. При этом определялись еще два вида профилактики — общий, т. е. создание объективных условий, исключающих или хотя бы затрудняющих совершение преступлений, и индивидуальный — предотвращение преступного поведения со стороны определенных лиц, т. е. в результате получалось, что индивидуальная профилактика о двух лицах — это и уровень, и вид, что может быть расценено, по меньшей мере, как нелогичное, противоречивое толкование.

Нам представляется, что основных уровней профилактики два:

  1. общесоциальный — процесс управления общесоциальными причинами и условиями преступности и ее типов;
  2. личностно-микросредовый, т. е. нейтрализация и компенсация сети причинного механизма преступного поведения и его типов.

Личностно-микросредовый уровень, в свою очередь, можно разделить на, по меньшей мере, три подуровня:

  • а) микросредовый, традиционно именуемый общим, направлен на устранение внешних условий — недостатков микросреды, содействующих формированию криминогенной ситуации (управленческой, безнадзорности и др.) и непосредственному совершению преступления (насильственного и корыстного, аномально-сексуального, массового и др.) и на их компенсацию;
  • б)    групповой подуровень, сориентированный на внешние причины образования криминогенной мотивации (жизненная ситуация), становления криминогенной ситуации (поле, сплоченность, совместимость, микроклимат групп) и совершения преступления (сама криминогенная ситуация, сложившаяся между субъектами), т. е. направленная саморегуляция общения в группах;
  • в)    подуровень индивидуальной профилактики, объектом которой являются внутренние причины и внутренние условия становления криминогенной мотивации (это усваиваемая, криминологически-значимая информация, генотип и жизненный опыт, прежде всего криминальный), образования криминогенной ситуации (это взаимодействующие мотивации и направленности субъектов ситуации, их внутриличностная психическая, психофизиологическая, анатомическая или внутригрупповая социально-психологическая среда) и самого преступления (криминальная мотивация, а также психические, психофизиологические, анатомические особенности «преступника»).

Кроме того, в литературе индивидуальную профилактику, как уже указывалось, делят на раннюю и непосредственную. При этом под ранней следует понимать, по нашему мнению, выявление и воздействие на внутренние причины и условия формирования криминогенной мотивации или на причины и условия образования личности преступника, что традиционно называется, трактуется, понимается в нашей криминологии, как «условия нравственного формирования личности преступника». Тогда под непосредственной индивидуальной профилактикой следует понимать выявление и воздействие на внутренние причины и условия совершения преступления.


Если быть последовательным и следовать моей концепции, то в результате остаются без ответа вопросы, как назвать профилактику, направленную на внутренние причины и условия формирования криминогенной ситуации, ведь она тоже индивидуальная, но не ранняя и не непосредственная. Судя по всему, это индивидуальная ситуационная или срединная, или опосредованная профилактика. Если продолжить, то логически следует выделение указанных подвидов на уровне групповой и микро-средовой профилактики. Значит, надо выделять также микросредовую ситуационную профилактику, направленную на внешние условия образования криминогенной ситуации и микросредовую непосредственную, ориентированную на внешние условия, содействующие совершению преступления непосредственно, а также наступлению общественно опасных последствий. Вместе с тем, нельзя выделить микросредовую раннюю, так как объектом воздействия здесь выступает макросреда, содействующая формированию криминогенной мотивации преступника, но можно выделить макросредовую раннюю индивидуальную; а также, вероятно, следует определить групповую раннюю профилактику, заключающуюся в воздействии на внешнюю причину формирования криминогенной мотивации и групповую ситуационную профилактику, которая будет заключаться в воздействии на внешнюю причину образования криминогенной ситуации, а также на групповую непосредственную профилактику, заключающуюся в воздействии непосредственно на внешнюю причину совершения преступления.

Видов профилактики, по нашему мнению, два — общий, т. е. комплекс неспецифических мер, непосредственно не направленных на причины и условия преступления, и специальный (или специально-криминологический, криминологический), т. е. меры непосредственно сориентированные на причины и условия преступлений, профессиональные.

Должно быть также ясно, что:

  1. Как общесоциальная, так и личностно-микросредовая профилактика может осуществляться и общими, и специальными мерами.
  2. Более того, общесоциальная профилактика в масштабе всего общества может быть сориентирована как на криминальную микросреду в целом, так и на криминогенные социальные группы в стране, а также на отклоняющееся поведение людей, прежде всего в нормах права.
Ключевые слова: Профилактика, Преступность
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Методы индивидуальной профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики корыстной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Основные направления профилактики насильственных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики неосторожных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики преступлений несовершеннолетних
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики женской преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Общесоциальная профилактика рецидивной +и профессиональной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики организованной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Оставить комментарий