В современном значении и написании слово «культура» берет свое начало от латинских слов «соloге (eolere)» и «cultura». В переводе термин «культура» имеет несколько значений:
- возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение;
- земледелие, сельское хозяйство;
- воспитание, образование, развитие;
- почитание, культ.
В Древнем Риме слово «культура» не употреблялось самостоятельно, его использовали в связке с другими словами, например:
- agricultura - возделывание земли;
- cultura literaturum - совершенствование письменности;
- cultura juris - выработка правил или законов поведения.
Близким по смыслу данному термину в Древней Греции было слово «пайдейя» (pais - ребенок), которое использовалось для обозначения результата образования и целенаправленного воспитательного воздействия, итога формирования зрелого мужа, гражданина, полноправного члена полиса из несмышленого ребенка. Но этот термин не закрепился в разговорном языке и постепенно исчез из оборота.
Впервые идея культуры была сформулирована софистами в V в. до и. э. (Протагор, Антифонт, Гиппий). Они говорили, что наряду с миром природы существует мир людей. Но сам термин «культура» не употреблялся (он появился только в Древнем Риме). Софисты говорили о качественном отличии двух миров, об особенностях становления и развития мира, созданного людьми для себя. Представления о «второй природе» логически вытекают из их понимания предмета философии и места человека в мире. Человек - центр Вселенной, источник силы, приводящий Космос в движение. Софисты, по сути, разрушили космоцентристскую и создали антропоцентристскую картину мира. Хорошо известны слова Протагора: «Человек есть мера всех вещей», а следовательно, человек есть высшая ценность, поэтому ценен и мир, созданный человеком. Этот мир изначально несет на. себе отпечаток сакральности в отличие от природы которая костна мертва и без/^ховна. Законы мира людей - субъективны, а мира природы - объективны.
Идею существования особого мира людей софисты тесно связывали с идеей воспитания. Воспитание есть непременное условие вхождения в мир людей. Тот, кто пренебрегает воспитанием, остается на низшей стадии развития. Для успешного воспитания необходимо сочетание индивидуальных задатков воспитуемого и умение воспитателя. Таким образом, культура -результат нравственного, эстетического, интеллектуального, в широком смысле разумного совершенствования человека в ходе его эволюции.
По мнению Демокрита, представления о мире людей связаны с представлениями о душе. Воздух - не только вещественная среда, посредством которой происходит дыхание, но он также наполнен образами, которые не поддаются разрушению. По своей природе они способны вступать во взаимодействие с людьми, оказывая на них положительное или отрицательное воздействие. Благодаря им происходит процесс человекотворения, который есть «совершенствование души». Демокрит привнес в понимание «второй природы» идею развития, источники которого -нужда и польза. Приобщение к миру людей, по мнению философа, возможно в результате воспитания и образования. Мир человека «вторая природа» непосредственно связана с миром еcтественной, «первой» природы.
Марк Тулий Цицерон в своем трактате «Тускуланские беседы» смысл и историческое оправдание культуры видел в выработке из индивида, жаждущего «хлеба и зрелищ», сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и на полях сражений, готового пожертвовать своей жизнью, если этого потребуют интересы государства. По мнению Цицерона, «оккультуренность» тождественна понятию «civilis» - высшей степени включенности индивида в общественную жизнь.
В эпоху Античности культура противопоставляется варварству. Еще греки гордились своим государственным устройством, тем, что проявляют гражданские доблести, почитают Олимпийских богов, изучают философию. Именно в этой области, по их мнению, пролегает граница между культурой и варварством. Еще ясней это проявлялось в Древнем Риме. Например, Цицерон даже в своей среде выделял две группы:
- Cultus - аристократическое окружение, которое совершенствует ум и душу;
- Vulgus - толпа, чернь, масса.
Таким образом, силой, возделывающей ум и душу, является греческая образованность прежде всего философия. Именно благодаря ей человек становится достойным гражданином, способным соотносить общественные и частные интересы. А значит, культура - это прежде всего совершенствование души.