Культура как мера человеческого в человеке. Культура и цивилизация

Представление о творческой сущности человека будет неполным без обращения к понятию «культура»,  которое издавна применяется в философии и социальном познании. Без этого понятия невозможно представить себе способы и формы духовно-практической деятельности человека и ее результаты, характер и типы отношений между людьми, меру сформированности человеческого начала в человеке.

Что такое культура?
В повседневной речи «культура» – это хорошо знакомое всем слово: мы говорим о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках. Обычно слово «культура» используется в наиболее узком смысле, т. е. духовная сфера жизни человека. Даже в учебниках истории параграф «культура такого периода» – это рассказ о живописи, литературе, архитектуре. К сожалению, это часто порождает отношение к культуре как к чему-то второстепенному. Иногда в общественном сознании понятие «культура» вообще сводится к этикету: культурно себя вести – значит вежливо разговаривать, уступить женщине место в общественном транспорте и пр.

Однако само это слово имеет более широкое значение. Само латинское слово cuhura и значит возделывание, обработку, улучшение, оно противостояло слову natura – природа). Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала был средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» – в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Культура – это любое воздействие человека на окружающую среду. Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет как бы на грани двух миров – существующего независимо от него мира природы и созданного им мира материальной культуры, причем в ходе исторического развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами (от лат. arte – искусственный). Артефактами – феноменами культуры – являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле и своей душе, в собственном физическом и духовном облике.

Кратко говоря, культура – это способ, каким человек существует в окружающем его мире . Этот способ в разных условиях является разным. Так, жители европейских стран пригласят гостя за стол, при этом снимать обувь необязательно. Естественно, что гостю нальют чашку чаю до краев. А вот даже сейчас у народов в степных регионах гостя встретят иначе: предложат сесть на пол, на ковер, при этом обувь снять будет обязательно, а чаю нальют в пиалу на самое донышко, чтобы подчеркнуть свое уважение (показать, что не лень подняться и налить еще). И в каждом случае это проявление культуры своего народа.

Однако для своего времени вырабатываются свои представления о наилучшем способе этого существования в мире, реализации той или иной деятельности. Культура – это соответствие этой деятельности определенным эталонам, критериям, которые выработало на данный момент человечество. Будет ли считаться культурным строительство завода на берегу реки, отравляющего воду и воздух? Нет, т. к. человечество уже разработало более совершенные способы производства, не наносящего вреда человеку и окружающей среде. Соответственно, культура – это определенный критерий определения соответствия тех или иных явлений, действий, поступков современным эталонам и понятиям.

Будет правильным считать, что культура – это лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного прогресса и блага общества.

Соответственно, можно выделить:

  • Культура труда  (внутреннюю и внешнюю). Под первой понимается рациональная организация труда, создание удобных, безопасных и способствующих более высокой производительности труда условий.
  • Культура отдыха . Она подразумевает плодотворное и рациональное использование времени, свободного от трудовой деятельности. Отдых должен содействовать духовному или физическому совершенствованию человека. Вряд ли можно назвать культурным отдых в виде пустого разговора с бутылкой пива или пустую болтовню по телефону. Зато принесет пользу чтение книг, поход в кино или театр, прогулка на природу. Также очень хорошо, если у человека есть хобби. Хобби позволяет не просто раскрыть какие-то способности, но и получить психологическую разрядку, отвлечься от повседневных проблем. Особенно это важно, если работа связана с сильными психологическими перегрузками, например у врача, юриста, учителя.
  • Культура правовая  подразумевает умение немного разбираться в законах, относиться к ним с уважением, поступать по закону. В демократическом государстве правовая культура – важнейший показатель общего уровня развития культуры.
  • Политическая культура  подразумевает умение разбираться в политических событиях, понимать свою ответственность за судьбу страны, участвовать в наиболее важных политических акциях (выборах, референдумах).

С точки зрения своего внутреннего строения и устойчивого содержания («культурные универсалии») культура имеет два слоя.

Во-первых, это духовная культура,  которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека.

Во-вторых, это материальная культура  человечества – орудия труда и техника, сами навыки труда людей, коммуникации и приборы, жилье, продукты питания. Существуют и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органическое единство. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это также и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т. д.

Если говорить о носителях культуры, то можно выделить мировую культуру, национальную культуру, субкультуру.
Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее социальных функциях.

  • Прежде всего, она выполняет познавательную  функцию, которая помогает получать знания об окружающем мире и бытии человека в нем. В первую очередь эту роль выполняет наука, как важный фрагмент культуры общества. Познание происходит также и в таких формах, как мифы, искусство, религия.
  • Культура обеспечивает адаптацию  человека к окружающей среде. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков.
  • Аксиологическая  функция означает, что культура являет собой «вместилище» ценностей, т. е. продуктов духовно-практической деятельности человека – идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в идеях добра и справедливости, совести, милосердия. Культура – это мир ценностей  (аксиосфера), их огромное многообразие – этических и эстетических, религиозных, экономических, политических и иных.
  • Существует также и социализирующая  функция, которая указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (науке и искусству, к традициям и нормам, опыту общества) нет и не может быть воспитанного и умелого человека.
  • Коммуникативная функция:  культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура есть условие и результат общения людей. Условие, потому что только культура дает подлинно человеческие формы общения и средства общения – знаковые системы, языки. Результат, так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру. Культура – это поле человеческого общения. Она есть то, что связывает, объединяет людей.
  • Интегративная функция.  Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Среди членов общности распространяется единая совокупность убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.

В этом плане можно выделить различные слои культуры: мировая, национальная, субкультура.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Бесспорным элементом мировой культуры является творчество француза Вольтера, англичанина Шекспира, россиян Толстого и Достоевского. Так, к достижениям мировой культуры можно отнести современные представления о правах и свободах людей, достижения технического прогресса: атомная энергия, методы лечения болезней.

Национальная культура – это синтез достижений соответствующего общества (т. е. субэтносов, например казаков, молодежи и т. д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. Бесспорно, элементами национальной культуры является национальная одежда, национальная пища. Некоторые вещи становятся визитной карточкой определенного общества. Это могут быть изобретения, например, китайцы изобрели бумагу, порох. Это может быть национальная одежда, например килт у шотландцев – клетчатая юбка, сарафан у русских. Еда: борщ у русских, пицца у итальянцев, сусси – у японцев. Во многих случаях такая визитная карточка может быть порождением определенных исторических или географических условий, свидетельствовать о целом комплексе культурных традиций, исторических условий, их породивших. Так, традиционно принято считать, что украинцы не могут жить без сала (хотя около 60% украинцев этот продукт не употребляют). Сало – это не просто еда, не просто этностереотип. Это свидетельство сложной истории украинской земли. Долгое время у украинских земель была вполне реальная угроза стать колонией Османской империи. Именно этому сюжету и посвящена знаменитая картина про запорожцев, которые пишут письмо турецкому султану. В этих условиях сало уже перестало быть просто едой, сало уже идеологическое оружие: турки исповедали ислам, а ислам запрещает употреблять свиное мясо.

Взаимоотношения между национальной и мировой культурой достаточно сложные. Тенденцией современного развития мира стала глобализация. Неизбежным является взаимное проникновение культур. Так, пицца стала привычным блюдом не только в Италии, но и на столах россиян. Это неизбежный процесс, и он сам по себе должен восприниматься как неизбежное. С другой стороны, возникает угроза потери национальной идентичности, своего национального «я». Сейчас много ведется дискуссий о допустимости заимствований. Особенно активно противодействует заимствованиям Русская православная церковь. Конечно, не все заимствования вызывают понимание, одобрение. Так, во многие города пришел обычай навешивать замки в общественном месте в день свадьбы, что порой создает прямую опасность для жизни людей. В то же время ни одна культура не может развиваться изолированно от других культур. Попытки самоизоляции могут привести народ к сильному кризису, даже создать угрозу для народа. Так было с Японией, которая до конца XIX в. сознательно проводила политику самоизоляции. Попытки совсем игнорировать достижения западной или какой-либо культуры могут привести к самому настоящему абсурду: под запретом окажется музыка Баха (используется при католическом богослужении), иглорефлексотерапия (придумана китайскими даосскими монахами), спагетти (придумали итальянцы, которые в своей массе католики).

Субкультура – это культура какой-либо профессиональной или социальной группы.  Ошибочно считать, что субкультура – это что-то негативное, культура только специфических молодежных объединений (панки, готы и др.) Можно говорить о субкультуре студентов. Традиционно студенчество отличалось богатым пластом субкультуры, куда входили песни, свое арго, праздники, анекдоты.

Также есть и своя субкультура у других социальных слоев, например военных (вместо «буфет» – «чепок»), преступников, даже ученых. «Кирпич» на арго ученых – это не материал для строительства, а готовая к защите научная работа.

В то же время можно отметить контркультуру – культуру, ценности которой вступают в противоречие с культурой большинства. Примером может быть культура скинхедов.

Понятие культуры раскрывается часто в связи с понятием цивилизации. В философии и истории существует два подхода к этому вопросу. Первый – понятия «цивилизация» и «культура» отождествляются. Такой позиции придерживались В. О. Ключевский, З. Фрейд, Н. Я. Данилевский, некоторые современные авторы. В частности, как уже говорилось, Н. Я. Данилевский выделял следующие культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). По данному подходу, и цивилизация, и культура – это определенная ступень в развитии того или иного общества. Например, Древний Египет – это определенная культура, для которой характерен определенный образ жизни, специфика духовной сферы и материального производства, системы общественных отношений. Все это также может быть обозначено и понятием «цивилизация».

По второму подходу, понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. Так считали Ш. Фурье, И. Кант, О. Шпенглер, Н. А. Бердяев. Цивилизация существует не на всех ступенях истории, имеет, как правило, общечеловеческий характер, связана не столько с творчеством, оригинальным созданием культурных ценностей, сколько с их массовым тиражированием и т. п. В частности, именно в контексте такого подхода дается толкование понятия «цивилизация» в работах Л. Г. Моргана («Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации») и Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Согласно этим работам цивилизация появляется тогда, когда начинается развитие промышленности, быстрое развитие науки, и все это – с товарным производством, существованием социально-классовых отношений. Развитие цивилизации тесно связывается с изменением образа жизни людей: возникает массовое стремление к комфорту, созданию красивых и надежных машин, домов, участию во множестве развлечений, приобщению к «массовой культуре». В то же время происходит унификация культуры. Стираются отличия в образе жизни, духовной сфере в жизни людей разных стран. Л. Морган и Ф. Энгельс предполагали, что цивилизация не последняя ступень общественного развития. В будущем ее заменит общество, в котором не будет товарного производства, классов и государства и возродится в высшей своей форме девиз древних родов – свобода, равенство и братство. Все это будет связано со всеобщим образованием, подлинной демократией, высокими достижениями опыта, разума и науки.

Источник: 
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Культура и цивилизация. Глобализация и диалог культур
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Цивилизационные теории культурной истории
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Российская цивилизация и культура
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Разграничение понятий культура и цивилизация
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура и цивилизация
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Народ и нация в контексте культуры и цивилизации
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Народная культура и фольклор
Монина Н.П., Культурология
Исламская культурная традиция
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Оставить комментарий