Культура и цивилизация. Глобализация и диалог культур

Соотношение понятий культуры и цивилизации предстает весьма неоднозначно в разных философских концепциях. В некоторых из них культура и цивилизация предстают как синонимичные понятия (как и в повседневной речи, в которой, например, где бескультурье и нецивилизованность понимаются как одно и то же). Однако большинство исследователей сходятся на том, что важно различат ь культуру и цивилизацию в их основных характеристиках.

Ряд исследователей описывали цивилизацию как особую стадию развития культуры. Так, Л.Г. Морган и Ф. Энгельс считали, что цивилизация - этап истории культуры, следующий за варварством, и характеризующийся особой организацией общества (семья) и возникновением частной собственности. Взгляда, что цивилизация - стадия развития культуры, придерживался и О. Шпенглер. Он определил цивилизацию как последнюю стадию развития великих культур, этап «существования без внутренней формы». На этой стадии начинают доминировать «мировые города», что способствует растворению народов в бесформенных массах. Живая культура омертвевает в феноменах привычки, роскоши, спорта, стресса и моды. Господствуют пустые прикладные искусства и техника, а определяющим отношения в обществе фактором становятся сначала деньги, затем - политика силы, выражающаяся в возрождении империй, развал которых приводит общества к первоначальному первобытному состоянию. Опираясь на исторические параллели, Шпенглер утверждал, что европейская культура находится на стадии цивилизации и ее неминуемо ждет гибель. Существуют также подходы, которые описывают цивилизацию как такой этап развития культур, на котором они образуют глобальное межкультурное пространство или сеть.

В философии культуры важное место занимают также подходы, описывающие культуру как духовную, а цивилизацию - как материальную сторону жизни общества. При этом возникает вопрос о первичности культуры или цивилизации. В классическом марксизме и концепциях технологического детерминизма утверждалось, что развитие цивилизации полностью определяет историю культуры. Другие концепции, такие как герменевтика и экзистенциализм, утверждали, что культура определяет развитие техники. В современной философии утверждается относительная автономия и взаимное влияние культуры и цивилизации.

Взаимоотношение духовной и материальной жизни общества весьма неоднозначно осмысливается в философии. Выделяются две радикальные альтернативы рассмотрения этого вопроса, воплощенные в технологическом детерминизме и концепциях культурной автономии. Технологические детерминисты считали, что развитие техники, производства и других форм материальной жизни общества предопределяет тенденции развития и черты культуры. В классическом марксизме считалось, что общественно-экономические формации определяют периоды развития культуры. Так рабовладельческой формации соответствуют древняя и античная культуры, феодальной - средневековая и капиталистической - культуры Возрождения и Нового времени. Однако этот подход оставляет много вопросов. Например, средневековая культура сложилась гораздо раньше, чем феодализм, а культура Возрождения -раньше капитализма. Более того, капиталистическое общество складывалось во многом под влиянием ценностей, наработанных предшествующими культурами, а потому нельзя говорить о полной автономии материальной жизни общества от духовной. В концепциях культурной автономии утверждается, что динамика культуры определяется изнутри, внутренними культурными механизмами (например, традицией). В целом же нужно учитывать взаимовлияние и относительную автономию материальной и духовной жизни общества.

В тесной взаимосвязи культуру и цивилизацию рассматривали теоретики постиндустриализма Д. Белл, Э. Тоффлер, А. Турен и др. Они выделяли аграрный, индустриальный и постиндустриальный этапы развития цивилизации. При этом в аграрной цивилизации доминирует сельское хозяйство и традиционная культура. Индустриальная цивилизация характеризуется интенсивным развитием промышленности, прежде всего тяжелой индустрии, приоритетом науки и техники. В ней возникает и утверждается культура модерна. Наконец, в постиндустриальной цивилизации главенствуют производство товаров массового потребления и услуг, информационное общество, а также культура постмодерна. Данная концепция быстро развивается в ходе формирования и совершенствования постиндустриальных обществ.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Темы: