Культура архаики

История человечества насчитывает около 5 млн лет. Значит ли это, что столько же лет и культуре? Человек и культура всегда существовали параллельно и, следовательно, когда возникло человечество, тогда появилась и культура. Эта догадка вполне справедлива. Так оно и есть на самом деле.

Однако выделение человека из животного мира было чрезвычайно длительным процессом. Культурообразующая функция формировалась у человека очень долго, медленно, постепенно вместе с производством первых орудий труда. То есть складывание материальной культуры восходит к началу четвертичного (от 700 тыс. до 2,5-3,5 млн лет назад) периода, на который приходится антропогенез (становление человека).

Эволюция австралопитека — ископаемой человекообразной обезьяны, близкой к предковой форме человека, к ранним гоминидам (прямоходящим) — питекантропам и синантропам, а от них— к поздним (современного физического вида) гоминидам — неандертальцам и верхнепалеолитическим людям сопровождалась определенной модификацией орудий труда из дерева, кости, рога и, конечно, камня, созданием жилищ, устройством захоронений. Эпоха позднего палеолита знаменуется появлением homo sapiens — человека разумного, развитием искусства, религиозных верований и культов. Произошло это приблизительно от 40 до 35 тыс. лет до н. э.

Последний этап в истории первобытного общества — эпоха железа, когда человек научился выплавлять этот металл из руды и железные орудия окончательно и полностью заменили бронзовые и вытеснили каменные.

Архаическая культура — как бы первая ступенька на том долгом и сложном пути от зверя к Богу, который проделал человек.

Количественно период первобытности намного превосходит все последующие периоды истории. Даже если брать за точку отсчета архаической культуры время позднего палеолита, к которому относится находка останков homo sapiens в пещере Кро-Маньон на юге Франции (отсюда кроманьонский человек), получается, что эта культура по меньшей мере насчитывает более 30 тыс. лет.

Кроманьонцы на порядок превзошли предшествовавших им питекантропа и неандертальца и по всем позициям (организация и образ жизни, система общения, орудия труда, эстетика) поднялись на качественно новый уровень развития. Они научились добывать и поддерживать огонь, отапливать и освещать жилище каменными плошками с растопленным животным жиром. Открытые в 1940 г. рисунки в пещере Ласко во Франции были настолько поразительны, что этот позднепалеолитический памятник получил наименование «Сикстинской капеллы доисторической живописи». Когда же за 64 года до этого, в 1876 г., испанский археолог Марселино Санс де Са-утола обнародовал артефакты, обнаруженные им в пещере Альтамира и представлявшие собой превосходно сохранившиеся настенные изображения 25-ти фигур животных (зубры, кабаны, лани), ученый мир не только ему не поверил, но и поднял его на смех, поскольку существовало устойчивое мнение, что дикари рисовать не умели, а сделанные от 15 до 8 тыс. лет до н. э. фрески отличались не просто мастерством, но и анатомической точностью, анималистической выразительностью. Последовал однозначный приговор: это подлог! Достигнуть такого высокого совершенства первобытный человек никак не мог. Доказать свою правоту ни коллегам-профессионалам, ни общественности Саутола так и не сумел, что нанесло ему глубокую душевную травму. Клеймо обманщика и фальсификатора, якобы выдавшего работы какого-то современного талантливого художника за образцы архаической живописи, преследовало археолога всю жизнь до самой смерти.

На сегодня известно более трёхсот палеолитических пещер, в подземных галереях которых присутствуют удивительные рисунки первобытного человека. Они настолько хороши, что вполне могут возвещать о том, что именно кроманьонцы положили начало возникновению искусства. То, что их произведения беспейзажны и почти не содержат изображения человека, нисколько не принижает пещерные шедевры.

Существует несомненная связь между первобытной живописью и акустикой мест, где она присутствует. Согласно проведенным исследованиям, там, где есть рисунки, звуки разносятся чище и громче, чем в не занятых живописью частях пещеры. Выдвинута гипотеза, что «кубатура» имела значение, потому что под сводами пещеры звучала музыка. Какая она была, что собой представляла, сказать трудно, но после обнаружения на одной из палеолитических стоянок человека чего-то вроде примитивного музыкального инструмента, сделанного из костей мамонта, музыкальное сопровождение (предположительно в виде извлечения шумовых или ритмических звуков) тех или иных действий и ритуалов первобытных людей признано вполне реальным.

В России тоже есть своя сокровищница палеолитической живописи. Это Капова пещера на Урале, в Башкортостане. Наскальные рисунки были открыты там в 1959 г. зоологом А. В. Рюминым. Самым древним из них 36 тыс. 400 лет, возраст более поздних примерно вдвое меньше. В этом храме архаического искусства преимущественно представлены 173 изображения животных: мамонтов, лошадей, верблюдов, шерстистых носорогов (в отличие от африканских сородичей уральские были приспособлены к холодному климату). Краской первобытным художникам служила в основном охра — природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины и животного жира. Этот состав оказался невероятно стойким, благодаря чему реликтовая стенопись дошла до наших дней. Некоторые рисунки выполнены углем, но их мало. Звери — не единственные объекты этой подземной картинной галереи. Из-за натеков кальцита и других повреждений не всё сегодня различимо. Так, например, проступают очертания простейших строений, где, по-видимому, помимо пещер, жили и укрывались палеолитические люди. Уникальность памятников Каповой пещеры не вызывает сомнения, и есть вероятность, что они будут внесены в список объектов всемирного культурного наследия «Юнеско».

Загадочные памятники архаики — мегалиты. Это постройки из камней, точнее, огромных каменных глыб, встречающиеся по всему миру. В среднем им от 3 до 5 тыс. лет, но древнейшим, возможно, вдвое больше.

В зависимости от положения относительно земли мегалиты подразделяют на дольмены, менгиры и кромлехи. Первые по внешнему виду напоминают горизонтально положенные на опоры плиты или каменные ящики с отверстием в крышке; вторые — вертикальные столбы, врытые в землю (их высота от 3 до 20 м); третьи представляют собой сложенные из менгиров круги различной величины, но с общим центром — скалой, крупным менгиром или дольменом.

Наиболее известный мегалитический памятник — Стоунхендж в Великобритании. Он состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, образованных большими менгирами.

Назначение мегалитов могло быть многофункциональным (для отправления погребального культа, религиозно-храмовых церемоний и ритуалов, захоронений умерших). Не исключено, что они совмещали сакральное и утилитарное: служили жрецам при наблюдении за небесными светилами, использовались древними людьми в практических целях как межевые знаки, обозначавшие границы землепользования, или заграждения и загоны для скота. На территории РФ мегалиты — не редкость. Только в районе Сочи не менее 180 дольменов. Большое количество подобных архаических памятников обнаружено в Саянах, Прибайкалье, Хакасии.

Эпоху первобытности часто называют прологом, предтечей, предысторией, прелюдией мировой культуры. Пусть так. Главное — не отрывать этот период от общего контекста истории и культуры человечества, не навешивать ему ярлык «дикого», «примитивного» и «никчемного». Больше того, архаика — время, когда завязывается многое из того, что найдет последующее развитие в культуре позднее. Так, древнейшая мифология — прообраз будущей духовности и литературного творчества, обрядовые песни и танцы трансформировались в музыку, наскальные изображения, татуировки на теле, абстрактный орнамент на посуде, фигуры, высеченные из камня, вырезанные из дерева, вылепленные из глины, дали начало живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, и именно из первобытного чувства красоты выросла впоследствии эстетика. Сильные познавательные тенденции, продиктованные проблемами, которые ставила перед человеческим родом окружающая среда, вылились в простейшие (но очень перспективные!) календарные, астрономические и т. п. представления.

Архаическая культура была бесписьменной, но с ней связано становление членораздельной речи как способа общения и передачи информации. Синкретичность (слитность, неразде-ленность) сознания древнейшего человека, преломлявшаяся в его тогдашней картине мира, не исключала наличия наряду с денотацией — первичными, очевидными значениями коннотации — вторичного языка, неявных (в виде символов, аллегорий, метафор) форм выражения.

К первобытности восходят такие знаковые явления, как базовые культурные универсалии (добывание огня, общинная организация, разделение труда, религиозные ритуалы, многочисленные табу и запреты и т. д.); сдвиги во взаимоотношениях внутри племен — предвестники скорого образования ранних государств; разделение культуры на духовную и материальную.

Таким образом, первобытность более чем креативна (созидательна). Именно в эпоху архаики были заложены первоосновы человеческой культуры и произошел качественный, хотя и запредельный по продолжительности, поворот от природного бытия человека к неприродному.

Пополнить круг сведений о культуре архаики и понятийно уяснить это явление помогли исследования находящихся на примитивных стадиях развития современных этносов в Азии, Африке, Южной Америке, Океании. Плодотворными в этом отношении были экспедиции Б. Малиновского, А. Рэдклиффа-Брауна и др. При этом ученые, выдерживая чистоту эксперимента, пребывали в изучаемой среде продолжительный срок, включавший, помимо собственно полевого этапа, подготовку и адаптацию, необходимые не только ученым, осуществляющим наблюдение, но и аборигенам, чтобы последние привыкли к странным чужакам, проявляющим к ним интерес. Такая практика долгого поселения среди туземцев сложилась еще в XIX в. К примеру, Н. Н. Миклухо-Маклай провел на островах Тихого Океана (Новая Гвинея) с небольшими перерывами более 15 лет. С 20-х годов XX в. научной нормой для экспедиционной работы становится так называемый этнографический год, превышающий календарный на два — три месяца. Эти 60-90 дополнительных дней требуются для соответствующего вхождения в обстановку и предварительной рекогносцировки на местности.

Источник: 
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Представления о культуре в Античности
Монина Н.П., Культурология
Античный тип культуры
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культура Античности
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Место язычества в Древнерусской культуре
Монина Н.П., Культурология
Культура педагогического общения
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Особенности культуры эпохи информационных технологий
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Художественные стили эпохи Просвещения
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Агенты и институты культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Оставить комментарий