Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами. Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное / отклоняющееся поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные подходы к выделению его отдельных форм. Среди других важных причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать широкую вариативность человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Норма, как некий абстрактный эталон, труднодостижима в реальной жизни, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Все перечисленные обстоятельства существенно затрудняют как выделение общих критериев, так и создание единой типологии различных видов отклоняющегося поведения.
В то же время систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить несколько основных подходов к проблеме классификации поведенческих отклонений: социологический, правовой, педагогический, клинический и психологический.
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:
- в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
- по значению последствий — негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
- по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);
- по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;
- по длительности — единовременные и длительные;
- по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.
В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания (20). Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.
Преступления, в свою очередь, в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести с наказанием до двух лет; средней тяжести с наказанием до пяти лет; тяжкие преступления — до десяти лет лишения свободы; особо тяжкие — свыше десяти лет лишения свободы или с более строгим наказанием.
Особенная часть Уголовного кодекса содержит перечень деяний, признаваемых незаконными и уголовно-наказуемыми на территории России в настоящее время. В данном разделе УК преступления делятся на следующие группы:
- преступления против личности (против жизни и здоровья; против свободы, чести и достоинства личности; против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против конституционных прав и свобод человека и гражданина; против семьи и несовершеннолетних);
- преступления в сфере экономики (против собственности; в сфере экономической деятельности; против интересов службы в коммерческих и иных организациях);
- преступления против общественной безопасности и общественного порядка (против общественной безопасности; против здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления);
- преступления против государственной власти (против основ конституционального строя и безопасности государства; против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против порядка управления);
- преступления против военной службы;
- преступления против мира, безопасности человечества.
Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы содержат перечень различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения. Время рождает все новые формы правовых отклонений. Это, в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство.
Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. В педагогике понятие «отклоняющееся поведение» нередко отождествляется с понятием «дезадаптация», а его носитель — с термином «трудный ученик». В свете основных педагогических задач, воспитания и обучения учащихся, отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации.
В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения. К поведенческим девиациям, проявляющимся непосредственно в учебном процессе, могут относиться: гиперактивное поведение, дисциплинарные нарушения (опоздания, невыполнение школьных правил, прогулы уроков), агрессивное поведение, курение, хулиганство, ложь, воровство.
Признаками более масштабной — социальной — дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), нехимические аддикций (компьютерная и игровая зависимость, зависимость от сериалов, интернет-зависимость, пищевые аддикций), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.
Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней 10-го пересмотра в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):
- F10-19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (употребления алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);
- F50-59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);
- F63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги — пиромания; патологическое воровство — клептомания; выдергивание волос — трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);
- F65 — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.
Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков, в соответствии с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству. Например, рубрика «Патологическое воровство (клептомания)» в международной классификации болезней содержит следующие диагностические признаки:
- два или более случаев воровства без видимых мотивов или выгоды для индивидуума или другого лица;
- индивидуум описывает сильное влечение к воровству с чувством напряженности перед совершением поступка и облегчением после него.
Международная классификация болезней (МКБ-10, 1994) также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста: F90 — гиперкинетические расстройства; F-91 — расстройства поведения (F-91.0 — расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F-91.1 — несоциализированное расстройство поведения; F-91.2 — социализированное расстройство поведения; F-91.3 — оппозиционно-вызывающее поведение; F-91.8 — другие; F-91.9 — расстройство поведения, неуточненное); F-92 — смешанные расстройства поведения и эмоций; F94 — расстройство социального функционирования; F-95 — тикозные расстройства; F-98.0 — неорганический энурез; F-98.1 — неорганический энкопрез; F-98.2 — расстройство питания в младенческом возрасте; F-98.3 — поедание несъедобного; F-98.4 — стереотипные двигательные расстройства; F-98.5 —заикание; F-98.6 — речь взахлеб. Данные поведенческие расстройства диагностируют при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее шести месяцев.
В дополнение к основной систематизации используются и более частные классификации. Расстройства поведения в детском возрасте подразделяют на две основные подгруппы: социализированные формы антиобщественного поведения и несоциализированное агрессивное поведение. Дети и подростки первой группы хорошо адаптируются внутри антиобщественных групп, не проявляют признаков эмоциональных расстройств, совершая антисоциальные поступки в группе. Представители несоциализированного агрессивного поведения, напротив, находятся в очень плохих отношениях с ближайшим окружением — другими детьми и семьей; для них характерны враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.
Девиантное поведение подростков широко освещается в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение; раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; девиации сексуального поведения; суицидальное поведение; побеги из дома и бродяжничество. При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростков, исследователи указывают на ведущую роль его социально-психологических детерминант.
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб, им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Рядом авторов выделены три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, злоупотребление наркотиками), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные девиации (например, попрошайничество).
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (19) делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и, соответственно, внешнедеструктивное поведение. Во втором случае — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение.
Внешнедеструктивное поведение авторы, в свою очередь, делят на аддиктивное и антисоциальное. В группе внутридеструктивного поведения выделяются: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.
Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства; конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентировано исключительно на внешние авторитеты; нарциссическое управляется чувством собственной грандиозности; фанатическое выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам; аутическое проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
В психологической литературе можно встретить и другие классификации, например, основанные на таких критериях, как вид нарушаемой нормы и характер негативных последствий отклоняющегося поведения. В соответствии с перечисленными признаками мы выделяем три группы девиантного поведения:
- антисоциальное (внешнедеструктивное);
- асоциальное (смещенно-деструктивное);
- диссоциальное (аутодеструктивное).
Антисоциальное (внешнедеструктивное) — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействие, запрещенные законодательством в форме антидисциплинарных, противоправных и антиобщественных деяний. В ряде случаев антисоциальное поведение ассоциируется с противоправным и делинквентным.
Асоциальное поведение (смещенно-деструктивное) — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений. Данное поведение регулируется социальными группами и морально-нравственными нормами (религиозные нормы, профессиональные требования, профессиональная этика, школьные правила и т. д.). Асоциальное поведение взрослых может проявляться в следующих формах: нарушение профессиональной этики, агрессивное поведение, сексуальные девиации, бродяжничество, иждивенчество, вымогательство, проституция и др.
Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени. В выраженной форме асоциальное поведение совпадает с легкими формами антисоциального поведения и нередко также обозначается как делинквентное.
Диссоциальное (аутодеструктивное) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), нехимические аддикций (игровая, компьютерная, интернет-зависимость и пр.), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Таким образом, различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение» с двумя противоположными направлениями — на себя или на других. По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) — просоциальное (относительно деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — диссоциальное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное).
Особое место в ряду девиантологических классификаций занимают так называемые многоосевые подходы. В. В. Ковалев на примере противоправного поведения выделяет три оси и соответствующие им формы девиаций:
- на социально-психологической оси — антидисциплинарное, антиобщественное и противоправное поведение;
- на клинико-психопатологической оси — непатологические и патологические формы;
- на личностно-динамической — реакции, состояние и развитие.
В. Д. Менделевич дифференцирует типы и формы девиантного поведения. К типам относятся:
- делинквентный (асоциальный и антисоциальный);
- аддиктивный;
- патохарактерологический;
- психопатологический;
- связанный с гиперспособностями.
При этом отдельными формами девиантного поведения являются: агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление психоактивными веществами; нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения (нехимические аддикций); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); коммуникативные девиации (аутизм, гиперобщительность, ревность, конформизм и др.); безнравственное и аморальное поведение; неэстетичное поведение. Каждая из форм может быть вызвана любым типом или несколькими типами девиантного поведения.
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
Сопоставление психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка — отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни — болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.