Коллектив как группа высшего уровня развития

Особенностью коллектива является размытость границ по численности его членов. С точки зрения А. В. Петровского, коллективом может быть группа численностью 12-15 человек, а также 200 и 500 человек. Однако последний вариант по численности трудно отнести к малой группе, поэтому следует остановиться на коллективе от 15 до 30 человек. Существуют разновидности коллектива, которые можно поделить на профессиональные и образовательные. Профессиональные коллективы состоят из взрослых людей, представленных звеном, отделом, бригадой, командой. Образовательные коллективы состоят из ученических и студенческих групп.

Конкретное определение коллектива как явления сформулировал А. В. Петровский. До сих пор это определение остается классическим. Итак, коллектив - это группа, где межличностные отношения опосредованы социально значимой деятельностью. Также деятельность группы должна быть личностно значимой (Петровский, 1982).

Важно отметить, что основным разработчиком идей коллектива был А. С. Макаренко. Он считал, что важнейшим признаком коллектива является социально-позитивная деятельность ее членов, направленная на удовлетворение потребностей всего общества. Основная идея коллектива в том, что одиночки ничего не решают, история делается массами, коллективным творчеством (Макаренко, 1958).

Интересно, что представления о роли масс (или коллективов) в истории народов в отечественной и зарубежной социальной психологии различаются. Если для первых историю творят массы или коллективы, то в зарубежной психологии роль творца истории отводится личности. Наверное, поэтому в зарубежной социальной психологии много места уделяется феномену лидерства, способности лидера влиять на групповые процессы, тогда как в отечественной социальной психологии малых групп вопросы лидерства появились сравнительно недавно. Основное место в исследовании занимали вопросы коллектива.

Таким образом, социально значимая деятельность группы -главная характеристика коллектива. Это деятельность группы, направленная на благосостояние народа, общества, страны. Личностная значимость этой общественно полезной деятельности - характеристика второстепенная.

Преступная группа не может быть по определению коллективом, так как ее активность направлена в первую очередь на удовлетворение узколичностных, эгоистичных целей. Часто такой целью является обогащение путем обмана других людей. Соответственно, деятельность такой группы антиобщественная. Однако возможны исключения, делающие определение коллектива не таким однозначным. Например, некая группа ограбила фуру с бытовой техникой, содержимое продали и на эти деньги построили для пенсионеров социальный магазин. Цены в таком магазине на продукцию ниже в целом по рынку. Таким образом, изначально деятельность группы антиобщественная, а затем очень даже социально значимая.

Следует отметить, что социально-психологические вопросы коллектива изначально рассматривались антитезой феномену «малая группа», психологические признаки которой носили неопределенный характер. Поэтому соотношение понятий «малая группа» и «коллектив» требовало конкретных показателей различия, которые преимущественно диктовались идеологическими нормами, существующими в пятидесятые и последующие годы XX века.

На основе большого количества накопленного материала Я. Л. Коломинским в 70-е годы прошлого века были сформулированы базовые признаки коллектива:

  1. Наличие общественно полезного характера деятельности группы;
  2. Наличие социально-психологической зрелости, опосредующей межличностные отношения членов группы.

Данные признаки позволили сформулировать положение, которое надолго закрепилось в отечественной социальной психологии: всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом (Коломинский, 1976).

Различие просто группы и коллектива лучше всего представить в табличном виде, графически (таблица 2). Нелишним будет заметить, что признаки, характеризующие коллектив, отражают идеальное представление о коллективе, свойственное его идеологам.

Таблица 2. Отличие коллектива от группы

Коллектив Группа
Сознательное, добровольное объединение людей для совместной деятельности во всех сферах жизни общества В группу объединяются, чтобы противостоять внешним вызовам, а также с целью получения групповых ресурсов
Представители коллектива ориентированы на ценности, являющиеся общественно значимыми Ценности, регулирующие деятельность группы, не обязательно являются общественно значимыми. Ценности могут быть антиобщественными
Деятельность коллектива носит исключительно общественно значимый характер, т. е. направленный на благосостояние народа в целом Деятельность группы может носить эгоистичный характер и быть направлена на личное обогащение ее членов.
В коллективе отношения носят деловой и товарищеский характер В группе важны эмоциональные отношения, опосредующие ее активность
Коллектив отличают открытость и связь с другим коллективом Существуют замкнутые группы, выход из которых ограничен. К их числу относятся преступные группы
Коллектив формируется организованно и целенаправленно для выполнения определенных задач Группа возникает стихийно либо под началом лидера для удовлетворения узколичностных целей
Коллектив Группа
Коллектив, как правило, состоит из нескольких микрогрупп и может быть разнообразен по образованию и возрасту его членов Группа немногочисленна и однородна по составу
Коллектив отличается некоторой устойчивостью состава и длительным временем существования Группы более подвижны по составу и после достижения цели распадаются
Каждый член коллектива подчиняет личные цели общественным. Присутствует общая ответственность за результаты деятельности коллектива Каждый член группы выстраивает личностные цели в рамках групповых, но главную ответственность за результаты деятельности группы несет ее лидер
Главная задача коллектива - воспитание личности Задачу воспитания личности группа перед собой не ставит
Руководитель назначается вышестоящей структурой Руководство группой осуществляет эмоциональный лидер из числа членов группы
В коллективе не приветствуется индивидуализм, поэтому интересы личности отражают интересы коллектива В группе возможны интересы индивида, противоречащие интересам других членов группы

В 1984 году А. И. Донцов в книге «Психология коллектива» обобщил основные признаки коллектива, они следующие:

  1. цель деятельности группы является полезной для общества в целом, т. е. активность коллектива ориентирована на благосостояние народа;
  2. идейное, ценностно-ориентационное единство членов группы. Представители коллектива ориентированы на одни ценности, являющиеся общественно значимыми;
  3. открытость совместной общественно-трудовой деятельности. Данная группа открыта для контроля со стороны общественных структур. Также в коллектив можно легко войти и выйти из него;
  4. коллектив формируется организованно и целенаправленно. Руководство коллективом осуществляется назначенным извне управленцем, однако возможно, если управленец назначается из числа членов группы;
  5. коллектив может быть составлен из различных микрогрупп, которые решают разные задачи, отвечающие единой общественно значимой цели;
  6. достаточно стабильная социально-психологическая общность с перспективой развития. Коллектив формируется для решения долгосрочных задач;
  7. коллектив является главным инструментом воспитания социальных качеств человека, т. е. его личности.
Ключевые слова: Коллектив, Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Ролевая структура детского коллектива
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Социально-психологический климат
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Межличностные отношения в группах и коллективах
Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы...
Понятие малой группы и коллектива
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Эффективность работы группы
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Ролевое поведение в примитивной группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Психические явления в больших социальных группах
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Особенности педагогического коллектива и возможности его развития
Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий