Технологии и методики профессионального воспитания

Технологии и методики профессионального воспитания – это набор (обращенных к личности будущего специалиста) конкретных способов, приемов, средств воздействия и организации деятельности студентов и студенческих сообществ, вузовских коллективов, воплощающих собой цели, задачи и принципы профессионального воспитания, реализующих содержание воспитания и обеспечивающих профессионально-целесообразные изменения в личности будущего специалиста. Используемые в профессиональном воспитании методики и технологии не могут не учитывать специфических особенностей студенчества как социокультурной, профессиональной и возрастной группы. Методики и технологии профессионального воспитания предстают, по мысли А. С. Макаренко, как очень тонкий инструмент прикосновения к личности будущего специалиста, как совокупность способов воздействия, ориентированных на утверждение истинной нравственности и красоты в отношениях между студентами и их вузовскими педагогами, как важный и необходимый механизм становления интеллигентной личности.

Как дифференцируются методики и технологии применительно к профессиональному воспитанию будущего специалиста? Сущностные отличия этих педагогических феноменов могут быть обусловлены различиями в характере воспитывающих влияний. Технологии профессионального воспитания могут быть использованы тогда, когда речь идет о больших, массовых воспитательных акциях, о способах организации воспитания, положительный результат которого с достаточной степенью вероятности гарантирован и прогнозируем. Такие технологии могут быть применены в массовых мероприятиях студенческих коллективов, в традиционных делах, способы проведения которых и механизмы воздействия на студентов надежно отработаны и обеспечивают устойчивый интерес к этим видам деятельности со стороны будущих специалистов. О методиках воспитания следует вести речь в тех случаях, когда воспитательные воздействия приобретают индивидуальный или дифференцированный характер, а их субъектом является преимущественно отдельный студент, поведение и проявления которого в большей степени зависят от складывающейся ситуации, личного и профессионального опыта, особенностей его жизненной и социокультурной ситуации. Методики, таким образом, в большей мере являются фактором воспитывающего влияния кураторов, отдельных преподавателей вуза, коллективов студенческих групп; технологии – фактором влияния на профессиональное становление студентов посредством массовых воспитательных акций и дел, организации воспитывающей среды.

Реализация методик и технологий профессионального воспитания предполагает ряд условий, при которых может быть обеспечен желаемый результат. В частности, воспитывающие воздействия должны иметь точный объект и ориентироваться на реальный уровень его развития и состояние. Для этого необходимо не только выделить наиболее характерные студенческие типажи профессиональной воспитанности, определив для них специфические по содержанию и интенсивности педагогические воздействия, но и обеспечить организаторов процесса достоверной и всесторонней информацией об эффективности таких воздействий, о тех переменах, которые происходят в объекте под влиянием используемых методик и технологий. Без такой четкой ориентации на личность студента, без объективной и достоверной информации о степени соответствия происходящих в нем перемен невозможно обеспечить выдвинутым целям и задачам профессионального воспитания искомую результативность воздействий, методик и технологий.

Профессиональное воспитание будущего специалиста имеет ясную «вертикальную логику». Как и всякое проектируемое «сооружение», этот процесс имеет свою педагогическую архитектонику: начинаясь от «фундамента» – определения целей, задач, принципов, – такой процесс содержательно и организационно разворачивается прежде на уровне отдельной личности или отдельной группы и соответствующих им методик профессионального воспитания, а уже потом он как бы «завершается» на верхних «этажах» – на уровне массовых коллективных акций и дел, т.е. на уровне технологий. Такая логика утверждает преобладание «педагогики отношений» над «педагогикой мероприятий», она отражает направление «вертикального» движения названного процесса, предстающего как «восхождение» от отдельной конкретной личности – к целому сообществу, к большому профессиональному коллективу, скрепленному системой ценностей, личностных смыслов, профессионально и социально значимых задач. Действительно, реальное личностно ориентированное профессиональное воспитание осуществляется в конкретном взаимодействии с будущим специалистом при инициирующей роли куратора, первичного студенческого коллектива, преподавателей отдельного факультета или курса. Вся «черновая» воспитательная работа осуществляется на уровне отдельной группы учащихся или отдельной личности студента. Понятно, что в такой работе доминирует личность воспитателя – куратора, осуществляющего действительное управление профессиональным развитием личности будущего специалиста и являющегося инициатором воспитательных воздействий, посредником в передаче целей и ценностей профессионального воспитания на уровень сознания каждого отдельно взятого студента.

Каковы же методики, посредством которых возможно достичь важных и ответственных целей профессионального воспитания будущих специалистов? Очевидно, эти методики должны соответствовать сущностным характеристикам профессиональной воспитанности специалиста, с одной стороны, а с другой – учитывать реальный уровень его развития, особенности демонстрируемых им отношений к окружающей действительности, к культуре и искусству, к реалиям своего профессионального образования, к другим людям и самому себе. Такие методики несут в себе определенную воспитательную доминанту, своеобразную сверхзадачу, обращенную к отдельным сторонам сознания студента – когнитивной, эмоциональной и деятельно-практической. Причем в качестве доминирующих средств воздействия на каждую из этих трех сторон оказываются соответственно слово, образ, действие. Это преобладание отдельных средств приводит к дифференциации методик, обращенных к соответствующим сторонам сознания студента. Представим это конкретнее.

Когнитивный компонент профессиональной воспитанности формируется и развивается преимущественно в таких методиках воспитания, в которых основным средством воздействия оказывается слово. Отсюда и доминирование здесь таких форм работы со студентами, как диспуты, дискуссии, конференции, встречи, олимпиады, экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, беседы, обсуждения новинок литературы и др. Именно слово оказывается в них главной идейно-смысловой доминантой, средством выражения силы интеллекта, способности и стремления убеждать. Слово-средство, слово-ценность входят в жизнь студента, обнаруживая себя как владение словом, умелое обращение с ним, как грамотное употребление его, как развитая личная способность «глаголом жечь сердца людей», пробуждая с помощью слова в людях «чувства добрые», «души прекрасные порывы».

Формирование эмоционального компонента профессиональной воспитанности осуществляется обычно через развитие образного восприятия мира, обогащение эмоциональной сферы личности. Этим задачам соответствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как посещения театров, кинотеатров, музеев, выставочных залов, филармонических концертов, тематических вечеров, фестивалей, конкурсов, клубных встреч, участие в путешествиях, поездках, туристических походах и т. п. Важнейшей доминантой здесь оказывается искусство, помогающее будущему специалисту обрести опыт вникания в чувства другого человека, постигать его эмоциональное состояние, его ощущения и переживания; именно искусство – фактор осмысления сущностных сторон человеческого бытия, предназначения человека, выполнения им важнейших социальных функций, достойных способов самоутверждения и самореализации в обществе. Именно искусство побуждает личность к активному труду, преобразованию окружающего мира «по законам красоты».

Деятельно-практический компонент профессиональной воспитанности требует со стороны будущего специалиста реального действия, поступка, поведенческого акта, требует применения социальной и профессиональной норм, закрепления устойчивого стереотипа действия через многократное повторение, выработки профессиональной привычки. Деятельность, поступки, поведение студента отражают меру его интеллигентности, степень его соответствия высоким нравственно-эстетическим критериям специалиста, активное стремление к обогащению своего культурного и профессионального потенциала. Эти проявления обнаруживаются в сознательном и активном участии студента в предметных олимпиадах, в конкурсах профессионального мастерства, в стажерских и производственных практиках, предполагая занятия в научных кружках при кафедрах, участие в конкурсах студенческих научных работ, студенческих выставках, в различных формах дополнительного профессионального образования, в спортивных состязаниях и турнирах; студент должен проявлять устойчивый интерес к экскурсиям, путешествиям, туристическим походам по родному краю; ответственное и активное участие в трудовых десантах, субботниках, сельскохозяйственных работах, благоустройстве своего вуза, своего города и др.

Основной объем содержания воспитания традиционно реализуется в студенческой группе – первичном коллективе, в котором плотность и интенсивность общения студентов между собой и с преподавателями наиболее высока, а будущие специалисты находятся в наиболее устойчивых по отношению друг к другу связях, участвуя во всем многообразии профессиональной, досуговой, общественно-полезной деятельности студентов. Поэтому и логичнее всего говорить прежде о методиках воспитательной работы со студенческой группой.

Одним из путей формирования когнитивной сферы сознания будущих специалистов – их идеалов, убеждений, ценностных ориентации – может служить проникновение в мотивы поступков людей, их деятельности и отношений; студенту важно знать, какова нравственно-эстетическая «стоимость» человеческого деяния, соотношение цели и средства, скрытые внутренние причины поведения личности. Соизмеряя цель и средства, студент способен определить предполагаемую степень социального одобрения действий человека, прогнозировать возможные последствия его поведения. В центре внимания студента, исследующего таким образом человеческую природу, мораль, ищущего свой собственный взгляд на мир, собственную позицию во взаимодействии с миром, оказывается человек во всем многообразии его проявлений, но прежде всего мера соответствия слова и дела, убеждений и поведения человека. По этим проявлениям студент оценивает активность позиции человека, степень ее созидательности, ориентированности на утверждение высоких гуманистических ценностей в реальных делах. Его взгляд устремлен в самую суть нравственно-эстетического кредо человека – в его убежденность, которая не появляется спонтанно, внезапно, а рождается в результате столкновения различных точек зрения, сопоставления противоположных мнений, выработки (на их основе) собственного взгляда на мир, собственного отношения к нему. Отсюда и возможные способы обеспечения психологических и педагогических условий, при которых появление такого мнения становится возможным.

Речь идет о диспутах, давно вошедших в педагогический арсенал как одно из важных и эффективных воспитательных средств, но редко используемых в работе со студентами. Обратим внимание на те достоинства, которыми диспут обладает для развития нравственно-эстетического кредо студентов, выработки их убеждений и идеалов. При знакомстве с реальной практикой воспитания и анализе планов работы кураторов особое внимание привлекает тематика проблем, предлагаемых студентам для обсуждения: «Все ли в жизни меня касается?», «Всегда ли равнодушен тот, кто молчит?», «Каким быть мастеру?», «Радость – это учить или учиться?», «В чем красота моей профессии?», «Кто такой настоящий профессионал?», «Современен ли Дон-Кихот?», «Герой нашего времени: кто он?», «Человек – кузнец своего счастья», «О вкусах не спорят», «В человеке должно быть все прекрасно», «Людей неинтересных в мире нет», «Прекрасное есть жизнь», «Искусство принадлежит народу», «Зачем живем?», «Красота в нас и вокруг нас: какой я ее вижу?», «Искусство для меня, или Я для искусства?», «Если будет Россия, значит, буду и Я».

Диспут – не единственная из эффективных форм работы по развитию нравственно-эстетических убеждений студентов. Не менее эффективны конференции, литературные чтения, лекции, встречи и беседы с известными и авторитетными людьми – учеными, деятелями культуры и искусства, спортсменами, воинами, общественными деятелями, правозащитниками. Заслуживают внимания возможности студенческой стенной печати, тематических вечеров, коллективные просмотры театральных спектаклей, кинофильмов, художественных выставок. Их главное назначение – показать студентам на конкретных и достойных примерах необходимость твердо следовать гуманистическим идеалам и нормам в повседневной жизни, создать условия для определения своей позиции, аргументированно отстаивать свои убеждения и идеалы, свое жизненное кредо. Результатом такой работы должно стать растущее самоуважение, развитие представлений о профессиональной, гражданской чести и достоинстве человека, его гордости, благородстве, способности безбоязненно противостоять проявлениям безнравственности, бездуховности, пошлости.

Формированию эмоциональной культуры, обогащению социально ценных эмоций во многом способствуют коллективные студенческие поездки, походы, экскурсии. Расширяя представления об окружающем мире, о богатстве и красоте природы, о жизни и быте людей, о памятниках зодчества, о старинных парках и усадьбах, о судьбах деятелей культуры и искусства, такие мероприятия становятся важным объединяющим фактором, сплачивающим будущих специалистов общностью переживаний, радостью узнавания нового, ощущением сопричастности к важному коллективному делу.

Значительными возможностями в развитии эмоциональной сферы студентов обладает поэзия. Приобщение студенчества к этому виду искусства требует особой деликатности и профессиональной тонкости. Здесь невозможно добиться каких-либо положительных результатов прямым требованием, жестким администрированием, в ход должны идти косвенные, психологически более точные и сильные средства. В их числе – создание ситуаций для сравнения каждым студентом самого себя с другими сверстниками; пример вузовского преподавателя, увлеченного поэзией. Помогут и достаточно известные формы работы: выпуск поэтических бюллетеней, проведение вечеров поэзии, встречи с поэтами, выпуск поэтических альманахов, стенных газет, организация литературных гостиных, поэтических киосков, презентаций сборников известных и начинающих (в том числе студенческих) поэтов и др. Каждое такое дело может быть обличено в яркую и емкую поэтическую форму, лаконично выражая суть предстоящего разговора. Вот, например, названия некоторых таких вечеров: «Поэзия – моя держава», «Что я скажу тебе, Россия?», «Человек один – росинка», «В природе все достоинства полно», «Хочешь, я подарю тебе солнце?», «Очарованья ранние прекрасны», «Не тратьте время, чтобы помнить зло», «Так что такое красота и почему ее обожествляют люди?», «Если друг оказался вдруг...», «Проклятье века – это спешка», «О да, любовь вольна, как птица!», «Гордым легче? Гордые не плачут?», «Граждане, послушайте меня!», «Людей неинтересных в мире нет!», «С любимыми не расставайтесь!» и др.

К эффективным средствам профессионального воспитания можно отнести и коллективные просмотры фильмов, спектаклей. Их ценность состоит не только в том, что они являют собой коллективное действо, рождающее социально-ценные эмоции, коллективные переживания, – гораздо важнее формирование представлений о должном, осмысление (студентом) степени своего соответствия представленным в таких фильмах и спектаклях профессиональным образцам, эталонам.

Помимо подобных методик работы с группой в профессиональном воспитании будущих специалистов целесообразно использовать и методы индивидуальной работы со студентами, применение которых чаще всего обусловлено необходимостью коррекции индивидуального развития личности, реализации ее творческих способностей, изменения социально-психологического статуса в коллективе и другими причинами. При этом очень важны особенности их использования в воспитательной работе со студентами. В арсенале способов и средств воздействия на студентов малоэффективны методы прямого педагогического воздействия – требования, команды, приказы, распоряжения, – им следует противопоставить косвенные способы воздействия – просьбы, поручения, советы, творческие задания, которые приносят больший воспитательный эффект, – и их применение в работе со студентами не требует каких-либо особых условий.

Главное отличие методик и технологий, используемых в профессиональном воспитании, – их твердая ориентированность на личность будущего специалиста, на развитие его профессионально и социально ценных качеств, его творческой и социальной активности. Личностно ориентированные технологии означают персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков) в этот процесс. Личностно ориентированные технологии в значительной степени связаны с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при достижении которого они не идут на поводу у обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, а сами могут творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Среди ключевых мероприятий учебного заведения – посвящение первокурсников в студенты, профессиональные праздники (дни строителя, учителя, медицинского работника, работника агропромышленного комплекса и др.), межфакультетский смотр самодеятельности, встреча нового года, межфакультетский конкурс команд КВН, празднование Международного женского дня 8 Марта и др. В последние годы широкую популярность получили интеллектуальные игры студентов, позволяющие обогатить их кругозор, расширить познания в искусстве, культуре, различных отраслях науки. Среди студентов немало поклонников современной авторской песни, большой, настоящей поэзии – концерты бардов, популярных поэтов привлекают самую тонко чувствующую молодежь. Поэзия и музыка – традиционные студенческие увлечения – способны в значительной степени влиять на мироощущение будущих специалистов, восприятие и понимание ими окружающей действительности, пути и способы решения их насущных проблем.

Использование методик и технологий профессионального воспитания должно обеспечивать приоритетное развитие субъектных свойств будущих специалистов, пробуждать в них стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, обогащению своего нравственно-эстетического опыта. В центре таких методик и технологий должна находиться личность студента, его творческая и профессиональная индивидуальность. Для студента, для его мощного духовного роста, утверждения в нем истинно человеческих качеств, для его максимальной самореализации в самостоятельной профессиональной деятельности и строится вся учебно-воспитательная работа учебного заведения. Личностно ориентированные технологии предусматривают приоритет субъектно-смыслового образования по сравнению с информационным, направленность на формирование (у студента) множества субъективных картин мира в отличие от однозначных «программных» представлений, диагностику личностного развития, ситуационное проектирование, самоактуализацию и самореализацию, игровое моделирование, смысловой диалог.

Общество ждет высокой сознательности от специалиста-профессионала. В общественных представлениях личность студента, его действия и поступки ассоциируются с высоким духовным смыслом и целесообразностью, с позитивным нравственно-эстетическим отношением к окружающей действительности, к людям, к себе. Учитывая эти общественные ожидания, важно создать такие условия жизни студентов, в которых будущие специалисты не ощущали бы внешнего давления на них, не испытывали дискомфорта от одной только мысли, что они выполняют чью-то волю. Не случайно Н. А. Добролюбов подчеркивал, что не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а того, кто стремится соединить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение.

Ключевые слова: Воспитание, Образование
Источник: Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Мастерство педагога в управлении образовательно-воспитательным процессом
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Сущность и структура процесса профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Условия и факторы профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Социально-педагогическая поддержка
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Личность в концепции гуманистического воспитания
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий