Традиции и новации в динамике культуры

В философии вопрос динамики культуры, ее смысла и направленности решается крайне неоднозначно. История культуры представала как нелинейная или линейная. Нелинейные подходы к развитию культуры включают в себя циклическую и многослойную концепции. Циклическое развитие культуры подразумевает, что она проходит все стадии развития организма (рождение, юность, зрелость, смерть), а также что в ней все время повторяются одни и те же мотивы и события. Эта концепция возникла еще в древних культурах, в XIX - XX вв. она обосновывалась в философии жизни (Ф. Ницше, О. Шпенглер и др.). Многослойная концепция постмодернистской философии подразумевает, что в истории культуры нет единой тенденции, что разные формы культуры имеют собственные векторы развития. Линейные версии развития культуры имеют в виду, что культура либо деградирует (регресс культуры утверждался в восточной философии), либо развивается (прогресс культуры - идея христианской философии), либо постоянно изменяется вне устойчивой тенденции к прогрессу или регрессу. В концепциях, утверждающих прогресс, зачастую постулируется, что европейская культура - образец для всех остальных (европоцентризм). Особой концепцией прогресса культуры является диалектическая, разработанная Г.В.Ф. Гегелем и в марксизме. Согласно ей, культура в своем развитии проходит ряд ступеней при тенденции к формированию универсальной совершенной культуры, которая вберет в себя все другие культурные формы как частные случаи.

Общепринятым в философии культуры считается подход, согласно которому выделяются такие периоды развития культур, как Архаика, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время и Просвещение, Модерн и Постмодерн. При этом Архаические культуры характеризуются тотальным синкретизмом всех форм культуры и отождествлением духовного и материального (образов, знаков, и того, что обозначается или представляется). В древних культурах доминировала религия, подчинившая себе все другие формы культуры того времени, создавшая систему религиозного образования. В античных культурах образование и воспитание стало личным делом каждого гражданина общества. Стали утверждаться идеалы физического и душевного совершенства человека, его способность постичь разумом порядок мира и упорядочить в соответствии с ним окружающее пространство. На исходе античности широкое распространение получила идея несовпадения или даже противоположности души и тела. Эта идея стала основой культуры средневековья. В средневековых культурах вновь доминировала религия, однако здесь она была двойственной, утверждая одновременно противостояние духовного и материального и то, что материальное - символическое представление потустороннего духовного. В культурах Возрождения религия вновь отходит на второй план, уступая свое место искусству и науке. Закладываются гуманистические ценности, которые до сих пор считаются основными для развитых культур. Культуры Нового времени отдают безусловный приоритет науке. В эпоху Просвещения утверждаются идеалы свободы, равенства и братства, образования и творческой активности, ценность индивидуального опыта и разума, неотъемлемые права человека. Провозглашалась необходимость нести эти идеи в массы, образовывать и воспитывать других людей. Именно эти идеи и стали базовыми для классического типа культуры.

На смену классическому типу культуры приходят модернистские культуры, имеющие проективный характер, направленность на будущее. В их рамках происходят постоянные обновления (иногда даже революционные) духовности в соответствии с запросами конкретных обществ. Это - культуры поиска и утверждения новых идей и стилей, альтернативных классическим. В культурах модерна приоритет над другими формами культуры завоевывает политика, происходит идеологизация культуры, причем в разных обществах утверждаются зачастую противоположные ценности - индивидуализм и коллективизм, интернационализм и национализм. Постмодернистские культуры - культуры стилистического и идейного разнообразия в них реабилитируются и синтезируются с неклассическими классические стандарты культуры. Все формы культуры воспринимаются как равноправные, играющие роль разных центров полицентричной культуры. Кроме прочего, постмодернистскую культуру характеризуют интенсивные коммуникативные процессы внутри и активный диалог с другими культурами. Очевидно, что будущее развитие культур будет подразумевать тесное переплетение различных культур, расслоение отдельных культурных общностей и возникновение новых культурных форм. Однако очевидно, что будущее культур будет все равно неразрывно связано с их прошлым.

Для описания механизмов преемственности и развития в культуре, используются понятия традиции и новации. При этом традиция определяется как способ сохранения и передачи социокультурного опыта между поколениями. Новация же предстает способом формирования новых культурных смыслов. При этом в разных культурах традиция и новация воспринимались различным образом. В архаичных культурах безоговорочно утверждалась позитивность традиции и низкое значение новации. Многие из культур так и остались традиционными вплоть до XX в. Но в античной культуре большое значение придавалось новациям, что заложило фундамент для негативного восприятия традиций в философии Нового времени. Философы Нового времени утверждали, что человек должен отказаться от традиции, отвернуться от авторитетов, чтобы обрести подлинную культуру посредством своего разума и опыта. На утверждение безусловного главенства новации над традицией большое влияние оказали многочисленные технические изобретения той эпохи. Однако в контексте идеологии романтизма в XIX в. произошла реабилитация традиции, новации допускались как обновление традиции в конкретных исторических условиях. В философии XX в. - двойственное отношение к традиции: с одной стороны, имеет место критика традиций, с другой - новация возможна только как переплетение существующих традиций.

Какие же основные виды преемственности в развитии культуры доминировали на разных этапах ее развития? Первичный способ передачи, посредством повествований (мифов, сказок, историй и пр.), свойственен первобытным культурам. Рассказывая друг другу о жизни легендарных охотников или воинов, первобытные люди одновременно передавали опыт о том, как нужно охотиться или воевать. В древних культурах основной способ передачи культурного опыта осуществлялся через семью или касту. В зависимости от своей общественной принадлежности, ребенок с детства воспитывается как профессионал в особой области - жрец, воин, крестьянин или ремесленник. В последующих культурах все большее значение приобретала передача культурного опыта через учебные заведения - школы и университеты. В современной культуре к этим способам прибавился еще один, приобретающий все большее значение - посредством средств массовой информации. Культура современного человека зависит, прежде всего, от того, к каким каналам информации он подключен, кто дает ему информацию и как он выбирает для себя важные сообщения. То, что современная культура - культура «взрыва коммуникации», отражается как на внутреннем устройстве культуры, так и на взаимоотношении между культурами.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Темы: