Понятие малой группы и коллектива

Взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Каждый человек независимо от его самостоятельности, автономности не может существовать, выражая свою сущность, вне общения с другими людьми. Первой социальной группой, в которой закладываются основы личности человека, является семья, затем дружеские компании сверстников, учебные группы, объединения по интересам, а впоследствии трудовой (производственный) коллектив.

Под группой (итал. gruppo — связка) в общем смысле понимается совокупность элементов, которая базируется на общих взаимосвязях. Существует несколько разновидностей групп. Их классификация, предложенная психологом Г. Андреевой, представлена на рис. 7.

Условные группы людей могут быть объединены по определенному признаку (пол, возраст, профессия и х. д.) и используются для исследования, наблюдений, получения статистических данных и т. п. Личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений; они могут никогда не встречаться и ничего не знать друг о друге. Лабораторные группы создаются для проведения научных экспериментов (например, в области психологии, медицины и т. п.). Естественные группы реально существуют как общности во времени и пространстве, характерны тем, что члены этих групп связаны между собой определенными взаимоотношениями. Неорганизованные (случайно организованные) группы характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства их интересов (зрители в театре) или общности пространства (толпа на площади). Целью их деятельности часто являются личные интересы.

Организованные группы подразделяются на внешнеорганизованные (производственная, учебная, кооперация) и внутреннеорганизованные (корпорации, коллективы).

Корпорация — это группа, объединенная внутренними целями, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Этот настрой в научном менеджменте называют корпоративным духом (иногда он может присутствовать в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма).

Коллектив — это устойчивая во времени Организационная группа людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных (личных) взаимоотношений между членами группы.

Знания, накопленные наукой об организации, социальной группе, коллективе как объектах управления представляют практический интерес для предпринимателей, руководителей, менеджеров. Но теория управления, социология и психология по-разному подходят к понятию «объект управления».

Теория управления в качестве объекта берет организацию, ее структуру, рассматривает ее как систему. Под организацией здесь понимается группа людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Роль организации как механизма достижения целей была признана в эпоху развитого капитализма Огромный вклад в науку управления организациями, начиная с середины XIX в., был внесен А. Файолем, Ф. Тейлором, Э. Мэйо и другими учеными.

Социология и психология в качестве объекта управления рассматривают социальную организацию, социальные группы. Западная психология долгое время не признавала такого понятия как «коллектив», а оперировала понятием «малая социальная группа». В последние годы в менеджменте, в зарубежной и отечественной психологии признается наличие и социальной группы, и коллектива, связанных с понятием «малая социальная группа». Существует несколько определений малой группы. В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние. В отечественной социальной психологии общепринятым является определение, данное ученым-психологом Г. Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».

С точки зрения управления, наиболее общими качествами малой группы можно считать следующие:
1) направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);
2) организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и ее интегрированность (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);
3) микроклимат или психологический климат группы (который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней). Каждый стремится быть среди других людей; быть членом хорошей группы; иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства;
4) референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);
5) интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка);
6) эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера; удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);
7) волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкретных условиях).

Источник: 
Кишкель Е.Н. Управленческая психология