Культурная экспансия — форма взаимодействия культур, представляющая собой расширение сферы влияния той или иной культуры за пределы собственного ареала.
Составитель «Большого толкового словаря по культурологии» Б. И. Конененко полагает, что о культурной экспансии правомерно говорить «в том случае, если определенная национальная культура экстраполируется за территорию государственных границ». Приведенная формулировка несколько туманна, поскольку экстраполяция — это прогнозирование неизвестных значений путем продолжения функций за границы области известных значений, а культурная экспансия — величина вполне определенная и реальная.
Культурную экспансию, вероятно, резонно рассматривать как насильственную коммуникацию, навязанную извне. К примеру, это может быть продавливание в России в коммерческих целях американских или западноевропейских телепроектов, лоббирование на книжном рынке РФ продукции зарубежной книжной индустрии (тиражи, количество наименований, определение популярных жанров и авторов осуществляются с учетом иностранного опыта и менеджмента), раскручивание и внедрение при щедром финансировании заинтересованных лиц и корпораций ценностей, обычаев, культурных образцов, расходящихся с содержанием и сложившимися национальными формами культурной жизни. Неслучайно так называемая вестернизация (проникновение западной культуры, насаждение и продавливание американского или западноевропейского образа жизни) приводится в качестве наиболее явной и массовой разновидности культурной экспансии. Основной канал культурной экспансии — пропаганда. Через комплекс СМИ прокачиваются всевозможные изделия масскультуры, модный и востребованный заграничный ширпотреб. Отчасти это активное медиавоздействие схоже с массированной информационной мистификацией со вполне реальным результатом — приданию культурной экспансии наднационального характера. Культурная экспансия осуществляется ТНК — транснациональными корпорациями и прежде всего — в их интересах.
Критические оценки культурной экспансии варьируется от признания её широким культурным мейнстримом — главным направлением, охватившим большинство стран мира (за вычетом Западной Европы и США) до объявления этого явления настоящей культурной войной.
Главная мишень культурной экспансии — подростки и молодежь — самая уязвимая, податливая и незащищенная часть общества. Почему? Потому что в отличие от представителей старших поколений они еще не успели выработать культурный иммунитет, т. е. ту внутреннюю культуру, которую человек взращивает в самом себе.
Бесконечные телесериалы в жанре экшен — с погонями, мордобоем, громкой стрельбой и откровенным сексом; такого же плана кино- и книжные триллеры — это далеко не всегда очевидный культурный суррогат. Ведь речь идет о вполне профессионально и талантливо сработанных изделиях, способных захватывать, волновать воображение, вызывать не только страх и ужас или чувство тревожного ожидания, но и восторг, восхищение, которые, глядишь, вдруг уже оборачиваются одобрением и готовностью не просто безучастно, в качестве стороннего наблюдателя, следить за происходящим на экране, но и сопереживать киногероям, а то и мысленно следовать за ними, подражать им. Заимствованные кадры откладываются в памяти, закрепляются в подсознании, и всё это происходит одновременно и параллельно с вымыванием из системы образования и просвещения столетиями складывавшихся национальных ценностей, распространением в СМИ и транснациональной рекламе установок на потребительский образ жизни. Благородная бедность и чувство собственного достоинства в нищете при всей духовной высоте и чистоте души тех, кто их представляет в литературе и в искусстве и тем более в жизни, для мальчика, девочки, юноши, девушки с их малым и нехитрым жизненным опытом, конечно, меркнут перед искушающим товарным изобилием так называемого общества равных возможностей.
Писатель Сергей Лукьяненко употребляет термин культурная экспансия применительно к формированию в современном мире положительного образа России. Сам автор весьма культурологически точно обозначил, чем важна тенденция сближения России и зарубежья именно через современную культуру:
«Моя... функция, которую я могу признать за собой, это некая культурная экспансия России в другие страны. Хорошая или плохая, я не знаю, но, по крайней мере, примерно в двадцати зарубежных странах сейчас выходят мои книги. Наших авторов всегда печатают за рубежом, но обычно это серии для интеллектуалов, для университетов и так далее. Мои книги сейчас выходят за границей в самых повседневных, обычных сериях, они лежат на полках, где лежат обычные европейские, американские бестселлеры. Их покупают обычные англичане, немцы, американцы, которые могли бы точно так взять своего автора. И они начинают их читать. И этим я действительно могу гордиться, потому что я осуществляю своего рода культурнополитическую экспансию России во внешний мир. Причем цель этой экспансии состоит не в том, чтобы доказать, что мы самые умные и талантливые на свете, а показать, что мы такие же, как и они. И вот когда они начинают читать какие-то книги, в том числе и мои, это производит на них шокирующее действие, и они внезапно начинают восклицать: ну, это же наша ситуация, это же наши проблемы. И герои книг ведут себя, как обычные люди из Европы, из любой другой страны мира».