Понятие и научный аппарат психологии управления

Любое наше учебное пособие стоит, вероятно, начинать с определения научного аппарата изучаемой дисциплины (объект, предмет, методы и т.д.) и с истории ее создания, формирования, бытования, функционирования. Не будем отступать от правил и порядка, проверенного временем.

Мы начинаем работать над    психологией    управления, энциклопедическое определение которой звучит так:

Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности.

Основная задача психологии    управления    — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, и именно в ней наша наука выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

В личности руководителя психология управления выделяет: управленческие потребности и способности, индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное поле и проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.

Вся управляющая подсистема, согласно психологии управления, обычно представляется совместной деятельностью большой группы [иерархически] взаимосвязанных руководителей.

Если говорить о практической значимости психологии управления, то основное внимание уделяется созданию диагностик, разработке активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования (например, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и пр.).

Предметом изучения психологии управления будем считать [с точки зрения ситуаций управления]:

  • личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда;
  • управленческую деятельность и ее организацию с точки зрения психологической эффективности;
  • групповые процессы в трудовом коллективе и их регуляцию.

Психология управления опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность в аспектах нашей науки обусловлена тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

Эксперимент относится к числу очень непростых методов сбора информации. Осуществление его позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами не представляется возможным. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения.


Варианты определения предмета психологии управления (переформулирование):

  • социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;
  • психология деятельности руководителя; - психология личности руководителя;
  • психологические проблемы подбора руководящих кадров;
  • психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

И еще:

  • функционально-структурный анализ управленческой деятельности;
  • социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;
  • психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и другие.

То есть, выбирая некое среднее и обобщая, сделаем вывод: предмет психологии управления - это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:

  • психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;
  • особенности принятия индивидуальных и групповых решений;
  • психологические проблемы лидерства;
  • проблемы мотивации, поведенческих актов субъектов управленческих отношений.

Но, и, видимо, без сомнения, можно добавить, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социальнопсихологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития) и других прикладных направлений психологии.

Забегая вперед, скажем, что законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, независимо от того, знаем мы их или не знаем. Основными законами психологии управления являются:

  • закон неопределенности отклика;
  • закон неадекватности взаимного восприятия;
  • закон неадекватности самооценки;
  • закон искажения информации;
  • закон самосохранения;
  • закон компенсации.

Давая первоначальное, общее представление о психологии управления, скажем об актуальности проблемы соответствия работника организации, проблемы отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.

Объектом изучения психологии управления являются отношения людей в организации, в условиях, когда действия каждого участника совместного труда заданы, предписаны, подчинены общему порядку, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом. Иначе говоря, объект изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

Проблемы же психологии управления, никогда не исчезающие, практически вечные и актуальные:

  • повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней - совершенствование стилей управления, межличностного общения, способов принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и другое;
  • повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;
  • поиск и активизация человеческих ресурсов организации;
  • оценка и подбор (отбор) менеджеров для организации;
  • оценка состояния и пути улучшения социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

А вот сама управленческая культура и ее психологическое обеспечение - это уже возможность понять и принять следующее:

  • природу управленческих процессов;
  • основы организационной структуры;
  • четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням;
  • способы повышения эффективности управления;
  • информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом;
  • умение устно и письменно выражать свои мысли (!);
  • компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;
  • способность планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;
  • умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;
  • развитое представление об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения.

Управление в широком смысле слова! Как много спрятано в этом нехитром и обтекаемом определении! Вот в этом-то смысле слова термин «управление» стал использоваться с 40-х гг. XX в., с возникновением кибернетики - науки об управлении. Американский ученый Норберт Винер сформулировал общие закономерности управления и показал информационную природу данного феномена. Управление стало пониматься как общая способность всех биологических и социальных систем путем накопления, преобразования и передачи информации направлять и корректировать разнообразные проявления их внутренней и внешней активности.

Если добавить об основном назначении управленческих структур, то это, видимо, обеспечение планомерного функционирования и развития биологических и социальных систем.

Управление можно понимать и как специфическую форму накопления и использования информации, фактора, противостоящего беспорядку и обеспечивающего создание и повышение уровня организации живых систем.

Да, важно понимать: система управления предполагает наличие управляемого объекта, управляющего устройства, прямой и обратной связи. И функционирование всего этого представляет собой единый цикл, включающий в себя следующие стадии:

  • получение управляющей системой информации;
  • переработка информации в формы, способные скорректировать активность управляемых систем;
  • передача информации исполнительным органам;
  • обратная связь.

Отсюда: управление может осуществляться и по отношению к людям, и вообще к любым системам - живым, неживым и социальным.

Интересно, что сразу возникает представление о так называемом социальном управлении, имеющее, в принципе, более узкий объект по сравнению с пониманием его в кибернетике: не рассматриваются процессы самоорганизации, саморегуляции в природе - берется деятельность человека как форма социальной деятельности со своими особенностями:

  • наличие субъекта деятельности, который ставит цель удержать ту или иную социальную организацию в достигнутом состоянии или изменить ее;
  • использование субъектом определенных критериев наличия или отсутствия движения к поставленной цели;
  • организация специальных действий других людей, обеспечивающих движение к поставленной цели;
  • использование тех или иных объемов информации для организации усилий людей по достижению поставленных целей;
  • использование различных психологических средств управления людьми.

Вы обратили внимание? Важно: наличие психологических составляющих в деятельности объектов и субъектов управления, что выражается в постановке цели, использовании информации и различных психологических средств. В сферу [социального] управления включено управление не только предприятиями и учреждениями, организациями, но и любыми социальными группами - большими и малыми, включая семью и также отдельного человека.

Итак, устанавливаем цель психологии управления - выявление и использование, порой, совершенно неосязаемых, скрытых движущих сил и механизмов, с помощью которых ненасильственными, гуманными методами можно повысить эффективность управленческой деятельности.

И здесь потребуется:

  • разграничение организационно-технической и психологической составляющих управленческой деятельности, выяснение специфики последней;
  • выявление условий и закономерностей становления человека как субъекта управления в процессе его социализации;
  • исследование конкретных форм психологического обеспечения управленческой деятельности;
  • анализ технологии оптимизации управленческой деятельности с помощью психологических средств.

Психологию управления вполне обоснованно можно считать прикладной междисциплинарной наукой, рассматривающей общие психологические аспекты социального управления во всех сферах жизнедеятельности человека.

Само управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния с целью достижения поставленной цели.

Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Именно феномен управления позволяет упорядочить и согласовать деятельность людей, занятых в производстве.

Мы употребляем слово «управление» - не пора ли уточнить его, тем более, что в нашей науке это уже термин!

Управление - труд, направленный на организацию и координацию деятельности коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг и т.д. Оно связано с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Цель управления - эффективное использование рабочей силы и [ограниченных] ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства.

Управление предприятием решает две основные задачи:

  • поддержка нормального хода производства, обеспечение его цикличности и стабильности;
  • обеспечение развития производства, совершенствования продукции, введения технических и технологических новшеств.

Управление - это и знания о состоянии производства, или даже так: совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. Отсюда - суть управления в следующем:

  • сбор, хранение, обработка и передача информации (И);
  • разработка и принятие управленческих решений (Р);
  • выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления (В);
  • контроль исполнения принятых решений (К).

Формула - У=И + Р + В + К.

Управление равно: информация + решение + воздействие + контроль.

Резюмируя известное о понятии управление, можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология.

Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей.

Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления.

Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций.

Современный, прагматичный подход к управлению предполагает, что самой очевидной характеристикой его является разделение труда: как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении. В организациях существуют две внутренние и вполне органичные формы разделения труда:

  • разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности - горизонтальное разделение труда;
  • второе, называемое вертикальным, разделяет работу по координированию действий и сами действия (а деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления).

Хотелось бы привести слова П.Друкера :

«Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную    группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен».

Стоит сказать, что мы сегодня довольно часто употребляем англоязычное «менеджмент». В нашей и в переводной литературе управление и менеджмент представляются синонимами. Только постараемся упорядочить:

  • Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как способ, манеру общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки,    орган управления, административную единицу.
  • Словарь иностранных слов - менеджмент -управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

Современная деловая практика под менеджментом понимает процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие менеджмент как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер. Понятия менеджмент и управление можно рассматривать и с одной точки зрения, и с разных, каждая из которых откроет новые грани предмета науки управления. Можно свести к одному, можно разделять и упорно отстаивать свою точку зрения на употребления того или иного термина, скажем, в зависимости от контекста, тем не менее, надо осознать, научный язык, когда-то наполненный терминами, имеющими греческие и латинские корни, сегодня явственно англизируется, а уж язык практики, деловой жизни, экономики и политики перенимает новые термины буквально в срочном порядке. Вот вам своеобразная иллюстрация-разъяснение:


Организации любого типа - сложные социально-технические и биологические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. И данному искусству, которому реально можно научиться, конечно, необходимы люди, имеющие к этому талант. Управляющие или менеджеры -все они должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет, кстати, соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.

 

Ключевые слова: Управление
Источник: Психология управления. Модульный курс [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов всех уровней обучения / Б.Р. Мандель. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 254 с.
Материалы по теме
Организационно-правовые формы управления организациями
Основы менеджмента., Семенов, Набоков., 2008
Современные системы финансового управления
Костерина Т.М. - Банковское дело
Планирование управления риском
К. Хелдман.,Профессиональное управление проектом
Коммуникационные каналы и сети в структуре управления
Менеджмент. Учебное пособие
Политико-управленческие решения
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Управленческие революции
Бурганова Л.А. - Теория управления (Высшее образование) - 2009
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа
Ионова, Финансовый анализ, 2006
Управленческий учет: история выделения концепции
Волкова. Управленческий учет
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий