Культура первобытной эпохи

Первобытная культура является самой продолжительной в истории человечества. Время её возникновения определить точно невозможно, она современна человечеству, как биологическому виду. Принято считать, что 40-35 тыс. лет назад сформировался тип современного человека Homo Sapiens. Весь период первобытной культуры принято делить на основе материалов, из которых изготавливали орудия труда - камень, медь, бронза, железо.

Периодизация первобытной культуры в представлении современных ученых выглядит следующим образом:

  • Каменный век: 1. Древнекаменный - палеолит (2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.). 2. Среднекаменный - мезолит - с 12 по 7 тыс. до н.э. - послеледниковый период; 3. Новокаменный -неолит - 7-4 тыс. до н.э.; 4. Меднокаменный - энеолит - с 4 до нач. 2 тыс. до н.э.
  • Бронзовый век - с конца 2 тыс. до нач. 1 тыс. до н.э.
  • Железный век - с нач. 1 тыс. до н.э.

На первобытной стадии развития формируется психика человека, речь, основы общежития, вырабатываются навыки пользования орудиями. В этот период формулируются особенности социальной структуры общества, способы организации коллективов, в том числе экзогамия, ритуалы, табу. Отношение первобытного человека к миру породило магию, которую принято определять, как самую первую знаково-культовую систему организации психики и жизнедеятельности людей. Первобытному человеку свойственно анимистическое мировоззрение, фетишизм и тотемизм70. Характерной особенностью ранних этапов первобытной культуры был синкретизм, который проявляется в том, что искусство, религия, игры - все было соединено воедино. Обряд, песня, танец, ритуал были неразрывны. Не было исполнителей и зрителей - все были участниками ритуальных действий: и творцами, и потребителями культуры одновременно. Танцы имитировали сцены охоты, рыболовства, собирательства. Соединяясь с устным и изобразительным творчеством, танцы превращались в драматические представления. Постепенно из этой синкретической культуры выделяются искусства: отпечатки ладони, зигзаг от пальца, круглая скульптура из глины, кости, дерева; палеолитические «венеры» - тип скульптурного изображения женщины-матери; контурные изображения животных. Для искусства характерен символизм, например круг использовался как символ бесконечности. Зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища). Развивается мифологическое мировосприятие, предметы представляются одушевленными, наделенными волей, сознанием и эмоциями. Мифы складываются в целостную картину мира, объясняющие и природные и социальные явления. В мифологии содержатся зачатки науки и веры, искусства и философии.

Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Были обнаружены очаги материальной культуры: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты - копья, палицы дротики, рубила, иглы, скребки. Были найдены и художественные произведения: силуэты зверей, узоры, человеческие фигурки из камня и кости, рисунки, резьба и рельефы на скалах. В скалистых пещерах были обнаружены целые «музеи» первобытной живописи.

Пещера Альтамира в Кантабрийских горах (Испания) с наскальными росписями эпохи позднего палеолита обнаружена в 1868 году. В 1875 году пещера была исследована испанским археологом Марселино де Саутуола, дочь которого нашла в ней каменные орудия, а в 1879 году там было обнаружено множество изображений животных. Археолог дал пещере название «Сикстинская капелла наскального искусства». Пещера Альтамира тянется под землёй почти на 380 м, но основные изображения (быков, лошадей, кабанов, оленей, горных козлов и бизонов) находятся недалеко от входа в пещеру в т.н. «главном зале», длиной 18 м. Первобытные мастера, использовав естественную неровность стены, сумели виртуозно передавать объём и движение животных.


Бизон. Наскальный рисунок в пещере Альтамира.
Верхний палеолит. 15-10 тыс. лет до н. э. Испания

Изображения зверей имели для первобытного человека магическое значение: нанося на стену фигуру пронзённого копьём кабана или бизона, древний живописец обеспечивал племени удачу на охоте. Подобные памятники обнаруживаются не только в Испании, но и во Франции, в Италии, Англии, Германии, Алжире, Сибири, на Дону. В искусстве палеолита изображений человека немного. 

Встречаются статуэтки женщин, которые получили наименование «палеолитические Венеры». В изображении древнего художника женщина - это сосуд плодородия, в статуэтках женщин нет лица, нет проблеска духовности в её образе. В Восточной Сибири, на притоке Ангары, реке Белой, расположены две палеолитические стоянки - Буреть и Мальта. Здесь найдены женские статуэтки, фигурки птичек, гравюра мамонта на пластинке бивня мамонта. Наряду с животными изображалось множество абстрактных геометрических фигур, смысл и значение которых до сих пор остаются загадкой для ученых. Стилистические особенности сибирского палеолитического искусства позволяют говорить о его локальном своеобразии. С открытием российскими учеными уникальных пещер Южного Урала (Каповой пещеры (Шульган-Таш) на р. Белой и Игнатиевской пещеры) общепризнанный центр палеолитического искусства - запад Европы - утратил свою монополию на реалистическую живопись в подземных зонах. Среди путешественников самой известной и привлекательной является Капова пещера, которая считается центром зарождения искусства в Восточной Европе. Столь древние рисунки ранее были известны лишь в пещерах Испании и Франции. Открытие археологом А.В. Рюминым в 1959 году удивительной палеолитической живописи Каповой Пещеры имело большой резонанс в научном мировом сообществе и сделало пещеру всемирно известной. Планомерные поиски в пещерах Урала, начатые в 1968 году увенчались успехом. В России пещер с палеолитическими рисунками древних людей всего три. Это: Капова пещера в Башкирии, Игнатиевская и Колокольная у деревни Сер-пиевка в Челябинской области.

В глубине Игнатиевской пещеры, по-башкирски Ямазы-Таш, на р. Сим (бассейн реки Белой) было найдено 12 групп рисунков, среди которых мамонт и носорог. Открытие второй пещеры с палеолитическими рисунками имеет принципиальное значение, поскольку совершенно в новом свете ставит проблему палеолитической живописи уральского региона.

Если раньше можно было допустить, что Капова пещера может оказаться единственным на Урале образцом художественных росписей палеолита, то сейчас стало ясно, что это не так. Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это также резко и исчезло. Мезолитические расписные гальки представляют собой явление, не связанное с палеолитическим искусством. К этому периоду ученые относят находки в пещере Мас-д’Азиль в Арьеже (Франция, предгорья Пиренеев).  


Капова пещера. Южный Урал. Изображение мамонтов, лошадей, носорога.
Эпоха Верхнего палеолита

Наиболее яркой особенностью археологических находок бразильских пещерных стоянок являются раскрашенные гальки, в которых открывший их французский ученый Э. Пьетт хотел видеть знаки древнейшей письменности, свидетельствующие, по его убеждению, о существовании в Мас-д’Азиле грандиозной подземной школы писцов каменного века. Благодаря тому, что гальки лежали в совершенно сухом слое пыли, рисунки на них уцелели. Эти гальки имели серый или беловатый фон и были разрисованы смешанной с жиром красной краской различных оттенков. Изредка гальки предварительно окрашивали в светло-розовый цвет и потом уже наносили на них более темный рисунок. Рисунки на гальках имеют вид овальных пятен, поперечных полос и различных схематических фигур, в том числе крестов, зигзагов, решеток, звезд, видимо, Солнца. Только в немногих случаях эти рисунки напоминают стилизованные фигуры людей или животных. На открытых местах, на скалах найдено множество росписей этого периода. Эти высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита, называются Петроглифы. Изображения представляют собой многофигурные композиции: сцены битв, охоты, ритуальные действия, сбор меда. Уже не зверь, а человек занимает центральное место в памятниках мезолита. Художники изображают человека стилизованно, упрощенно, иногда даже сводят к знаку. Использовалась черная и красные краски. Фигуры были небольшие, иногда едва достигая 75 см. Вероятно, потребность изображать стилизованно и схематично, возникла из-за необходимости обозначения, сообщения, возможно, это рассказ о событии. Здесь берет начало рисунчатое письмо - пиктография.

Важной частью духовной культуры древнего человека являлся культ предков, выразившийся в погребальных обрядах и ритуалах. Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Погребения следует считать объектами, возникшими на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Археологи считают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Это произошло в эпоху мустьерской культуры. На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев (40 тыс. лет назад). Умершим давали в последний путь одежду, оружие, пищу, украшения - богатство захоронений и размеры курганов отличаются. Например, на территории Сибири открыты тысячи подлинно бесценных образцов древнего художественного творчества. Это знаменитые Пазырыкские курганы на Алтае и Царский Курган Аржан в Туве, представляющие помимо богатейших коллекций предметов искусства, шедевры архитектурно-погребальных сооружений. Долина Пазырык расположена на правом берегу реки Большой Улаган, в 15 километрах от впадения её в реку Башка-ус. В ней множество раскопанных археологическими экспедициями больших курганов, древних могил родовых или племенных скифо-сакских вождей. Вера в загробную жизнь требовала большой заботы об умерших. Для них устраивалось жилище — погребальная камера, их одевали в лучшие одежды, снабжали пищей, в загробный мир с ними направляли лучших лошадей, специально убитых для этой цели и положенных в ту же могильную яму. За исключением некоторых деталей, отличающих один курган от другого, устройство их одинаково. Бревенчатая погребальная камера площадью от 9 до 24 квадратных метров и высотой от 1,2 до 1,9 метра напоминает рубленый дом. Пол камеры настлан из толстых плах, бревенчатые стены, как правило, выводились двойные, двойным был и бревенчатый потолок. Потолок камеры покрывался в несколько слоев берестой, затем ветками кустарника курильский чай, в некоторых случаях, кроме того, корой лиственницы. По обе стороны стенок (северной и южной) погребальной камеры ставились три пары столбов, в корытообразные выемки которых были положены три толстые балки. Цель последних была предохранить погребальную камеру от давления вышележащих настилов из брёвен и навала из камней и земли.

Внутри погребальных камер, у южной стенки, стояли выделанные из целого дерева саркофаги-колодцы длиной до 5 метров и диаметром до метра, с крышкой соответствующих размеров. Наружная поверхность колодцев в первом кургане была украшена рядами вырезанных из кожи изображений петухов, а во втором - оленей. В северной половине камеры были расставлены различные вещи, принадлежавшие погребённым. За погребальной камерой, в северной части могильной ямы, на её дне или на некоторой высоте от дна были положены трупы лошадей с упряжью и другими вещами. Верхняя половина ямы, как уже отмечено выше, заполнялась бревнами, большими камнями, наконец, землёй. Сверху насыпался небольшой земляной холм, поверх которого наваливался более или менее мощный слой угловатых камней со щебнем и речной галькой. Захоронение племенных вождей в Пазырыкских курганах имело место в V веке до нашей эры. В IV-II тыс. до н.э. появились мегалитические сооружения, имевшие религиозно-ритуальный или погребальный характер. Существуют три основных типа мегалитических объектов: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгир представляет собой вертикально установленный, грубо отесанный и глубоко вкопанный в землю камень. Высота отдельных менгиров составляет 10-20 м при весе до 30 т. Менгир - предшественник мемориальных обелисков. Одиночные менгиры широко распространены по разным районам Земли - от Шотландии до Закавказья; поля менгиров (алиньманы) распространены на территории Франции; в Великобритании и Армении есть все виды мегалитических сооружений. Дольмены первоначально представляли собой композицию из трех больших камней (двух вертикальных и одного горизонтального), затем превратились в существенно более крупное и соответствующего числа горизонтальных, перекрывающих большое пространство камней. В интерьерах дольменов встречаются росписи и рельефы. Если менгиры и дольмены сформировались в период позднего неолита, то кромлехи - это уже бронзовый век. По композиции кромлех представляет собой кольцевое сооружение из вертикально установленных камней, причем камни наружного ряда связаны между собой горизонтальными камнями-перемычками. Камни и их стыковые элементы хорошо отшлифованы с использованием бронзовых орудий. Самый известный кромлех находится в Стоунхендже под Солсбери (Великобритания). Большой каменный круг в Стоунхендже из нескольких мегалитических, то есть больших каменных, памятников, сохранился лучше всего. Всё сооружение ориентировано на летнее солнцестояние, и поэтому очевидно, что оно служило культу Солнца.

Наиболее мощным импульсом развития первобытной культуры стала неолитическая революция VII-IV тыс. до н.э. Обработка почвы и выращивание злаков создали условия для развития общества и появления зачатков первых цивилизаций. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. Неолитическая революция и последовавшие за ней медный, бронзовый и железный века обеспечили победу металлических орудий над каменными, земледелия - над собирательством, оседлого образа жизни - над кочевым, патриархата - над матриархатом. Происходит разделение культуры на духовную и материальную, возникновение государства, формирование социально-классовой структуры общества. Однако, на Земле еще существуют сообщества людей, для которых каменный век продолжается и поныне, но легче найти те группы людей, в чьем быту до сих пор сохранились черты неолита, - это так называемые примитивные общества тропической Африки, островов южной части Тихого океана и обеих Америк. Здесь был бы более уместен термин «этнографические» общества. Он означает образ жизни людей, сохранившийся в процессе неолитической революции, который при этом не обнаруживает признаков эволюции в направлении «исторических» цивилизаций. Этнографические общества увековечивают себя посредством обычая и традиции, - следовательно, общая модель их жизни скорее статическая, чем динамическая. Этнографическое искусство имеет одну основную черту: художественное воссоздание форм природы превалирует над внимательным их изучением. Отношения с миром духов устанавливали через танец и театральные обряды, в которых люди сами могли временно взять на себя роль духов, надевая причудливые маски и одежды. Очарование маски не умерло до настоящего дня, например, их надевают во время карнавала.

Бронзовому веку соответствует появление сплавов на медной основе. Выплавка меди затруднялась высокой температурой плавления (свыше 1000 градусов). Для этого нужны были печи, где такая температура достигалась нагнетанием воздуха мехами сквозь отверстия в нижней части печи, в которые вставлялись глиняные трубки - сопла. Такие сопла часто встречаются при раскопках. Без этого изобретения не могла бы возникнуть металлургия бронзы, а в дальнейшем железа. Появление бронзы способствовало увеличению ассортимента изделий. Но бронза все же была дорога, а поэтому из нее предпочитали делать только самые необходимые виды орудий и оружия. Делали также украшения. На стрелы же, хотя они и были важным видом оружия, шло слишком много металла. В бронзовом веке между племенами различных территорий возникло экономическое неравенство, обусловленное неодинаковыми запасами рудных месторождений цветных металлов: у одних племен была медь, у других - олово, у третьих не было ни того, ни другого. Это, с одной стороны, усиливало неравномерность развития общества, с другой - способствовало развитию обмена между различными племенами. Археологически выявлено, что кавказская мышьяковистая бронза заполнила наши степи. Гораздо меньшее значение имел уральский металл, проникавший в лесную полосу, где нет ни меди, ни других компонентов бронзы. Подобные связи зависели от совершенствования средств сообщения в бронзовом веке. Наиболее легким для первобытного человека был водный путь. Путешествия по рекам облегчил парус, изобретенный в эпоху бронзы. Еще в энеолите появились колесо и повозки. Общение между странами способствовало ускорению прогресса в хозяйстве и культуре. Почти во всех странах бронзовый век - время развития скотоводческого хозяйства. Но земледелие, хотя и оттесненное скотоводством на второй план, не исчезло и продолжало быть важной, а в некоторых государствах и ведущей отраслью хозяйства. В качестве переходной культуры к железному периоду можно назвать Кобанскую культуру (XI—IV вв. до н. э.), названную по могильнику у аула Кобан. Она занимает горные районы Северного Кавказа - Кабардино-Балкарию, Чечню, Ингушетию, Северную Осетию. Кобанская культура возникла еще в эпоху бронзы, но ее заключительный этап относится к началу железного века. Изучены главным образом погребения: на умершего мужчину надевали широкий бронзовый пояс, иногда - с гравировкой, а на ноги - спиральные браслеты. С умершим клали кинжалы с причудливыми рукоятями, изящные дважды изогнутые топоры. На женщинах были пояса и браслеты на руках и ногах, а также большие булавки для застегивания одежды и ожерелья из бронзовых и сердоликовых бус. Иногда в горах Северного Кавказа находят закавказские мечи и шлемы. Кобанские могильники представляют собой родовые кладбища. Общество было еще патриархальное. Металлургия кобанской бронзы - одна из лучших на территории России. К концу существования этой культуры некоторые бронзовые предметы были инкрустированы новым дорогим металлом - железом. Кобанская культура (как более архаичная) легла на Северном Кавказе в основу скифской культуры.

Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерны медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности; ориентация на повторение некогда заданного образца жизни, обычаев, традиций; приверженность существующим образцам поведения; господство сакральных, канонизированных представлений в сознании.

Ключевые слова: Культура, Античность
Источник: Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Материалы по теме
Представления о культуре в Античности
Монина Н.П., Культурология
Культура архаики
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Античный тип культуры
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культура Античности
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Патернализм в политической культуре России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Что такое культура
Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Представления о культуре в трудах Г. Риккерта
Монина Н.П., Культурология
Корпоративная культура
Корпоративный менеджмент
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий