Культура европейского Возрождения

В культуре каждой исторической эпохи рано или поздно возникают идеализированные образы предыдущих эпох, которые чаще всего называются золотым веком. Такого рода обращение к прошлому и его высокая оценка представляют собой попытку воссоздать и переосмыслить прошлые достижения культуры в новых исторических условиях. Этот распространенный подход в культуре означает ее возрождение, т. е. обновление культурного наследия прошлых эпох в современных социально-исторических условиях.

В европейской культуре подобный процесс начался в первой половине XIV в., когда возрождение элементов античной культуры стало восприниматься как обновление содержания европейской культуры. Данное обновление продолжалось до конца XVI в. и получило название эпохи Возрождения.

Предпосылки эпохи Возрождения:
• рост городов;
• развитие буржуазных отношений в торговле;
• кризис католицизма и, как следствие, рост еретических движений;
• высвобождение личности из под гнета сословных отношений.

Формирование новой культуры, светской по своей направленности, стало делом людей умственного труда - гуманистической интеллигенции, пестрой и разнородной по своему происхождению и социальному положению. В ее состав входили учителя, университетские профессора, политические деятели, библиотекари, живописцы, скульпторы, архитекторы и др. Их объединяла гуманистическая образованность, глубокий интерес к гуманитарным знаниям, стремление к самостоятельным поискам в науке, литературе и художественном творчестве. Основной формой их творческой деятельности стали гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии мастерские художников скульпторов архитекторов. Новые творческие содружества, сличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий разнообразием позиций и мнений. Это имело большое значение для развития культуры поскольку способствовало ее разностороннему развитию и уберегало от застоя и жесткой канонизации.

В эпоху Возрождения произошли значительные перемены в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Прежде всего усилились светские мотивы в европейской культуре. Все более самостоятельными и независимыми стали различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование. Главным действующим лицом эпохи, своеобразным центром культуры стал энергичный, раскрепощенный человек, мечтающий о реализации личных земных идеалов. Этот человек стремился к независимости во всех сферах своей деятельности, пытаясь воплотить в жизнь многообразные интересы, бросая вызов устоявшимся традициям и порядкам.

Периодизация культуры эпохи Возрождения:
• Предвозрождение (Проторенессанс) (XII-XIV вв.),
• Раннее Возрождение (XIV-XV вв.),
• Высокое Возрождение (XV-XVI вв.),
• Позднее Возрождение (1540-1580 гг.).

Эпоху Возрождения в странах Западной Европы отличает:
• антифеодальная направленность в экономической и социально-политической сферах;
• светский, антиклерикальный характер духовной жизни многих европейских государств;
• гуманистическое, т. е., направленное на возвышение человека мировоззрение;
• утверждение принципа единственности и оригинальности личности;
• обращение к культурному наследию Античности, его возрождение.

Гуманизм - это характеристика нового понимания сущности и назначения человека как человека деятельной и производительной жизни. Человек самосознает себя только в активной, творческой деятельности, и в ней состоит смысл его жизни (Л.Б. Альберти, Ф. Петрарка). В человеке все достойно внимания: духовное совершенство и телесная красота. Совершенствование человека возможно через образование, воспитание и политическую свободу - в этом виделась суть гуманизма. Антропоцентризм — это учение о центральном положении человека как творца всего, что его окружает. Особое внимание отводится его талантам и ровному развитию.

Обращение к духовному миру человека знаменует начало Позднего Ренессанса. Духовный мир человека становится предметом творчества художников (И. Босх, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи), скульпторов, музыкантов, писателей (Дж. Боккаччо). Гуманизм этого периода характеризуется креативным началом новой культуры: человек становится не только венцом мироздания и любимым Божьим творением, но и свободным творческим существом с неограниченными возможностями как в духовном совершенствовании, так и в силе чувств. Антропоцентризм - это установка сознания, ставящая человека в центр создаваемого им мира культуры, человек становится свободной творческой личностью. К творческому человеку предъявляются строгие требования: его мастерство должно обладать высокой техничностью, оригинальностью, уметь затрагивать чувства. Гуманизм также состоял в стремлении избавить человека от запретов и регламентов, чтобы предоставить ему возможность проявить себя в добродетельности, свободе и обрести свою духовную целостность.

Основные черты возрожденческой культуры:
антропоцентризм - абсолютизация человеческой личности и выявление ее творческих дарований и образа жизни;
гуманистическое миросозерцание, делающее человека мерой всех вещей;
• открытие и опытное познание мира - природы и человека;
переосмысление христианской традиции;
• превращение искусства в профессиональную деятельность и дальнейшее совершенствование его видов и жанров.

Но к середине XVI в. преобладающим становится индивидуализм. Свобода превращается в произвол, а гармония - в распад ренессансной культуры и деградацию человека. Эти тенденции культурного развития выразились в художественном направлении маньеризма, в котором стиль стал превышать достоверность реальности.

Идеологическое движение эпохи Возрождения имеет два направления:
• религиозное (нашло свое выражение в реформационном движении, приняло форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и бывшим по своей сути антифеодальным);
• светское (проявилось в формировании нового мировоззрения и новой культуры, ставшее основным идейным содержанием Возрождения и получившее название гуманизм).

Для Северного Возрождения характерны:
• менее резкий отрыв от Средневековья;
• условность и символизм формы;
• большая связь с готикой;
• более позднее развитие по сравнению с итальянским Возрождением.


Начало Реформации связано с выступлением немецкого священника М. Лютера (1483-1546), провозгласившего 31 октября 1517 г. 95 тезисов против индульгенций. В них утверждалось, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Вера человека - это единственное общение человека с Богом, поэтому в мирской жизни человек свободен от влияния церкви. Тезисы были поддержаны высшими кругами Германии, а требования обновления церкви и секуляризация ее земель были одобрены со стороны крестьян. (Секуляризация — это отторжение или передача церковного имущества в светское владение). Однако лютеранство не нашло широкого распространения в силу его внутренней раздробленности, сопротивления Рима и поражения Германии в ходе Крестьянской войны.

Лютеранство - это одно из главных направлений протестантизма, возникшего в результате реформационного движения в Европе в XVI в., основанного на принципах оправдания верой, согласно которому спасает человека вера в Бога, а не добрые дела во имя церкви. Оно утвердилось только на территории северогерманских княжеств: Пруссии, Бранденбурга, Саксонии, Гессена, Вюртемберга.

Позиция М. Лютера состоит в тотальном отрицании: недоверии к возможностям человека спастись без божественного участия; уверенности в тщетности автономий разума как основы человеческого существования; в отрицании возможности спастись только с помощью знания, без веры; в неприятии гуманизма как теоретической установки сознания, поскольку он не имеет значения перед волей Божьей. В учении Лютера выделяют три составные части:
1) учение о радикальном оправдании человека верой;
2) учение о непогрешимости Писания как единственного источника истины;
3) доктрина универсального богослужения и свободы самостоятельного толкования Писания.

М. Лютер не верил в способность человека собственными силами спастись, спасение зависит не от него, а от бога. Только через отчаяние как осознание собственного бессилия человек проложит себе путь к спасению: отчаявшись, человек вверяет себя воле Божьей и приближается к благодати.

Вслед за Германией реформационное движение распространилось на территорию Швейцарии и некоторых других западно-европейских стран. В Швейцарии зародились реформационные движения: цвинглианство и кальвинизм. Цвинглианство - это протестантское учение, сформулированное У. Цвингли и распространенное в Швейцарии и Южной Германии в XVI в. Оно во всем опиралось на Святое Писание, послания апостола Павла и его учение об искуплении Христом первородного греха. У. Цвингли (1484—1531) начинает проповедническую деятельность в 1519 г. и является сторонником таких идей, как признание Писания как единственного источника истины, что спасение обретается верой а не деяниями что судьба человека предопределена. Цвинглианство отстаивало республиканскую форму правления в церкви и в государстве. Но выступление против католицизма в открытом сражении окончилось крахом для цвинглианства. Его идеи были продолжены кальвинизмом, вышедшим впоследствии за рамки страны.

Кальвинизм - это одно из основных течений реформации, разработанное Ж. Кальвином и нашедшее воплощение в городе-государстве Женеве в X в. Ж. Кальвин (1509-1564) стал известен не только как противник католицизма и народной Реформации, но и любых форм инакомыслия. Основными идеями кальвинизма становятся идеи провидения и предопределения. Провидение есть продолжение акта создания, и оно распространяется на всех. Предопределение есть вечный совет Бога, определяющий намерения человека. Бог не создает всех в равных условиях, но одних - для жизни, других - для смерти. Успех кальвинизма был обусловлен республиканским правлением и его защитой буржуазии. Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - независимого индивида со свободой нравственного выбора и ответственного в своих суждениях. Протестантизм становится духовным и идеологическим обоснованием становления капитализма в Западной Европе.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.