Электронный учебник: понятие, история, применение и классификация

Наверное, правильно сказать, что не будь электронных учебников, их стоило бы придумать! И придумали! Первые компьютерные магазины торговали компьютерными дисками с контрафактными энциклопедиями и библиотеками. Но какое же это было счастье - открыть «Британнику» или диск с десятками тысяч книг, среди которых и те, что долго искал когда-то по библиотекам и книжным магазинам, и вожделенные учебники. Включил компьютер, нашел раздел, открыл книгу и наслаждайся - читай и работай. Простой электронный вариант - отсканированные страницы с кучей недочетов, описок и ошибок... Электронные учебники начала тотально компьютерной эпохи! Простые, бесхитростные, без наворотов и гипертекста - книги перед глазами - на экране монитора.

В нашем дивном новом мире традиционные методы обучения уже не просто сдают свои [главенствующие] позиции, уступая место иным, инновационным, интерактивным, способным не только облегчить студентам восприятие материала, но и просто элементарно ускорить передачу знаний. А уж информационные и телекоммуникационные технологии распространились вообще во все сферы человеческой жизнедеятельности - не только в образование. И распространению информационных технологий способствует целый ряд внешних и внутренних факторов:

  • глобальная информатизация;
  • потребность в подготовке соответствующих профессионалов;
  • увеличение числа компьютерной и мультимедийной техники в высших учебных заведениях;
  • регулярное, беспрерывное появление специальных программ информатизации общества.

И уж точно - особую роль в нынешнем образовательном процессе играют электронные издания. Это реально наиболее динамично развивающийся класс учебной продукции. И можно даже, в принципе сказать: количество увеличивается быстрыми темпами, а качество улучшается.

Но, действительно, что же такое электронные учебники, столь популярные нынче среди студентов и школьников, преподавателей и академиков, представителей шоу-бизнеса и журналистов?

Читаем сухие строки энциклопедических, или называемых себя такими, изданий: электронный учебник - это специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник.

В настоящее время трактовка словосочетания «электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразумевается электронная версия бумажного учебника, в некоторых - сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать ученикам, помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника и так далее. Электронные учебники последнего вида находятся в стадии разработки, поэтому, в основном, современные электронные учебники представляют собой электронный текст с иллюстрациями. Практически все педагоги отмечают простоту использования электронного учебника, повышение у обучающихся мотивации и интереса к работе с учебным предметом с помощью технического устройства, удовольствие при использовании электронного учебника на занятиях, и дома.

И это не только удовольствие от работы с замечательным дивайсом - это уже высокий уровень художественного оформления, полнота информации, качество методического инструментария, технического исполнения, наглядность, логичность, последовательность. Да, все это о современном электронном учебнике. Он же еще и самоучитель, и способен заменить (в некотором отношении) преподавателя-предметника, и незаменимый помощник для тех, кто учится дистанционно, для студентов-заочников. Так что доказывать его значимость, необходимость сегодня просто ни к чему.

Со времен появления шумерских глиняных дощечек человечество мучилось, но совершенствовало технологии книгопечатания, пытаясь вместить как можно больше информации в как можно меньший объем. Возникали папирусные книги, затем пергаментные. Кроме глины, использовались кости животных - людям известны тексты, высеченные на бараньих лопатках. Позже пришла пора книгопечатания - великий Иоганн Гутенберг и его Библия 1456 года. А теперь - кажется, что может быть удобней: небольшое устройство размером с обычную книгу, подключаемое к Internet - и миллиарды страниц в вашем распоряжении. В любой точке планеты, в любое время года. Но, как ни странно, хотя первые образцы электронных книг уже перестали быть чем-то из области фантастики, говорить об их повсеместном распространении еще рано. Но, как полагает автор, за подобными видами печатной продукции - будущее.

Вообще-то идея создания электронных книг витала в воздухе очень давно. Фактически, история ведет свой отсчет с 1945 г. Да-да, именно тогда американский инженер В. Буш впервые заговорил о персональных устройствах, позволяющих хранить, обрабатывать и передавать книги, записи, сообщения и т. д. - он предложил прообраз гипертекстового устройства Memex.

Следующей вехой в развитии электронного издательского дела принято считать создание в 1968 г. Т. Нельсоном92 гипертекста, основы основ World Wide Web и, по совместительству, главного формата хранения текстов в Internet и во всех существующих сегодня электронных книгах.

В том же 1968 г. студент А. Кей93 разработал проект Dynabook - портативного, интерактивного компьютера, выполняющего роль книги, определил концептуальную базу для ноутбука, планшетного компьютера и электронной книги, создал архитектуру современного оконного графического интерфейса.

Так как Dynabook был задуман как учебная платформа, Кей считается одним из первых исследователей мобильного обучения и, действительно, многие идеи Dynabook были унаследованы при проектировании учебной платформы One Laptop Per Child94, в котором Кей принимает активное участие.

Через три года, в 1971 г., по инициативе Illinois Benedictine College стартовал Project Gutenberg - самое крупное на сегодня собрание книг в электронном формате.

В 1981 г. уже известный нам Нельсон создал группу Xanadu, которая планировала заниматься так называемой подключенной литературой (connected literature) - по сути, тем, чем сегодня занимаются фирмы-продавцы электронных книг.

В октябре 1998 г. почти одновременно были выпущены два устройства, которые можно в полном смысле этого слова назвать первыми электронными книгами.

В Южной Корее с 2012 года идет обучение педагогов работе с электронными пособиями. В 2015 году в этой азиатской стране каждая школа должна была сделать выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам.

В США сегодня действует специальная программа по разработке электронных учебников.

Система получения образования по электронным учебникам в Австралии находится на стадии интенсивного формирования.

Весной 2013 года в Москве был проведен эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке.

В 2011 году Минобрнауки России провел экспериментальное внедрение электронных учебников в 9 регионах России. В рамках эксперимента были протестированы устройства разных производителей. По итогам эксперимента некоторые СМИ написали о готовности профильного института министерства продолжить работы по внедрению электронных книг.

Согласно приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1559 от 8 декабря 2014 года с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на те учебники, для которых будет выпущена электронная версия.

В 2015 году 415 учебников, входящих в Федеральный перечень, были переведены в электронную форму. Чтобы войти в Федеральный перечень, электронный учебник должен воспроизводиться как минимум на двух операционных системах и быть безопасным для здоровья. Электронные учебники планируется объединить с электронными дневниками учеников и школьными журналами. В 2015-2016 году в обучении школьников было задействовано более 3,3 электронных учебников. Около 30 столичных школ активно использует их в обучении учеников. К 2018 году электронными учебниками оснащены практически все школы Москвы.

Как видим, общее образование уже идет по пути использования электронных учебных пособий, не сворачивая и не спотыкаясь. Хорошо это или плохо - покажет время. А вузы? Здесь у нас, конечно, сразу идет поворот в сторону дистанционного обучения.

В России уже сложилась практика внедрения и использования информационных систем дистанционного образования [с эффективным применением зарубежного опыта в данной области]. И следует отметить, что будущее дистанционного обучения в сфере высшего образования в Российской Федерации связано не только с внедрением и использованием новых информационных технологий, но и с вопросом применения электронных учебных пособий.

При возможности выхода в глобальную сеть Интернет, электронные учебные пособия стали легкодоступными, их можно просматривать и получать консультации по их изучению, физически находясь на удаленном расстоянии от библиотеки и преподавателей вуза - таким образом, внедрение и использование электронных учебников способствует процессу диверсификации контингента студентов вузов и является эффективным средством повышения качества получаемых студентами знаний, образовательного уровня выпускников системы дистанционного обучения. Однако процесс этот выявляет и многочисленные проблемы.

Анализируя и синтезируя опыт применения различных моделей внедрения и применения электронных учебников, следует выделить основные специфические проблемы, стоящие перед российскими вузами:

  • как правило, учебники, в том числе, и электронные, не успевают за развитием науки в целом и отдельных ее специализированных дисциплин. И поэтому студенты с первых же дней своего обучения в вузе должны отказаться от стереотипа полагаться только на одно определенное электронное учебное или справочное пособие. Во время обучения в вузе каждому студенту предстоит освоить работу с многочисленными электронными словарями и энциклопедиями, электронными журналами и информационными сайтами, выискивать с помощью поисковых систем информацию; сопоставлять и анализировать аргументы, мнения и суждения, высказанные авторами различных научных работ, размещенных в сети Интернет. Все эти новые требования формируют знания и умения студентов ориентироваться в Интернете, работать с текстовой/гипертектстовой информацией. Однако указанными навыками часто обладают лишь немногие студенты (первокурсники или заочники). Поэтому, используя электронные учебники и организуя обучение на их основе, предоставляя студентам наставления и руководства для самостоятельного поиска дополнительной информации в Интернете, педагогам следует помнить о влиянии на процесс дистанционного обучения экологических, антропологических, социокультурных и социо-экономических факторов, факторов микросреды, например, семейного и ближайшего бытового окружения, психологического состояния самого студента;
  • интеграция различных информационных систем, создание и сопровождение с помощью информационных систем междисциплинарных модулей, программ поддержки и информационного обеспечения виртуального социума вузов и межвузовских сообществ, содействуют усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности в области разработок, внедрения и использования электронных учебников. Но стоит помнить, что данные процессы приводят и к негативным последствиям: происходит унитаризация электронных учебных пособий, электронные учебники становятся однообразными и лишенными творческого потенциала. Кроме того, к сожалению, в России весьма часто нарушаются авторские права на электронные учебные пособия, а существующие юридические меры и технологические средства защиты авторских прав, коммерческой или интеллектуальной собственности просто запаздывают;
  • в силу того, что педагог/преподаватель дистанционных курсов все больше превращается в советчика, наставника, руководителя обучения, его прежняя роль в качестве лектора и распространителя информации перепоручается информационным технологиям. Происходит виртуализация и обезличивание/деперсонификация    профессорско-преподавательского состава в сознании удаленных студентов - пользователей информационных образовательных систем. Поэтому радикальные лозунги о замене лектора-педагога средствами информационных технологий, в том числе, электронными пособиями, деструктивны, ибо они обедняют, выхолащивают, низводят до ряда примитивных функций сам процесс получения образования;
  • среди проблем, связанных с внедрением и применением электронных учебников, следует отметить недостаточный уровень подготовки и переподготовки педагогов. Лишь в немногих российских вузах существуют и открываются курсы повышения квалификации для преподавателей и инструкторов, посвященные разработке новых мультимедиа-курсов и учебных пособий (в частности, по различным обществоведческим и гуманитарным дисциплинам);
  • для эффективного внедрения и использования новейших коммуникационных и информационных технологий в разработке электронных учебников необходимо широкое сотрудничество российских вузов с изготовителями как оборудования, так и программ. Важно, чтобы мнения педагогов и специалистов в области проектирования и использования электронных учебников были услышаны этими компаниями, и для этого необходимо создание ассоциации или организации, которая бы служила каналом передачи таких мнений для осуществления взаимовыгодного сотрудничества;
  • российские вузы вынуждены перерабатывать учебные/рабочие программы в целях предоставления студентам необходимых навыков и знаний, связанных с информационными технологиями и работой с электронными учебниками. Использование новых возможностей требует разработки новой стратегии учебного плана, однако лишь немногие российские вузы готовы произвести необходимые системные изменения и инвестировать средства для применения электронных учебных пособий. Так что, возможно, требуются законотворческие инициативы по обеспечению развития и увеличения финансирования информационных программ, разработок в высшем образовании, связанных именно с электронными учебными пособиями.

Создание и внедрение электронных учебников для российских вузов становится одним из процессов, способствующих адаптации российского высшего образования к социальным изменениям постиндустриального, информационного общества и интеграции российских вузов в мировую образовательную среду. Следует также отметить, что разработка и применение электронных учебных пособий способствует реформированию российских вузов, совершенствованию законодательства с учетом сложившихся мировых стандартов в отношении использования информационных технологий в целом.

Электронное учебное пособие при грамотном использовании, действительно, может стать мощным инструментом в изучении большинства дисциплин, особенно тех, что связаны с информационными технологиями. Важно точно понимать, что подлинное электронное пособие - это не электронный вариант книги (PDF или HTML-файл), функции которой ограничиваются возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу - в зависимости от вида изложения (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть соответствующим образом адаптирован для достижения эффекта от использования такого пособия, а само пособие должно поддерживать те режимы обучения, для которых его используют.

Как правило, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую (аудио) часть, графику (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок. Все это сказано, прежде всего, потому, что существует устойчивая тенденция классифицировать все электронные учебные пособия на две группы:

  • электронный вариант бумажного текста (в форматах Word, PDF, Djvu и пр.) - предназначенный для чтения на любом гаджете с установленной программой чтения соответствующих файлов;
  • электронное пособие с гипертекстовыми ссылками и, при необходимости, мультимедийными файлами. Использование компьютерной анимации позволяет визуализировать сложные схемы, процессы и явления макро- и микромира, заглянуть внутрь уникального оборудования - все это делает учебный процесс увлекательным, ярким и, в конечном итоге, более продуктивным.

Однако спорность данного вопроса остается. Некоторые наши издательства очень не любят брать в работу учебники с иллюстрациями - кстати, это делает книгу более дорогой. А студенты, отвечая на вопрос о том, какие же из электронных книг им по нраву больше, будут вспоминать те счастливые моменты, когда дисциплина данного пособия была сдана на «отлично», на «А» и пр. Так что тут есть над чем поразмышлять авторам, создателям электронного учебного пособия.

Вообще сегодня отношение педагогов, преподавателей к использованию электронных учебников лояльное - почему бы и нет: студент читает, готовится к семинарам и экзаменам. И сами преподаватели готовятся к лекциям и семинарам, имея под рукой, в своих планшетах электронные тексты, а не толстенные книги. Кстати о преподавателях: тех, кто категорически против использования студентами электронных пособий, практически и нет, а вот некоторая часть педагогов очень хотела бы, чтобы студенты читали электронные варианты их авторских пособий. Но, повторим, главное для большинства - не важно, что ты читаешь, важно, как ты учишься и как готовишься к занятиям. Да, большинство педагогов использует в своей практике электронные учебники и своим студентам рекомендуют использовать проверенные, зарекомендовавшие себя в профессиональной среде продукты (и хорошо, если это их собственные книги).

Очень важно: электронные учебники должны давать информации никак не меньше, чем дают классические печатные/бумажные учебники. Кроме того, необходимо как можно шире использовать возможности современных мультимедиа с тем, чтобы обеспечить и необходимую наглядность, и интерактивность электронного учебника. А для этого желательно, чтобы в коллективы, создающие такие учебники, входили не только авторы контента, но и дизайнеры, и технические специалисты-профессионалы. И качество! Необходимо тщательно подбирать контент, обращать внимание на редактуру и корректуру электронных учебных продуктов. Согласитесь, нелепо видеть в пособии нового века чертежи и рисунки середины прошлого или замечать орфографические и логические ошибки. И, конечно, весьма актуально своевременно информировать преподавателей, педагогов, факультеты и кафедры о появлении/поступлении новых электронных учебников. Для этого потребуются значительные рекламные и маркетинговые усилия производителей. И стоит сказать о легальности электронных ресурсов, связях с интернет-сайтами и библиотеками, официальные договоры и оплату услуг, предоставление паролей и доступа - словом, четкая правовая основа.

Но главное - о том, каковы же области применения электронного учебника в педагогическом процессе вуза - разговор, который можно вести бесконечно:

  • при изложении теоретического материала (например, во время лекции). Здесь электронное пособие призвано помочь доходчиво и наглядно изложить материал в соответствии с программой. Пособие должно обеспечить педагогу поддержку в проведении лекции и при ее подготовке. И интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход; просмотры анимационных и видеофрагментов; возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; возможность демонстрации графических изображений на весь экран/smart-доску; возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой лекции и др. Ну, и, конечно, режим автоматического представления материала, где программа в какой-то момент заменяет лектора, а студент может приостановить изложение или повторить необходимый фрагмент (режим самостоятельного изучения материала);
  • при проведении практических занятий. Собственно, практические работы, являющиеся неотъемлемой частью многих учебных курсов, могут быть проведены с использованием электронных пособий. Для дисциплин, ориентированных на информационные технологии, применение электронных симуляторов вообще очевидно. Например, в электронных пособиях часто используются рабочие модели - скажем, в лабораторной работе по локальным сетям - все опыты могут проходить в локальной сети кабинета/лаборатории. Данный процесс приближен к жизни. В тех же случаях, когда создать ситуацию, изучаемую в данной работе, невозможно, используются программы-симуляторы. Кроме того, на экране в аудитории может собираться статистика выполнения заданий, что позволит учитывать разницу в скорости выполнения заданий студентами. Электронное учебное пособие, естественно, должно содержать избыточное количество заданий, чтобы при необходимости педагог мог давать повторные и дополнительные задания по той же теме. И уж к несомненным достоинствам использования электронных пособий во время выполнения практических заданий можно отнести то, что при выполнении задания студенту часто необходимо обратиться к прошлому лекционному материалу - он может с легкостью найти необходимую лекцию, которая ему потребовалась - все переходы должны быть предусмотрены. Если предполагается исключительно самостоятельная работа (без теоретического материала), то у педагога может быть предусмотрена возможность отключения доступа студентов к лекционным материалам;
  • при проведении самостоятельных работ. Возможности компьютерных технологий, действительно, могут оказаться полезными при их приложении к самостоятельным занятиям. Персональная работа каждого студента может контролироваться программой, а статистическая информация собираться у педагога - он получает инструмент мониторинга успеваемости студента в реальном времени. Использование электронных ученых пособий при самостоятельной работе позволяет существенно упростить проведение тестов, сбора и анализа информации. Становится возможным проведение моментальных тестов, в которых повторяемость вариантов и неточность оценки минимальны. Весьма важным может стать использование разветвленной системы оценок, в которой задачи, относящиеся к нескольким темам, оцениваются соответствующим количеством оценок, выставляемых в различные разделы. Таким образом, у педагога будет складываться целостная картина и об успеваемости студентов, и об усвоении материала;
  • при проведении итогового тестирования (зачетов, экзаменов). Зачет или экзамен по пройденному курсу может также проходить с использованием электронного учебного пособия. Для его проведения используется тот же механизм, что и для текущих тестов;
  • при самостоятельной работе с самим электронным пособием. Здесь могут оказаться востребованными все мультимедийные функции: анимация и видео, интерактивные компоненты, вовлекающие обучаемого в учебный процесс и не дающие ему отвлечься, дикторский голос и подобранное музыкальное сопровождение, все возможности компьютерной поисковой системы - ведь даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться студенту по данному предмету - всегда требуется дополнительная литература. С появлением Интернета и бурным развитием тематических сайтов и порталов различного назначения стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов. Но и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности, и в данном случае преимуществом электронного пособия является то, что весь или большая часть необходимого для освоения дисциплины материала собраны в одном месте, и студентам не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам. Кроме того, наш подопечный может провести самопроверку усвоенного материала, если учебное пособие содержит тестовые задания для проверки знаний.

Таким образом, электронные учебные пособия могут использоваться как в контексте лекции, так и для самостоятельной работы студентов. Только помним: несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует учитывать, что они являются только вспомогательным инструментом, дополняют, а не заменяют преподавателя.

Заметим, что интернет пестрит материалами об электронных учебных пособиях, принципах их создания, использования, мнениями студентов и педагогов, больших чинов и менеджеров, дизайнеров и скромных библиотекарей. Всем ясно, что такое электронный учебник, как должен выглядеть, что содержать и где использоваться, но наука наша столь широка, что от истории и философии до программирования и дизайна расстояние как до Меркурия, и идти по этой дороге людям разным - один на этом пути отметит одно и поставит свои вешки, другой - другое, и вешки будут другие. Учебник по культурологии и учебник по макроэкономике будут родственниками, но очень далекими.

Гипертекст, схемы и ссылки, мультимедиа и интерактив - и классический вордовский текст с иллюстрациями тоже неплох - так по каким принципам классифицировать электронные пособия? По особенностям взаимодействия с читателем (студентом и его преподавателем), только по широте и полноте содержания, по логичности и безошибочности, грамотности и современности/своевременности? И еще сотни оснований можно подвести под эти классификации и типологии. И не значит ли это, что просто необходимо признать наличие и уже повсеместный факт использования и стоит взять под некий контроль, создать рамки и критерии. Привести в систему создание, внедрение, использование. Наконец, просто научить пользоваться ими и студентов, и педагогов. И еще стоит решить вопрос: а электронные учебники будут влиять на здоровье и вообще, будут ли?

Итак, установим: электронное издание - совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

К учебным электронным изданиям относятся издания, разработанные по заказу Минобразования России (название до 2018 г.), заказам региональных органов управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.). Под учебным курсом в данном случае понимаются дисциплины вуза, включенные в утвержденный Министерством образовательный стандарт, и примерный учебный план, а также дисциплины, соответствующие утвержденному министерством учебному плану. Официальный статус учебного электронного издания утверждается только федеральным органом управления образованием.

Электронный учебник - основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Электронное учебное пособие - издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Электронными учебными пособиями являются издания по отдельным наиболее важным разделам дисциплин ... стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного плана, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др.

Все это, утвержденное приказами и рескриптами, сухое, точное, но устаревшее, в общем образовании применяемое и уже практически забытое, в вузах - нечитаемое и неиспользованное. Педагогов вуза просто обогнали - студенты, интернет, авторы, самостоятельно создающие учебные пособия или просто размещающие их на специальных сайтах, где за деньги или бесплатно и студенты, и начинающие педагоги берут и пользуются необходимыми для работы и учебы материалы.

И еще: появились достаточно серьезные предложения считать понятия «электронный учебник» и «электронный курс» синонимичными.

Посмотрим внимательней. 

Качественный электронный учебник должен содержать, кроме текстового материала дисциплины, вопросы по темам, задачи для тренировки полученных теоретических знаний, систему поиска, иллюстрации различных явлений и процессов в виде интерактивных моделей и многое другое.

Электронный курс включает в себя иллюстрированный учебник, обширный набор интерактивных моделей, журнал учета работы ученика, вопросы и задачи, поисковую систему.

То есть учебник рассматривается как часть курса. Так что, видимо, ставить знак равенства проблематично. А вот как быть с видеокурсами? Видеолекциями?

Наверно, все-таки электронному учебнику и электронному курсу как развивающимся явлениям не могут на данный момент быть даны точные исчерпывающие определения. Можно даже попробовать сделать вывод, что во многих случаях термин «электронный учебник» применяется как некое обобщающее понятие для обозначения различного рода электронных учебных материалов.

Важно помнить, что в самой учебной среде электронный учебник чаще всего воспринимается как простое переложение содержания традиционных учебных материалов на «компьютерные рельсы», снабженное банком вопросов и заранее заложенных ответов на них. Такое представление, хотя и является упрощенным, неточным и не дающим полного представления о рассматриваемом явлении, бытует и долго еще будет бытовать среди студентов и преподавателей. Вообще-то, может, оно и связано с недооценкой потенциальных возможностей воздействия компьютерных средств обучения на когнитивную сферу обучающихся, но нам представляется, что это вопрос отношения к факту существования электронных учебных пособий,    просто неумолимо рвущихся    к использованию, вырывающемуся из всех рамок и директив. Да, существуют различные мнения о целесообразности использования информационных технологий вообще в учебном процессе. И диапазон данных суждений простирается от чрезмерного превознесения роли этих технологий до их полного отрицания - различия мнений вызваны тем, что каждый из высказывающихся имеет свой ограниченный субъективный опыт в этой все же пока еще достаточно новой области знания. Объективная оценка целесообразности применения современных технологий, электронных пособий в учебном процессе может быть получена лишь на основе тщательного анализа достаточного объема существенной информации по данной теме. Так что пока понятно одно: применение информационных технологий в сфере обучения в любом виде, в том числе, в виде электронных учебных пособий, действительно может привнести дополнительный инновационный элемент, который позитивно повлияет на процесс усвоения студентами новых знаний и вывести его на качественно более высокий современный уровень.

Ключевые слова: информационные технологии, Образование
Источник: Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 303 с.
Материалы по теме
Технические средства обучения и наглядности, IT в современном образовании
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Компьютер и единая информационная образовательная среда в вузе
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Принципы и критерии отбора содержания общего образования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Андрогогика
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Эмоции, аффекты, страсти в мышлении и образовании
Зинченко В.П., Аффект и интеллект в образовании
Что делать молодому специалисту при устройстве на работу?
...
Образование как педагогический процесс
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий