Профилактика массовых беспорядков

Организующие функции в городе, районе, субъекте федерации принадлежат отделам по руководству работой ОМОН и обеспечению массовых мероприятий УООП МОБ МВД, ГУВД, УВД, а также отделам и инспекторам в райгоротделах внутренних дел по межнациональным отношениям.

Общая (микросредовая) профилактика и пресечение массовых эксцессов может заключаться в следующем:

1)    предоставление администрации исправительного учреждения, ОМОНу прежде всего светозвуковых средств отвлекающего действия, средств разрушения преград, а для пресечения групповых неповиновений в распоряжение ФСИН, ГУООП — водометов, бронемашин;

2)    при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий, при котором приостанавливается действие ст. 88-97 УИК РФ на месяц, вводятся усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменяется распорядок дня, ограничивается деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурнопросветительных, медико-санитарных и иных служб (ст. 85 УИК РФ); а в городе, районе, субъекте федерации — установление режима чрезвычайного положения, за нарушение которого установлена административная ответственность по ст. 20.5 КоАП РФ;

3)    в случаях массовых беспорядков осужденных, проявления ими буйства и т. п. к ним могут быть применены физическая сила, специальные средства и оружие (ст. 86 УИК РФ); подобные же меры могут быть применены при массовых беспорядках граждан, «фанатов», неформалов, а также за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования — административная ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ, по ст. 20.3 — за демонстрирование фашистской атрибутики или символики, по ст. 20.1 — за мелкое хулиганство, по ст. 20.4 — за нарушение требований пожарной безопасности, часто при концертах рок-групп и др.

4)    выявление и отделение от толпы категории любопытствующих — непосредственно не участвующих в активных действиях, но при этом присутствующих, «все знающих», «во всем разбирающихся», прогнозирующих развитие событий, как правило, прекрасных свидетелей для дознания и следствия, особенно если для всех после событий объявить, что такой контингент не подлежит уголовной ответственности за массовые беспорядки, но зато может быть наказан за отказ от дачи показаний по ст. 308 УК РФ или за заведомо ложные показания по ст. 307 УК РФ;

5)    предварительная разработка программы профилактики и пресечения крупно-группового эксцесса применительно к каждому городу, району, субъекту федерации, исправительному учреждению по стадиям развития множащейся криминогенной ситуации, чем достигается оперативная готовность служб; при этом в программе должно быть определено: а) конкретные направления и задачи использования имеющихся сил и средств; б) порядок оповещения, сбора личного состава, в том числе, отрядов спецназа, ОМОНа по тревоге; в) расчет сил и средств как собственных, так и вспомогательных, которые можно призвать в случае массового эксцесса; г) организация управления, связи и взаимодействия между различными службами и специальными подразделениями, создаваемыми на этот случай; д) проработка и указание четких оснований и порядка применения физической силы, помня о том, что публичное ее применение обычно провоцирует групповой эксцесс, а также оружия и специальных средств; е) конкретные действия каждого подразделения присущими только для них методами и средствами по пресечению эксцесса;

6)    создание в органах внутренних дел, прежде всего в ОМОН, юстиции, особенно для спецназа психологического кабинета, где должен проводиться психологический тренинг сотрудников с созданием установки и настроя на решительность действий, мужество, гордость, самолюбие в условиях возникшего массового эксцесса;

7)    комплексная профилактическая операция «Ураган», направленная, в частности, на выявление и разложение группировок преступни-ков,20 агрессивных неформальных молодежных и иных объединений;

8)    задачи отделов по руководству работой ОМОН и обеспечению массовых мероприятий УООП МОБ МВД, ГУВД, УВД, а также отделов и инспекторов в райгоротделах внутренних дел по межнациональным отношениям:

  • сбор, учет и оценка информации о деятельности неформальных объединений;
  • разработка планов по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению массовых эксцессов по местам проведения;
  • организация взаимодействия между подразделениями органов внутренних дел, иными правоохранительными органами, администрацией;
  • оказание методической помощи в обучении личного состава органов внутренних дел формам, методам и способам работы в нестандартных ситуациях;

9)    эти же отделы обязаны не менее двух раз в неделю (чаще всего по средам и четвергам) получать информацию в администрации о выданных разрешениях и об отказе на проведение массовых мероприятий и еще:

  • дата, время, место проведения мероприятия;
  • ответственные лица и организация, какую они представляют;
  • предполагаемое количество (минимум-максимум) участников конференций;
  • причины, мотивы отказа в проведении мероприятия;

10)    администрация городов, районов, субъектов федерации должна получать информацию от отделов по руководству работой ОМОН и обеспечению массовых мероприятий и по межнациональным отношениям о:

  • соблюдении установленного порядка проведения массовых мероприятий;
  • привлеченных к ответственности за нарушения общественного порядка и общественной безопасности;
  • эксцессах между различными неформальными объединениями при проведении массовых мероприятий и органами уголовной юстиции;
  • органы внутренних дел между регионами страны должны обмениваться между собой информацией о выездах «фанатов» спортивных команд, музыкальных групп и «звезд»;
  • при получении информации об участии «фанатов» музыкальных групп и «звезд» необходимо устанавливать:
  • у каких неформальных объединений (их количество, места дислокации, лидеры) и какие музыкальные группы и «звезды» пользуются популярностью;
  • возможное количество зрителей;
  • возможное число лиц, которые не могут купить билеты из-за их дороговизны и, соответственно, могут проникнуть на территорию концертного зала;
  • способность музыкальных групп и «звезд» «заводить», заражать зрителей, влиять на массовые эксцессы;
  • возможное поведение неформальных объединений на концертах и после них;
  • при организации проведения митингов, шествий, демонстраций, пикетов необходимо учитывать, что:
  • в процессе их проведения среди участников неформальных объединений создается психологически обостренная обстановка;
  • могут возникать конфликты между неформальными объединениями;
  • в процессе проведения к разрешенным митингам, шествиям, демонстрациям, пикетам могут присоединяться неформальные объединения, которым запрещено их проведение;
  • разрешенный митинг, шествие, демонстрация, пикет может перерасти в неразрешенный, а митинг, например, в демонстрацию и наоборот;
  • масштабность митинга, прогноз погоды и т.п.;

11)    в отделах по руководству работой ОМОН и обеспечению массовых мероприятий УООП МОБ МВД, ГУВД, УВД, а также в отделах и у инспекторов в райгоротделах внутренних дел по межнациональным отношениям должен составляться еженедельно и по декадам информационный календарь о массовых мероприятиях, проводимых на территории с указанием:

  • краткой характеристики массового мероприятия, места, времени начала и окончания, предполагаемого числа участников;
  • расчета сил и средств для формирования сводного отряда и резервной группы;
  • расстановки сил и средств сводного отряда;
  • схемы управления, связи, медицинского обеспечения;
  • плана примерных действий на случай возникновения чрезвычайной ситуации;

12)    за 1,5-2 часа до начала массового мероприятия личный состав распределяется по обозначенным местам; выставляются посты наблюдения и патрули в форменной одежде, которые должны информировать штаб о количестве прибывающих граждан, наличии транспарантов, лозунгов, их содержании и направленности, поддерживать связь, охранять общественный порядок;

13)    организаторы матча совместно с органами внутренних дел разрабатывают меры по разведению потоков болельщиков противоборствующих команд на подходах к стадиону до и после матча, определяют места стоянки автобусов для болельщиков команды-гостя; заявки на билеты для болельщиков команды-гостя должны подаваться не позднее, чем за 5 дней до даты проведения матча; продажа билетов организуется так, чтобы болельщики команд были отделены на трибунах, для этого резервируется сектор для болельщиков команды-гостя и др. меры;

14)    за 4 часа до начала футбольного матча комиссия из представителей администрации спортивного сооружения, организации, проводящей соревнование, органов внутренних дел, Госпожнадзора, здравоохранения, других ведомств должна осуществить оперативно-технический осмотр объекта с применением розыскных собак, о чем составляется протокол;

15)    кроме того, силы и средства делятся на три группы, из которых первая проводит досмотр болельщиков при входе на стадион с целью недопущения проноса запрещенных предметов; вторая осуществляет охрану порядка на самом объекте, а третья (не менее 15% от всех сил правопорядка) находится в резерве;

16)    по мере начала массового мероприятия в состав толпы вводится оперативный отряд в штатской одежде со средствами видео-, ауди-на-блюдения, фотографирования, звукозаписи для выявления и фиксации правонарушений, их подстрекателей, исполнителей, организаторов;

17)    группа охраны порядка на самом объекте делится на посты нарядов, располагающиеся в местах формирования зрительских потоков для прохождения на трибуны и информирующие штаб о настроениях болельщиков, намерениях, лицах в нетрезвом состоянии; наряды оцепления по нижнему ряду трибун для предотвращения попыток проникновения на игровое поле; группу разбора с доставленными, задержанными, которая устанавливает личность задержанного; «документирует» правонарушение, направляет письменное сообщение о задержании;

18)    группа ограничения движения из сотрудников ГИБДД (ГАИ) в форменной одежде должна обеспечить ограничение движения, запрет его, а также беспрепятственный проезд в необходимых случаях специального транспорта для проезда ОМОН, СОБРа, спецнаца;

19)    группа рассредоточения обычно вводится в случае несанкционированного массового мероприятия, колоннами, с одного или нескольких направлений и вытесняет собравшихся за пределы оцепления, в образовавшиеся коридоры вводится группа захвата и задержания; после задержания организаторов, активных участников остальная группа вытесняется за пределы оцепления;

20)    в случае пресечения массовых эксцессов действуют войсковые наряды в виде контрольно-пропускного пункта, патруля, поста охраны порядка, наблюдательного поста, сторожевого поста, засады, секрета, дозора, разведывательно-поисковой группы, группы охраны, конвоирования, преследования, сопровождения. Кроме того, действует подвижная оперативно-войсковая группа, в составе которой обычно выделяются: боевая группа, группа захвата, специального назначения, ОМОН, группа применения спецсредств, резерв, группа конвоирования и медпункт. В городе, районе, субъекте федерации УООП МОБ УВД создается сводный отряд, в составе которого группы патрулирования, обеспечения связи, оцепления (блокирования), рассредоточения, изъятия (задержания), оперативная, дознания, фиксации развития событий, ограничения движения транспорта, применения специальных средств, пожаротушения, тылового обеспечения, медицинского обеспечения, охраны, фильтрации и конвоирования.24 Войсковая операция означает действия боевых групп: активных действий (разведывательно-поисковых, рассредоточения, вытеснения, изъятия, окружения, применения спецсредств, огневой), ограниченных действий (оцепления, блокирования, охраны, конвоирования), резерва, группы тыла (материально-технического обеспечения, медицинской, ремонтно-эвакуационной группы). Основные принципы деятельности при этом — внезапность, массированность, концентрация сил на главном направлении; 

21)    нормативную основу деятельности органов внутренних дел представляют Приказ МВД РФ № 286 от 8 мая 1998 г. «О неотложных мерах по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при подготовке и проведении массовых мероприятий», а также Методические материалы по организации работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений при проведении футбольных матчей, а также со стороны членов молодежных неформальных группировок, кроме того, п. 1.3 Плана мероприятий МВД РФ по предупреждению правонарушений со стороны болельщиков футбольных клубов и членов неформальных молодежных группировок от 31 мая 2001 г. № 1/10088.

Групповая профилактика массовых эксцессов наиболее актуальна, хотя бы потому, что носителем преступного поведения является большая группа лиц, толпа. Она заключается прежде всего в уже указанных нами активно-позитивных методах во множащейся криминогенной ситуации на первой и второй ее стадиях как со стороны сотрудников органов внутренних дел, юстиции, так и «фанатов», неформалов, партий и т. п., осужденных, но, кроме того, можно назвать и иные:

  1. пресечение иррадиации, т. е. распространения конфликтной криминогенной ситуации, с вовлечением в ее орбиту все новых лиц и групп путем стабилизации сложившихся межличностных отношений напряженности, с последующей ее разрядкой;
  2. раздельное перемещение двух или более осужденных за совершение преступления в соучастии (ст. 76 УИК РФ), желательно и их раздельное содержание в ИУ, для чего нуждается в дополнении ст. 80 УИК РФ с целью предупреждения их сплочения в группировки отрицательной направленности;
  3. локализация массового эксцесса, восстановление нарушенных прав осужденных с наказанием нарушителей и извещением об этом всех осужденных, установление, изоляция в ЕПКТ, ПКТ, одиночной камере организаторов, участников и подстрекателей, при этом разъяснение их истинных намерений;
  4. с позиций управления межгрупповой криминогенной ситуацией со стороны начальника ИУ или замещающих его лиц возможно активное сотрудничество с осужденными в деле отстаивания их законных интересов, восстановления нарушенных прав; мирные дебаты с осужденными, где возможны спор, маневры, компромисс; противостояние осужденным с демонстрацией силы, применением уголовно-исполнительных норм; в случае продолжающегося увеличения участников, с демонстрацией силы с их стороны репрессии, физическое подавление;
  5. с точки зрения управления множащейся криминогенной ситуацией со стороны начальника УООП УВД, ГУВД, МВД, ФСИН предлагается сбор полной информации о силах, средствах и намерениях противоборствующих групп «фанатов», неформалов, партий и т. п., осужденных; предпринятых мерах руководителями органов внутренних дел, юстиции и реакции на них «фанатов», неформалов, партий и т. п., осужденных; прогноз развития событий, возможных вариантов действий организаторов, подстрекателей, участников, используя негласную информацию, мнения сотрудников, интуицию и творчество; выявление организаторов, сбор сведений о них, меры к нейтрализации и изоляции; концентрация сил и средств для демонстрации материального, физического и психологического превосходства; удовлетворение законных требований с целью лишения ядра организаторов поддержки со стороны основной массы; деморализация организаторов, подстрекателей, активных участников путем распространения компрометирующей их информации28;
  6. регулярное проведение учебно-полевых сборов в масштабе всего МВД, ГУВД, УВД, ФСИН начальствующего состава всех органов внутренних дел, юстиции по профилактике массовых беспорядков, а также учений начальствующего состава отдельных органов внутренних дел, ФСИН, юстиции, кроме того, при повышении их квалификации — а) издание специального психологического практикума, позволяющего формировать навыки прогноза, анализа и ликвидации групповых эксцессов на практических занятиях; б) проведение различных управленческих игр, моделирующих множащиеся криминогенные ситуации; в) проведение занятий в кабинетах психологической подготовки, где имитировалась бы, например, при помощи компьютера, картина межгрупповой ситуации (использование световых, звуковых и пр. помех при принятии управленческого решения); г) воссоздание внешней картины множащейся ситуации на основе видеозаписей, фото- и звукодокументов с демонстрацией их на занятиях, специально разработанной компьютерной игры; д) проведение группового упражнения по анализу и решению заданий о ситуациях, на которых должны отрабатываться навыки по точному и оперативному принятию решений, доведенных до уровня автоматизма.

Мероприятия по индивидуальной профилактике массовых эксцессов вошли органично в систему методов групповой профилактики преступлений, ибо это прежде всего действия относительно организаторов, подстрекателей и участников, но которые без учета закономерностей развития множащейся криминогенной ситуации применять нельзя, ибо в таком случае можно причинить непоправимый вред, да и известны обычно они становятся только тогда, когда уже начались волнения массы, а потому это уже групповая профилактика. Возможны оперативные приемы выявления организаторов и подстрекателей будущих групповых эксцессов.


Ключевые слова: Толпа, Преступность, Профилактика
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Основные направления профилактики насильственных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Причины и условия массовых беспорядков
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики неосторожных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики преступлений несовершеннолетних
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики женской преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Общесоциальная профилактика рецидивной +и профессиональной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики организованной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Виктимологическая профилактика преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Оставить комментарий