Профессиональное воспитание представляет собой последовательное движение личности студента к добровольно выбранной им цели, а результат этого самодвижения – обретение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, расширение его духовных потребностей и интересов, мотивов, ценных в социальном плане, обогащение эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств, эмфатических* способностей, освоение прикладных умений, навыков, привычек, опыта саморефлексии. Цель профессионального воспитания предстает как некий отсроченный результат, совокупно, целостно представляющий собой сложное, системное личностное образование – нравственно-эстетическое отношение к действительности, на обретение которого и направлена духовная активность студента. Само же профессиональное воспитание (как целенаправленный процесс) предстает как управление развитием личности будущего специалиста через моделирование среды его бытия, погружение его в «базовую культуру» – профессиональную, духовно-нравственную, художественно-эстетическую, физическую, как включение его в активные социальные отношения со средой, в процесс творческой самореализации. Тем самым изначально определяются важнейшие профессионально-значимые и воспитательно-ценные сферы деятельности (в рамках которых происходит нравственно-эстетическое становление личности будущего специалиста в вузе):
- познание и обогащение интеллектуального развития, расширение кругозора личности, ее потребностей и интересов, а также реализация научно-исследовательских интересов студента;
- развитие творческих, художественно-эстетических способностей личности как основы индивидуальности, самобытности специалиста, обогащение его эмоциональной культуры, опыта восприятия и оценки произведений искусства, эстетических явлений и процессов окружающей действительности;
- формирование здорового образа жизни; освоение нормативов физической и санитарно-гигиенической культуры, а также культуры умственного труда; рациональное использование ресурсов своего организма;
- приобщение к студенческому быту и включение в содержательный досуг, формирование у будущего специалиста представления о способах организации своего свободного времени, об эстетических условиях своей деятельности, образа жизни, о принципах взаимоотношений с другими людьми.
Выделение таких сфер деятельности еще не дает «адресной» ориентированности процесса, эту функцию выполняют воспитательные задачи, выступающие как момент уточнения, конкретизации цели, перевода ее в практическую плоскость (см. таблицу).
Выделение основных сфер, в которых происходит профессиональное воспитание личности будущего специалиста, решение соответствующих задач и реализация принципов воспитания имеют важное значение и для определения его логики, содержания, механизмов управления им, планирования и изучения его эффективности. Содержание воспитания в этом контексте выступает тем средством, с помощью которого обеспечивается целенаправленное изменение объекта воспитания, придание ему целостности, завершенности, сформированности профессионально необходимых параметров и свойств. Понятие «содержание воспитания» включает развернутую систему конкретизированных задач и усложняющихся видов деятельности, избираемых с учетом возрастных особенностей и возможностей воспитанников. Определение содержания воспитания сопряжено с осмыслением социального заказа – совокупности общественных ожиданий и стандартов, которым должен соответствовать выпускник учебного заведения. В этом случае организаторы воспитания более точно и конкретно понимают то, что в личности будущего специалиста уже сегодня не соответствует общественным ожиданиям и потому нуждается в целенаправленном развитии. Таким образом, содержание воспитания ориентировано в завтрашний день, в зону ближайшего развития личности студента, предлагая будущему специалисту заведомо более сложные (по отношению к его актуальным возможностям) виды и сферы профессиональной деятельности.
Основные задачи профессионального воспитания студентов | ||||
---|---|---|---|---|
Сфера деятельности | Основные задачи | |||
Когнитивная |
|
|||
Эмоциональная | Развитие эмоциональной отзывчивости, эмфатических способностей студентов. Обогащение эмоциональной сферы студентов, их нравственно-эстетических чувств. Обогащение содержания и организации клубной деятельности студентов |
|||
Деятельно-практическая |
|
Содержание воспитания не возникает «само по себе», оно продукт предварительной аналитической деятельности организаторов воспитательного процесса, связанной с оценкой реального уровня воспитанности студентов, прогнозированием его развития в социально и профессионально заданном направлении. Заданность этого направления обусловлена пониманием сущности и специфики общей и профессиональной воспитанности специалиста, с одной стороны, а с другой – учетом условий и возможностей, традиций и опыта в «достройке» профессионально необходимых, но еще незавершенных или несформированных личностных структур. Такая «достройка» происходит посредством включения студентов в разнообразные виды практической деятельности, выбор которой определяется воспитательной и профессиональной целесообразностью, оценкой реального уровня воспитанности студентов.
Содержание воспитания – это всегда совокупность целесообразных идей, воплощенных в конкретном наборе сфер, видов и форм деятельности, это целенаправленное самодвижение воспитанника к заданному эталону, идеальному образцу, это сочетание многих позитивных факторов и обстоятельств, определяющих устойчивую логику развития будущего специалиста и подготовки его к самостоятельной профессиональной деятельности. Содержание воспитания – создание условий для развития и воспитания духовных потребностей, положительных мотивов, желания и умения ответственно относиться к учению и труду, быть здоровым и культурным, уметь ценить, беречь и создавать красоту, участвовать в делах на благо группы, коллектива, общества (Вульфов Б.З., Иванов В.Д., 2000).
В содержании профессионального воспитания обязательно
присутствует инвариантная и вариативная составляющие. Первая предстает как неизменный набор направлений, обязательных воспитательных задач и адекватных этим задачам видов деятельности; вторая – определяется спецификой предметной подготовки будущих специалистов, сложившихся традиций, опыта воспитательной работы, особенностей социокультурной среды, в которой осуществляется воспитательный процесс, уровня профессиональной воспитанности конкретных студентов. Таким образом, изначальная «заданность» направлений профессионального воспитания не исключает, а предполагает привнесение специфических особенностей в содержание воспитания, обусловленных своеобразием предметной подготовки студентов, традиций факультета, курса, группы, личностными особенностями преподавателей, работающих с будущими специалистами. В этом и состоит вариативная составляющая этого процесса. Иначе говоря, содержание профессионального воспитания будущих педагогов или инженеров, врачей или агрономов может иметь существенные отличия, проявляющиеся в своеобразии форм работы, содержания воспитания, культивируемых в рамках этих социокультурных и профессиональных сред. Вариативность содержания неизбежна, когда речь идет и о конкретной личности студента, реальном уровне его профессиональной воспитанности. Неизменны, инвариантны лишь магистральные направления, в рамках которых реализуется содержание воспитания.
Включение студентов в разнообразные виды профессиональной, художественно-творческой деятельности строится на фундаменте заметно выросшего их самосознания, самостоятельно формулируемых убеждений и идеалов, широкой амплитуде чувств, вызванных восприятием и осмыслением явлений окружающего мира. Весь предыдущий духовный и профессиональный опыт нацеливает студентов на творчество, на активный практический внешний выход их кипучей энергии, на открытое проявление себя в социально значимой деятельности. Студенчество ищет возможные способы самоутверждения, пытается интуитивно определить подходящую сферу наиболее полной реализации своих способностей, сложившихся предпочтений и ориентации. Эти поиски, как правило, ведут к таким важным результатам, как совершенствование профессиональных умений и навыков, обогащение нравственно-эстетического опыта, выработка собственного профессионального имиджа, моделирование эстетической среды своего бытия.
Важным ориентиром в таком самодвижении личности служит представление о должном, о том, как следует поступать человеку в различных обстоятельствах своего бытия с тем, чтобы из отдельных поступков складывался устойчивый стиль поведения. Общественные нормы и стандарты должны постоянно перерабатываться в сознании личности, соотноситься в ее воображении с реальным, настоящим. Побуждение к духовному самосовершенствованию, нравственно-эстетическому росту, даваемое личностью себе от имени общества, в известной мере всегда претворено ее сознанием, обработано им. Сущность идеи долженствования состоит в том, что она есть в конечном счете выражение общественной потребности, необходимости продвижения индивида на новую, более высокую ступень своего социально-нравственного развития; продвижения путем наилучшего выполнения своего долга перед обществом, другими людьми, путем разрешения противоречия между «хочу» и «должен», «не могу больше» и «должен во что бы то ни стало». В случае такого соотнесения «хочу» и «могу» будущий специалист неизбежно строит свою самореализацию с учетом мнения окружающих его людей, выработанных и одобряемых обществом стандартов и норм профессионального поведения. Так постепенно должное переходит в настоящее, в сегодняшний, актуальный уровень развития личности, предопределяя его завтрашний день. Ценным моментом такого соотнесения является, как отмечал М. М. Пришвин, переход каждого студента от разделенности души на «хочется» и «надо» к синтезу «хочется того, что надо для всех»; на этом фоне вполне логично появление недовольства собой как одного из мощных мотивов самовоспитания. Недовольство собой, по мысли Л. Н. Толстого, есть трение, признак движения. Недовольство – не только констатация того, что уже есть в личности, но и стремление преодолеть то, что не удовлетворяет ее, побуждает стать лучше.
