Условия и факторы профессионального воспитания

Профессиональное воспитание будущего специалиста, как и любой педагогический процесс, осуществляется под влиянием целого комплекса условий и факторов различной степени своей выраженности, направленности, устойчивости, интенсивности. Такие условия и факторы являются силами, определяющими эффективность становления личности будущего специалиста, освоения профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений этим учащимся. Понятия «условия» и «факторы» не тождественны, не синонимичны. Под условиями принято понимать совокупность обстоятельств, в которых ведется воспитательная работа, реализуется определенное содержание воспитания; условия – это обстоятельства, от которых что-нибудь зависит, это обстановка, в которой что-либо происходит. Факторы – (от лат. factor – создатель, виновник) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе; явление, ставшее движущей силой другого явления.

Всю совокупность факторов, действующих на профессионально-личностное становление будущего специалиста, можно дифференцировать на внешние и внутренние, объективные и субъективные, целенаправленные и стихийные (управляемые и неуправляемые).

Внешние факторы – это те силы, которые воздействуют извне, предопределяя логику поведения и саморазвития личности будущего специалиста, влияя на его доминирующие ориентации, ожидания, притязания. Внутренние факторы – стремления к идеалу: установки, потребности и интересы, формирующие отношение студента к внешнему миру и к самому себе, к реалиям своего социального и профессионального бытия.

Объективные факторы – это те силы, которые не зависят от воли конкретных субъектов (по крайней мере, на уровне воспитательной системы вуза), в том числе и от воли самого студента, являясь комплексом социокультурных, экономических, политических, юридических, профессиональных обстоятельств, определяющих отношение будущего специалиста к реалиям своего профессионально-личностного становления, обретения мастерства в будущей профессии. Субъективные факторы – это силы, которые порождаются волей и инициативой конкретных субъектов, включая личность самого будущего специалиста, выражающие его ожидания и намерения, его оценку и самооценку, активность и предпочтительную сферу самореализации и самоутверждения. Понятно, что всю эту совокупность факторов можно дифференцировать и по другому основанию – по степени организованности воздействий – на целенаправленные и стихийные (управляемые и неуправляемые). Влияние стихийных факторов не поддается программированию, не «вписывается» в педагогически целесообразную логику воздействий, изменяющих привычный ритм жизнедеятельности будущего специалиста, направление его саморазвития. Целенаправленные факторы влияют на изменение сознания и поведения студента, учитывая реальный уровень его воспитанности и его проблемы повседневного бытия.

Профессиональное воспитание не может полностью исключить влияние стихийных факторов на становление личности будущего специалиста. Задача организаторов воспитательного процесса состоит в том, чтобы сделать целенаправленные влияния на сознание и поведение студента личностно значимыми, лично заинтересовать учащегося его самовоспитанием в социально и профессионально ценном направлении. Важнейшей предпосылкой саморазвития будущего специалиста может быть сформулированная им самим Я-концепция – устойчивая совокупность некоторых представлений и идей о своем собственном образе в отдаленном будущем, проецирование своих субъективно ценимых качеств в социальное и профессиональное завтра.Несовпадение Я-реального и Я-идеального порождает стремление будущего специалиста к самовоспитанию, самосовершенствованию. Именно здесь рождается самооценка личности (адекватная или неадекватная, заниженная или завышенная), формируется уровень ее притязаний, стремление стать лучше, профессиональнее, получить признание и уважение своих сверстников и коллег. Возникают доминирующие виды деятельности будущего специалиста – как сфера тренинга, как социально-психологическая среда развития социально и профессионально ценных качеств, способностей, умений и навыков. Однако ^-концепция может возникнуть в сознании будущего специалиста лишь в результате его сравнивания себя с другими, соотнесения его собственных возможностей, субъективно ценимых качеств с потенциалом своих сверстников и с определенными качествами своих преподавателей, признанных мастеров в избранной профессии. Такое сравнивание оказывается возможным лишь в совместной деятельности и общении студентов, в процессе их активного обмена оценочными суждениями, опытом освоения и преобразования окружающей действительности, и прежде всего самих себя.

Таким образом, создание профессиональных сообществ и сред в вузе, обеспечение условий для их жизнедеятельности оказывается одной из важных предпосылок профессионального становления личности будущего специалиста, фактором освоения им ценностей и нормативов социальной и профессиональной культуры. При этом чрезвычайно важно, чтобы в этом процессе будущий специалист мог реализовать свой творческий потенциал. Тогда и среда не станет для него традиционным внешним, малозначительным фактором, а превратится вперсонифицированную среду человеческих отношений, многообразных связей, позволяющую будущим специалистам обмениваться опытом социального взаимодействия (в том числе профессионального), оценочными суждениями, представлениями о должном, о социально и профессионально ценном в их повседневном бытии.

Чрезвычайно сложно пытаться преодолеть, пересилить стихийные влияния, изъять личность из них; противопоставлять значимую для студента стихийную среду организованным, целенаправленным влияниям воспитательного процесса. Надо не противопоставлять эти среды, а превращать влияние специально организованного воспитательного процесса в значимые для будущего специалиста виды и формы деятельности, в среду, предлагающую ему больше возможностей для самореализации, духовного роста, удовлетворения постоянно развивающихся духовных потребностей и интересов. Понятно, что такая обстановка, комфортная для личности, не может быть масштабной, она возникает, как правило, в первичном коллективе, в той социальной общности, где наиболее интенсивно происходит процесс взаимного общения и складываются оптимальные предпосылки для возникновения и реализации общности интересов, увлечений, разнообразных совместных дел. Такими средами в вузе могут выступать коллектив академической группы и коллективы клубного типа. Целенаправленная воспитательная работа с такими коллективами требует присутствия в них преподавателя, педагога, куратора. Именно он, как правило, является инициатором, организатором деятельности коллектива студенческой группы, от него чаще всего зависит тот морально-психологический климат в группе, который определяет отношение будущего специалиста к реалиям своего студенческого и профессионального бытия.

Будущему специалисту важно видеть перед собой достойный пример, образец выполнения своих профессиональных обязанностей. Вузовский преподаватель в этом смысле – не только обучающий субъект, но и образец, на который может и должен равняться в своем самосозидании, самовоспитании будущий специалист. Заметим в этой связи, что личностные профессионально ценные качества вузовских преподавателей оцениваются студентами как вполне эталонные.

Значительным потенциалом в профессиональном воспитании студентов обладают коллективы кафедр: они объединены по профессиональному признаку, представляя собой модель профессиональных отношений специалистов в конкретной сфере производственной или учебно-научной деятельности. Кафедра, реализуя свою воспитательную функцию, помогает студенту составить не только прогноз собственного развития, но и наметить динамику ценностно-смысловых подходов в организации своего собственного саморазвития, определяемых сущностью будущего профессионального бытия специалиста.

Чрезвычайно важен вопрос об этосе учебного заведения – определенной социокультурной характеристике среды, определяющей во многом эффективность всей учебно-воспитательной работы. Введенный в научный лексикон еще античной философией для нравственной характеристики людей и их поступков, этос включает систему доминирующих идеалов, ценностей, норм, традиций среды; задает критерии оценки окружающей действительности и поступков людей; определяет содержание и формы организации коллективного досуга; оказывает значительное влияние на морально-психологическую атмосферу учебного заведения; культивирует в студенческой среде нормы и стандарты социально-ценного и профессионально-типичного поведения, отношений, этикета и т.д. Не случайно Л. Н. Толстой говорил о духе школы, А. С. Макаренко – о «мажоре», стиле жизни коллектива, а В.А. Сухомлинский – о богатстве эмоциональной жизни коллектива. Этос призван напоминать каждому традицию общности, выступать против забвения этой традиции. И тогда этос подобно стихийной невидимой силе повелевает людям не забывать о том, что они являют собой сообщество, что все они связаны друг с другом. Этос, в частности, создает особую атмосферу студенческой романтики, стремления будущих специалистов к гражданской и социальной самостоятельности; обеспечивает естественность передачи норм взаимоотношений, общения, организации досуга, быта, отношения к будущей профессии от одного поколения студентов к другому; формирует мотивацию учебной деятельности и тесно связанную с ней профессиональную направленность будущих специалистов.

Студенческая пора определяет на многие годы характер взаимоотношений будущего специалиста с учреждениями культуры и искусства. Важную роль в приобщении студентов к посещению театров, филармонических концертов, выставочных залов и картинных галерей играет личность куратора. От его позиции во многом зависит то, с каким духовным потенциалом выйдут в самостоятельную жизнь будущие специалисты, какой нравственно-эстетический облик они будут иметь, трудясь в самых различных областях и сферах общественного производства.

Немаловажное значение для развития личности будущего специалиста имеют система приобщения студенчества к занятиям спортом, пропаганда здорового образа жизни. Спортивная деятельность студенчества всегда отличалась подлинной массовостью, активным участием студенческой молодежи в организуемых спортивных акциях и соревнованиях. Становятся доброй традицией соревнования по различным видам спорта между сборными командами студентов и сборными преподавателей. Все более активно ведется пропаганда здорового образа жизни, включая отказ от курения в университете – для всех без исключения преподавателей, сотрудников и студентов.

Гуманизация среды учебного заведения, всего процесса подготовки специалистов требует обеспечения подлинной демократии в решении всех вопросов жизнедеятельности коллектива через обеспечение реального студенческого самоуправления, демократических принципов принятия важнейших решений, касающихся жизни всего коллектива. Она предполагает создание условий для беспрепятственного проникновения информации от студенчества по всей вертикали управления университетом, включая руководство факультетов и кафедр, о качестве учебно-воспитательной работы, о положении в студенческих коллективах, подразделениях учебного заведения, а также оперативного обсуждения и оптимального решения возникающих проблем.

Среди условий эффективности профессионального воспитания будущих специалистов в вузе очень важными являются: культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве вуза; инициирование, стимулирование и поддержка студенческих инициатив, нацеленных на улучшение организации студенческой жизни и быта, соотнесенных с образом профессиональной деятельности будущего специалиста. Надо привлекать студентов в профессиональные общности, создающие атмосферу «цеха», культивирующие представления о профессиональных традициях, образе жизни, способах организации досуга и быта, формирующие жизненный опыт будущих специалистов. Необходимо при этом использовать в воспитательной работе со студентами культурно-историческое наследие конкретного региона; при осуществлении профессионального воспитания студентов взаимодействовать с учреждениями культуры, творческими союзами и организациями; следует уделять внимание материальному, нормативно-организационному, кадровому, научному, информационно-методическому обеспечению воспитательной работы со студентами. Надо изучать динамику основных параметров профессиональной воспитанности студентов всех курсов; обогащать традиции учебного заведения, накапливать и развивать опыт участия студентов и преподавателей в коллективной творческой деятельности. Очень важно содействовать развитию студенческого самоуправления и демократического стиля руководства профессиональным воспитанием студентов, расширению возможностей свободного выбора, творческой активности всех участников воспитательного процесса. Нельзя упускать из виду укрепление кадровой, материально-технической базы профессионального воспитания студентов вуза; развитие досуговых, клубно-профильных объединений как особой сферы жизнедеятельности студенческой молодежи и функционирования молодежной субкультуры. Следует развивать и совершенствовать работу служб психологической и социально-педагогической помощи студентам, содействовать реальной дифференциации и индивидуализации профессионального воспитания студентов, рационально сочетая коллективные, групповые и индивидуальные формы воспитания. Каковы наиболее актуальные проблемы современной практики профессионального воспитания студенчества? Как показывают реальный опыт и специальные исследования, основные идейно-смысловые и содержательно-организационные аспекты профессионального воспитания будущих специалистов сегодня смещаются в сторону значительного увеличения массовых мероприятий, количественного наращивания больших и преимущественно развлекательных по своему характеру акций. В учебном заведении, где иногда насчитывается несколько тысяч студентов, где ослабляются внутриколлективные связи, растет анонимность общения, когда не только студенты, но и преподаватели уже не знают друг друга, проведение таких массовых дел противостоит этому неизбежному пороку развития данной системы. Столь высокий уровень анонимности общения лишает студентов понимания общности их целей, задач, профессионально значимых ориентиров, «размывает» сложившиеся традиционные представления об атмосфере профессионального сообщества, нормативы и стандарты профессионального поведения, «отменяет» регулятивные функции общественного мнения в управлении поведением и социальной активностью студентов. На этом уровне работают преимущественно массовидные явления и эффекты, когда бесконтрольность поведения порождает безответственность личности, когда за массовым прячется, а то и вовсе исчезает индивидуальное. Следовательно, цели и задачи профессионального воспитания требуют организации массовых воспитательных акций и дел, связанных с расширением содержания воспитательной работы в рамках факультетов, курсов, групп; с увеличением студенческих объединений по интересам – клубов, кружков, студий, секций, центров и т.д. Именно в этих коллективах появляются реальные предпосылки подлинной индивидуализации и дифференциации профессионального воспитания, появляется возможность найти адекватную для личности каждого студента сферу его творческой самореализации.

Ключевые слова: Воспитание, Образование
Источник: Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Мастерство педагога в управлении образовательно-воспитательным процессом
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Сущность и структура процесса профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Технологии и методики профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Сущность и содержание понятия «воспитание»
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Новый формат получения знаний
...
Сущность, цели и виды воспитания
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Оставить комментарий