Межличностные отношения в группах и коллективах

В группах выделяют отношения и взаимоотношения.

Отношения— это позиция конкретной личности ко всему, что вне ее, и к самой себе. Взаимоотношение — взаимная позиция конкретной личности к другой или к группе. В отличие от отношения при взаимоотношении постоянно идет обратная связь. Между общением, с одной стороны, и отношением — взаимоотношением — с другой, имеется определенная соотнесенность. Отношение и взаимоотношение — стороны общения. Выделяют деловые и личные взаимоотношения. Деловые происходят в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных уставом, инструкцией, постановлением. При создании группы определяются функции ее членов.

Различают несколько видов деловой зависимости:
1) деловые отношения равенства: члены группы выполняют сходные функции, имеют одинаковые права и обязанности;
2) деловые отношения подчинения: в них одно лицо согласно документу, занимает положение, обязывающее его намечать для другого объект приложения усилий, способы выполнения, осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они , исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями;
3) личные отношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплиментарности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных отношениях документы не имеют силы. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В ходе общения выделяют некоторые варианты соотношения деловых и личных взаимоотношений:
1) совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами группы, добрые личные взаимоотношения способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными, но различия между ними сохраняются;
2) натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства и подчинения. Причины осложнений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности группы;
3) нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными понимают такие отношения, при которых обе стороны не выходят за рамки инструкции.

Источник: 
Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010