Вот здесь-то будущему специалисту особенно необходим нравственно-эстетический и профессиональный идеал, который во многом определяет его представление о себе самом в недалеком профессиональном будущем; идеал как бы завершает раскрепощение духовных, интеллектуальных сил молодого человека, соединяя познание и хотение, «должное» и «желаемое». В результате происходит известный психологический «сдвиг мотива на цель», когда идеал очерчивает перед каждым человеком цели, осуществляя которые индивид в наибольшей степени проявляет свои сущностные силы. Эта уникальная ситуация требует тонкого, грамотного участия преподавателя, который не только предложил бы своему юному коллеге возможный прообраз, но и подсказал бы наиболее подходящую сферу самореализации, конкретные виды деятельности, в которых способности и природные задатки студента могут быть воплощены с максимальной продуктивностью. Для такой самореализации студента необходимо, чтобы прежде в его сознании сложился четкий образ собственного Я, возникли мотивы серьезного и целенаправленного самосовершенствования. Без этого любые способы самореализации будут иметь стихийный характер, не будут «вписаны» в общую логику развития личности. М. Монтень говорил, что любой ветер не по душе моряку, не знающему, куда ему плыть.
Осмысление идеала и проецирование образа себя самого в будущее придает всем формам и способам самоутверждения студенчества вполне конкретную направленность, целеустремленность. Массовой практике хорошо известны способы организации такой деятельности: поручения, творческие задания, откровенные разговоры, беседы, выставки, экскурсии, коллективные походы и поездки, смотры, олимпиады и т.д. Важным практическим итогом такой деятельности должно стать формирование нравственно-эстетического облика студента, его привычек в организации взаимодействия с другими людьми, общении со сверстниками, родителями, преподавателями. На основе такой деятельности постепенно возникает особый стиль поведения личности,достаточно точно и емко выражающий его жизненное и профессиональное кредо, его личностную позицию. С одной стороны, она способствует профессионализации опыта личности, его специализации во вполне конкретной области, а с другой – обеспечивает создание личного имиджа, образа собственного Я, когда идеальная модель личности, существующая исключительно в ее сознании, в ее воображении, обретает вполне конкретное воплощение, реализуется в конкретных повседневных делах и поступках будущего специалиста.
Важным элементом развития деятельно-практической сферы личности являются традиции общности, в которую входит будущий специалист, культивируемые в ней способы организации досуга, творческой деятельности, обряды и ритуалы. Такие традиции служат одновременно и формой закрепления опыта коллективной деятельности, и сферой, в которой этот опыт проявляет себя. Среди таких форм – традиционные праздники посвящения в студенты, последнего звонка, конкурсы профессионального мастерства, интеллектуально-развлекательные игры, студенческий клуб веселых и находчивых, День защитника Отечества, встречи с выпускниками, новогодний праздник, коллективные «огоньки», совместное празднование дней рождения и т.д.
В процессе проведения таких мероприятий проявляется способность студента поддержать общую мажорную тональность коллективного действа, проявить внимание к окружающим сверстникам, завязать интересную и содержательную беседу, уместно и изысканно шутить, со вкусом и сообразно характеру действа одеваться, эстетично вести себя за столом, правила пользования столовыми приборами и др. На первый взгляд, эти проявления, эти умения и детали кажутся малосущественными мелочами, но их значение очень велико, А.П. Чехов недаром называл их атрибутами интеллигентного человека.
Так, практическая деятельность студентов, поведение, общение становятся важной основой активного нравственно-эстетического отношения к действительности, основой профессиональной воспитанности. За этими практическими делами, поступками стоит высокая степень воспитания чувств личности, ее способность ставить себя на место другого человека, стремление проникнуть в его переживания, понять мотивы поведения, способность представить себя на его месте. Соотнесение своего видения окружающего мира с видением и оценками сверстников позволяет студенту выявить и его собственную самобытность, неповторимость, творческую индивидуальность, обогатиться опытом восприятия и оценки других людей. Постепенное обретение физической и социальной взрослости создает для процесса самопознания и самосовершенствования мощную нравственно-эстетическую основу: студенты акцентируют свое внимание на самом человеке, эстетических аспектах его бытия, отношений, деятельности; в их поле зрения все чаще попадают мотивы совершаемых поступков, они начинают соотносить цели и результаты деятельности людей, принципы и содержание их поведения, пытаются утверждать собственную нравственно-эстетическую позицию во взаимоотношениях с другими людьми. В этом болезненном (но таком необходимом) процессе духовного саморазвития надежными ориентирами для них выступают Красота и Добро, помогающие найти верный путь к человеческому совершенству.
* Эмфатический (от греч. emphasis – выразительность) – выразительный. – Примеч. ред.