Представления о культуре в Античности

В современном значении и написании слово «культура» берет свое начало от латинских слов «соloге (eolere)» и «cultura». В переводе термин «культура» имеет несколько значений:

  1. возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение;
  2. земледелие, сельское хозяйство;
  3. воспитание, образование, развитие;
  4. почитание, культ.

В Древнем Риме слово «культура» не употреблялось самостоятельно, его использовали в связке с другими словами, например:

  • agricultura - возделывание земли;
  • cultura literaturum - совершенствование письменности;
  • cultura juris - выработка правил или законов поведения.

Близким по смыслу данному термину в Древней Греции было слово «пайдейя» (pais - ребенок), которое использовалось для обозначения результата образования и целенаправленного воспитательного воздействия, итога формирования зрелого мужа, гражданина, полноправного члена полиса из несмышленого ребенка. Но этот термин не закрепился в разговорном языке и постепенно исчез из оборота.

Впервые идея культуры была сформулирована софистами в V в. до и. э. (Протагор, Антифонт, Гиппий). Они говорили, что наряду с миром природы существует мир людей. Но сам термин «культура» не употреблялся (он появился только в Древнем Риме). Софисты говорили о качественном отличии двух миров, об особенностях становления и развития мира, созданного людьми для себя. Представления о «второй природе» логически вытекают из их понимания предмета философии и места человека в мире. Человек - центр Вселенной, источник силы, приводящий Космос в движение. Софисты, по сути, разрушили космоцентристскую и создали антропоцентристскую картину мира. Хорошо известны слова Протагора: «Человек есть мера всех вещей», а следовательно, человек есть высшая ценность, поэтому ценен и мир, созданный человеком. Этот мир изначально несет на. себе отпечаток сакральности в отличие от природы которая костна мертва и без/^ховна. Законы мира людей - субъективны, а мира природы - объективны.

Идею существования особого мира людей софисты тесно связывали с идеей воспитания. Воспитание есть непременное условие вхождения в мир людей. Тот, кто пренебрегает воспитанием, остается на низшей стадии развития. Для успешного воспитания необходимо сочетание индивидуальных задатков воспитуемого и умение воспитателя. Таким образом, культура -результат нравственного, эстетического, интеллектуального, в широком смысле разумного совершенствования человека в ходе его эволюции.

По мнению Демокрита, представления о мире людей связаны с представлениями о душе. Воздух - не только вещественная среда, посредством которой происходит дыхание, но он также наполнен образами, которые не поддаются разрушению. По своей природе они способны вступать во взаимодействие с людьми, оказывая на них положительное или отрицательное воздействие. Благодаря им происходит процесс человекотворения, который есть «совершенствование души». Демокрит привнес в понимание «второй природы» идею развития, источники которого -нужда и польза. Приобщение к миру людей, по мнению философа, возможно в результате воспитания и образования. Мир человека «вторая природа» непосредственно связана с миром еcтественной, «первой» природы.

Марк Тулий Цицерон в своем трактате «Тускуланские беседы» смысл и историческое оправдание культуры видел в выработке из индивида, жаждущего «хлеба и зрелищ», сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и на полях сражений, готового пожертвовать своей жизнью, если этого потребуют интересы государства. По мнению Цицерона, «оккультуренность» тождественна понятию «civilis» - высшей степени включенности индивида в общественную жизнь.

В эпоху Античности культура противопоставляется варварству. Еще греки гордились своим государственным устройством, тем, что проявляют гражданские доблести, почитают Олимпийских богов, изучают философию. Именно в этой области, по их мнению, пролегает граница между культурой и варварством. Еще ясней это проявлялось в Древнем Риме. Например, Цицерон даже в своей среде выделял две группы:

  1. Cultus - аристократическое окружение, которое совершенствует ум и душу;
  2. Vulgus - толпа, чернь, масса.

Таким образом, силой, возделывающей ум и душу, является греческая образованность прежде всего философия. Именно благодаря ей человек становится достойным гражданином, способным соотносить общественные и частные интересы. А значит, культура - это прежде всего совершенствование души.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Культура Античности
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура архаики
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Античный тип культуры
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Корпоративная культура и ценности
Рождественская Н.А., Способы межличностного познания
Политическая культура: содержание и типология
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Типы культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура и режиссура современного занятия в вузе
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Типология культур
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий