Общесоциальная профилактика рецидивной +и профессиональной преступности

Общесоциальную профилактику рецидивной, профессиональной и общеуголовной организованной преступности, осуществляемую в масштабе всего общества, можно определить как совершенствование системы наказаний, исполнения уголовных наказаний, снятия существующих в сфере наказания и постпенальной противоречий.

К направлениям этого типа воздействия можно отнести:

1.    Нейтрализация противоречия между предупредительными функциями наказания и их реализацией:

  • а)    классификация осужденных и дальнейшее расслоение на виды ИУ, в частности, восстановление исправительных колоний усиленного режима, создание специализированных колоний для носителей политической, аномально-сексуальной, корыстной, агрессивно-насильственной, неосторожной криминогенной мотивации. Например, некоторые ИУ специализируются на содержании иностранцев, хотя и с разными типами мотивации, есть колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, но нет исправительной колонии для этих лиц. Подобное деление можно предусмотреть и в новом УИК;
  • б)    отмена ограничений в свиданиях, хотя бы с членами семей;
  • в)    активизация социально-позитивной ориентации осужденных с целью их самореализации в художественной самодеятельности, спорте, религии, литературе, журналистике и т. п.;
  • г)    совершенствование практики кратковременных отпусков осужденным к лишению, ограничению свободы и др.

2.    Нейтрализация социологического парадокса наказания:

  • а)    стабилизация общества через переориентацию экономической и политической системы в сторону реализации широких социальных программ, создания нового типа социальной системы в виде капиталистического социализма, Шведского варианта, Израильского совмещения капитализма и коммунизма (кибуцы) и т. п.;
  • б)    снижение уголовной репрессии после стабилизации общества и вместе с тем, как уже указывалось, расширение и углубление ее в условиях крайне нестабильного общества, экономической разрухи и политической разобщенности;
  • в)    в средствах массовой информации создание художественных, документальных фильмов, специальных программ на телевидении и радио и рубрик в газетах и журналах о роли уголовного наказания, удельном весе различных видов наказания, порядке исполнения наказаний в местах лишения, ограничения и без лишения свободы.

3.    Нейтрализация экономических противоречий наказания:

  • а)    введение полного содержания осужденных ко всем видам уголовных наказаний, особенно к лишению свободы, за счет их собственного труда. Тем самым латается огромная дыра в госбюджете и повышается престижность собственного труда, заработков осужденных и роль труда в их исправлении. Естественно предусмотреть и исключения из правил в случае неприбыльности производства ИУ и др. предусмотреть финансирование из госбюджета;
  • б)    активное внедрение в уголовно-исполнительной системе различных форм хозяйствования, видов собственности, технологическое, экономическое, финансовое перевооружение;
  • в)    за счет введения оплаты собственного содержания самими осужденными немедленно ликвидировать задолженности из госбюджета сотрудникам УИС, введение такой зарплаты, чтобы сотрудник сам мог приобрести себе жилье, ни в чем не нуждался, повышение тем самым престижности труда сотрудников уголовно-исполнительной системы, а не наоборот, как сейчас — престижность отбывания наказания;
  • г)    ориентация на использование осужденных к ограничению свободы на вредном, трудоемком, тяжелом, непрестижном производстве государственных предприятий с соответствующей высокой оплатой труда;
  • д)    в случае отсутствия подобного производства трудоиспользование лишенных и ограниченных свободы на договорных началах на предприятиях любой формы собственности при предоставлении этим предприятиям серьезных налоговых льгот, создание материальной заинтересованности;
  • е)    устранение всяких налогов с предприятий уголовно-исполнительной системы, ее переориентация на исправление осужденных, в том числе и при помощи труда.

4.    Профессионализация сотрудников уголовно-исполнительной системы за счет создания специальных учебных заведений, ориентированных на их подготовку и переподготовку по типу Академии права и управления ФСИН России (г. Рязань), Вологодского института права и экономики, Владимирского, Самарского, Псковского юридических институтов и других в системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.

5.    Создание цельной системы уголовных наказаний в законе. А для этого необходимо прежде всего выделить все самостоятельные уголовные наказания, как признанные законом, так и не признанные им, но действующие. К таким наказаниям следует отнести условное осуждение, отсрочку исполнения приговора, пробацию, пробацию с кратковременным содержанием под стражей, домашний арест с электронным мониторингом и др. Затем эти наказания следует расположить в строго иерархическую систему в зависимости от их строгости. Но этого мало. Необходима еще строгая регламентация исполнения каждого наказания, одним из путей к чему является создание в нашей стране системы уголовно-исполнительного законодательства.

6.    Для преодоления резких различий между исполнением различных наказаний разными ведомствами и управлениями и между ними, а также между сетью органов уголовной юстиции прежде всего необходимо создание Глобальной вычислительной (компьютерной) сети на базе телефонных линий связи для начала между всеми уголовно-исполнительными учреждениями системы ФСИН РФ с Управлениями министерств и ведомств, Администрацией Президента, ведающих присвоением воинских, специальных степеней и званий, награждением и т. п. и в конце концов — со всей системой уголовной юстиции с целью оперативного обмена криминопенологической информацией с соблюдением условий ее своевременности, полноты, достоверности и др.

7.    Одним из направлений снятия существующих противоречий в сфере исполнения наказания является назначение и исполнение наказаний с учетом не только степени и характера общественной опасности преступления и преступника, отягчающих или смягчающих обстоятельств, предусмотренных в законе, но и на основе глубокого проникновения в личность преступника, в причинный механизм преступного поведения. В том, что назначено именно справедливое наказание, необходимо убедить и самого осужденного — в этом залог успеха процесса исправления. Осуществление принципа социальной справедливости в процессе исполнения наказания заключается прежде всего в адекватной реакции на проступки осужденного, как положительные, так и отрицательные. Нельзя оставлять без внимания его личность, его индивидуальность.

8.    Необходимо обеспечение динамизма при исполнении уголовных наказаний, что предполагает прежде всего осуществление на деле прогрессивной системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужна нейтрализация процесса приспособленчества осужденных, когда они лишь внешне демонстрируют свое исправление. Как отмечается в литературе, именно наиболее опасная часть рецидивистов, имеющая устойчивую корыстную и сексуальную криминогенную мотивацию, «маскируют свои убеждения и стараются не выделяться, раствориться в положительной среде»30. А для этого сотрудники органов, исполняющих наказание, и прежде всего начальники отрядов ИУ, оперативные сотрудники должны научиться глубоко проникать в личность, микросреду осужденных, используя самые современные методы изучения (например, оперативно-розыскные, тестирование и др.).

9.    Исполнение любого справедливо назначенного наказания должно быть реальным. Прежде всего его исполнение должно быть гарантировано экономически (например, обеспечение полной трудовой занятости осужденных производительным, а не бессмысленным, желательно творческим трудом, а кроме того еще и прибыльным, как уже отмечалось). Реальность наказания означает также его исполнение без всяких послаблений, в строгом соответствии с законом, каким бы суровым он ни казался. Кроме того, должны быть обеспечены нормы, установленные ведомственными правилами (например, недопустимо превышение лимита содержания осужденных в ИУ, ИЦ).

10.    Воздействие на преступные обычаи и традиции следует начинать прежде всего с разложения существующих воровских группировок при помощи политической и экономической переориентации нашего общества, как это уже когда-то было, или их физическое устранение и тем самым нейтрализация их обычаев и традиций, как уже указывалось. Кроме того, это можно осуществить различными методами в зависимости от степени устойчивости этих группировок. Но это уже методы групповой профилактики преступлений, чаще всего реализуемые оперативными приемами, о чем пойдет речь в другой главе.


Темы: Рецидив, Профилактика, Преступность
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Направления профилактики корыстной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Основные направления профилактики насильственных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики неосторожных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики преступлений несовершеннолетних
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики женской преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики организованной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Профилактика массовых беспорядков
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Общая характеристика рецидивной преступности
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Оставить комментарий