Компьютер и единая информационная образовательная среда в вузе

Современный период развития общества, как мы знаем, характеризуется (в числе прочего) и большим влиянием на него компьютерных технологий, которые уже проникли практически во все сферы человеческой деятельности и обеспечивают распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, еще все-таки не закончено, судя по проблемам со стандартами и компетенциями, программами и прочим. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической науке, теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последние годы вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

Информационная технология в целом - процесс, использующий совокупность электронных, цифровых средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Напомним, развитие информационных технологий пошло следующие этапы:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментами которой являлись перо, чернильница, книга. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме;

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, основная цель этой технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами. Она оснащена и более совершенными средствами, а инструментарий составляли пишущая машинка, телефон, диктофон;

3-й этап (40-60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны, магнитофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания;

4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ). Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы;

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» (цифровая) технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами;

6-й этап - «сетевая технология» - установление ее еще продолжается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Бурное и неостановимое развитие интернета и поиски новых видов носителей информации и способов ее хранения, и передачи.

Образовательные учреждения всего мира разрабатывают новые направления деятельности по созданию полного условий перехода на современные информационные технологии. И, конечно, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям России условий для использования сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ (названия с 2018 года) видят следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую    информационно-образовательную среду:

  • совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;
  • переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;
  • информатизация процесса обучения и воспитания;
  • оснащение системы образования техническими средствами информатизации;
  • создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;
  • создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;
  • участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании сегодня является усиление использования интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение его качества на всех ступенях образовательной системы. Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги уже естественным образом включили или включают их в свои методические системы. Однако процесс информатизации образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе - он является постепенным и непрерывным. Таким образом, информационные технологии выступают уже не столько инструментами, дополняющими систему образования, но императивом установления нового порядка знания и его институциональных структур. И для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, педагог должен владеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путем самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике, а ко всему подходить творчески. Средства и формы медиаобразования дают педагогу дополнительные возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий.

Попробуем разобраться во всем этом.

Средствами новых информационных технологий называют программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К средствам информационных технологий относятся:

  • персональные компьютеры (ПК), комплекты терминального оборудования для ПК всех типов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ПК;
  • устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность»);
  • современные средства связи;
  • системы искусственного интеллекта;
  • программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.), системы машинной графики и др.

Принято выделять и следующие виды информационных технологий:

  • информационная технология обработки данных;
  • информационная технология управления;
  • автоматизация офиса, рабочего места, образовательного учреждения;
  • информационная технология поддержки принятия решений;
  • информационная технология экспертных систем.

Уточним.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и прочие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной деятельности и персонала не самой высокой квалификации в целях автоматизации некоторых стандартных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повышает производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников. Заметим, что существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

  • выполнение необходимых задач по обработке данных;
  • решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;
  • выполнение стандартных процедур обработки.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных. С помощью этих технологий решаются следующие задачи обработки данных:

  • оценка планируемого состояния объекта управления;
  • оценка отклонений от планируемого состояния;
  • выявление причин отклонений;
  • анализ возможных решений и действий.

Исторически автоматизация началась на производстве и затем распространилась на офисы, учреждения различного типа, в том числе, учреждения образования, имея вначале целью лишь автоматизацию рутинной секретарской работы. По мере развития средств коммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда. Информационная технология автоматизированного офиса - это организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Офисные автоматизированные технологии позволяют повысить производительность труда секретарей и офисных работников, дают им возможность справляться с возрастающим объемом работы. В вузе можно отметить работу учебных и методических отделов, отделов кадров и пр.

В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телеконференции, вебинары, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности (ведение документов, контроль за исполнением приказов и т. д.).

Системы поддержки принятия решений и соответствующая им информационная технология появились усилиями,  в основном, американских ученых в конце 70-х - начале 80-х гг. прошлого века. Этому способствовали и широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, и успехи в создании систем искусственного интеллекта. Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что, собственно, и является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса (процесса последовательного вычисления значений по формулам; процесса последовательных приближений), в котором участвуют:

  • система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;
  • человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных, системы управления базой моделей и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером. Целью создания базы моделей является описание и оптимизация некоего объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений. В системах поддержки принятия решения база моделей состоит из стратегических, тактических и оперативных моделей, а также математических моделей в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения. Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений определяется успехами в развитии каждого из указанных выше компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями:

  • манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;
  • передавать данные системе различными способами;
  • получать данные от различных устройств системы в различном формате;
  • гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы. Пользователь может использовать такие методы ввода информации: меню, команды, естественный язык и собственный интерфейс. Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются несколько существенных различий:

  • решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности;
  • способность экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение;
  • использование нового компонента информационной технологии - знаний.

В литературе, посвященной проблемам информатизации образования, часто встречаются такие синонимические выражения как «новые информационные технологии в обучении», «современные информационные технологии обучения», «технологии компьютерного обучения», «компьютерные педагогические технологии», «ЭКССТО - электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения» и др. Это свидетельствует о том, что терминология в данной области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись.

Внедрение в образование новых аппаратных, программных, коммуникационных средств постепенно привело к вытеснению термина «компьютерные технологии обучения» понятием «информационные технологии обучения».

Информационные технологии обучения (ИТО) - совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Ряд ученых рассматривают ИТО как некую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. Другие предлагают определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в котором находят применение средства информатизации образования.

В настоящее время существуют два подхода к определению ИТО.

В первом из них предлагается рассматривать ИТО как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых.

Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.

Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае - о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении).

Информационные технологии обучения следует понимать как приложение ИТ для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно тогда, когда она:

  • удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);
  • решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;
  • выступает средством подготовки и передачи информации обучаемому.

Итак, информатизация образования - это процесс обеспечения системы образования научной теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Сейчас принято выделять следующие основные направления внедрения информационных технологий в образование:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средств творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  •  использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Вообще, важнейшими задачами информатизации образования являются:

  • повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
  • применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
  • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т. д.);
  • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
  • разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
  • обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
  • разработка информационных технологий дистанционного обучения;
  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
  • внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры педагога и обучающегося, уровень сформированности которой определяется знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; умением использовать современные ИТ в профессиональной деятельности; мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Еще одна из задач - построение единого информационного образовательного пространства (государства, региона). Процесс информатизации образования включает в себя систему следующих мероприятий:

  • оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратными и программными средствами информационных технологий;
  • подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети;
  • создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне: образовательные порталы, официальные сайты учреждений образования и органов управления, тематические ресурсы, методические сайты, электронные библиотеки, информационно-поисковые и аналитические системы и др.;
  • разработка, экспертиза, апробация и внедрение программного обеспечения образовательного назначения, в том числе цифровых образовательных ресурсов;
  • формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учащихся;
  • создание системы сопровождения и обслуживания средств информационных технологий в учреждениях образования и органах управления;
  •  создание системы непрерывного обучения педагога информационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, минисеминары, постоянно действующие семинары, конференции, конкурсы, решение педагогических задач, система индивидуальных консультаций, работа проблемных и творческих групп, самообразование, профессиональное общение и др.).

В Концепции информатизации образования дано несколько этапов этого процесса:

1 этап характеризуется следующими признаками:

  • начинается массовое внедрение средств новых информационных технологий, и, в первую очередь, компьютеров;
  • проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;
  • общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;
  • происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;

2 этап характеризуется следующими признаками:

  • активное освоение и фрагментарное внедрение средств информационной техники в традиционные учебные дисциплины;
  • освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
  • активная разработка и начало освоения педагогами соответствующего учебно-методического обеспечения;
  • постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;

3  этап характеризуется следующими признаками:

  • повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;
  • перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;
  • смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связаны с отбором содержания отдельных дисциплин с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом вуза. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных информационных технологий применительно к образованию.

Каждый период информатизации образования имеет две параллельные ветви развития: технологическая основа и инновационные процессы в самой системе образования.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс информатизации образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

Функциональные свойства современных информационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию множества возможностей, которые могут способствовать повышению качества образования.

Возможности компьютера, с точки зрения целевого подхода в обучении, позволяют достичь основных педагогических целей использования средств современных информационных технологий:

  • интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий - повышения эффективности и качества процесса обучения; повышения активности познавательной деятельности; углубления межпредметных связей; увеличения объема и оптимизация поиска нужной информации;
  • развития личности обучаемого, подготовки индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества -развития различных видов мышления; развития коммуникативных способностей; формирования умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; эстетического воспитания за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирования информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развития умений моделировать задачу или ситуацию; формирования умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;
  • работы по выполнению социального заказа общества -подготовки информационно грамотной личности; подготовки пользователя компьютерными средствами; осуществления грамотной работы в области информатики.

Можно дополнить рассмотренные выше цели еще одной важной для педагогического процесса - совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности:

  • значительное    расширение    информационно-методической поддержки педагогов и обучающихся;
  • расширение возможностей общения и сотрудничества на основе компьютерных средств коммуникации;
  • предоставление возможностей непрерывного повышения квалификации и переподготовки независимо от возраста, географии проживания и времени;
  • создание единой информационно-образовательной среды на основе активного использования компьютерных сетей различного уровня (глобальных, корпоративных, локальных)83.

К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении можно отнести следующее:

  • информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видео-техники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;
  • компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач;
  • ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
  • использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;
  • ИКТ позволяют качественно решать вопросы контроля за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
  •  компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этапы в решении задачи, на которых сделаны ошибка, и исправить их.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению становления личности обучающегося, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний, умений, навыков, компетенций.

А теперь напомним об основных аспектах применения ИТ в образовании и педагогике:

  • мотивационный аспект. Применение ИТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; для широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; для раскрытия творческого потенциала обучающихся; для освоения студентами современных информационных технологий;
  • содержательный аспект. Возможности ИТ могут быть использованы при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, для создания индивидуальных тестовых заданий; для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов;
  • учебно-методический аспект. Информационные технологии могут быть использованы в качестве учебнометодического сопровождения образовательного процесса. Педагог может применять различные образовательные средства ИТ на всех этапах учебного занятия. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные цифровые образовательные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий;
  • организационный аспект. ИТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения;
  • контрольно-оценочный аспект. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

Да, теперь можно выделить основные направления использования информационных технологий в образовании:

  • компьютер и информационные технологии как объект изучения (курс информатики);
  • компьютер и ИТ как средство для обучения различным дисциплинам, как инструмент поддержки занятий (использование ИТ в рамках базовых курсов программ;
  • компьютер и ИТ как средство развития и воспитания.

Построим классификацию образовательных средств ИТ по нескольким параметрам:

•    по решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (сборники заданий, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы);

❖    по функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы);

❖    по типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы и пр., синхронизированные аудио объекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания);

❖    по формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, круглые столы, научно-практические конференции;
  • внеаудиторные;

❖    по форме взаимодействия с обучаемыми:

  • технология асинхронного режима связи - «offline»;
  • технология синхронного режима связи - «online»;
  • полностью дистанционное обучение.

Стоит обязательно сказать и о следующем: в условиях информатизации одной из целей повышения квалификации и стимулирования самообразования обучающихся и педагогов стало не только овладение ими базовыми навыками в области ИТ, но и умение творчески применять эти навыки - так называемая ИТ-компетентность, наличие представлений о принципах формирования единого информационного пространства образовательного учреждения, понимание роли и места педагога в процессе информатизации учебного заведения.

В последние годы в рамках реализации федеральных целевых программ значительные средства уже вложены и продолжают вкладываться в информатизацию образования. В образовательные учреждения пришли компьютеры, медиапроекторы, smart-доски, медиатеки пополнились цифровыми образовательными ресурсами, начали широко поддерживаться все научные, педагогические инициативы, направленные на активное внедрение ИТ в образовательную практику.

Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано, в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является тоже информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он будет протекать.

Создание единой информационно-образовательной среды страны, округа, региона, образовательного учреждения позволит повысить уровень качества образования, обеспечить обмен программно-методическими материалами, повысить профессиональный уровень педагогов, создать более благоприятные условия сотрудничества педагогов между собой и привлечь к творческой деятельности учащихся.

Единое информационно-образовательное пространство (можно употребить аббревиатуру ЕИОП) - реальность, организованная и управляемая единой выработанной концепцией, подходами и механизмами реализации общей стратегии существования, развития и достижения целей повышения культурного, образовательного и профессионального уровней субъектов, объединенных на единой информационнотехнологической основе для программно-дидактического обеспечения образовательного процесса субъектов выделенного пространства85.

Информационно-образовательная среда (ИОС) - многоаспектная целостная социально-психологическая реальность, предоставляющая совокупность необходимых психологопедагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступ к информационным ресурсам86.

Принято выделять два типа моделей информационнообразовательной среды, сложившихся в различных условиях развития системы образования.

Первый тип среды - закрытая модель не имеет возможности или необходимости широкого общения с другими образовательными учреждениями. Такой тип информационнообразовательной среды вполне жизнеспособен в традиционных условиях развития системы образования и общества. Информационно-образовательную    среду учреждения, разрабатывающую и потребляющую внутри своей структуры программно-методические разработки, другие информационные материалы и называют закрытой информационнообразовательной средой.

Второй тип среды - открытая модель развивается на основе активного использования современных информационных и сетевых технологий. Такая образовательная среда учреждения является по-настоящему открытой, наполняемой, динамичной, интегрированной с образовательными средами других образовательных учреждений.

В ряде документов Министерства образования и науки Российской Федерации (название до 2018 года) уже ставился вопрос о принципиальных изменениях в обеспечении доступа к открытой информации любого пользователя через компьютерные сети различного уровня. Именно обеспечение принципа свободного доступа к информации, где бы она ни находилась, по запросам обучающегося, педагога и других профессионалов требует организации информационнообразовательной среды любого образовательного учреждения по второму типу.

Вся научная информатизация управления учебным процессом направлена на:

  • создание и развитие на базе локальных компьютерных сетей внутренних информационных систем регионов, взаимодействующих с отечественными и зарубежными информационными системами;
  • генерацию и распространение распределенной системы баз данных и знаний, обеспечивающих решение задач управления учебным процессом;
  • разработку моделей функционирования технологий учебного процесса.

В рамках информатизации управления учебным процессом должны быть созданы инструментальные программнодидактические средства и информационные ресурсы, направленные на интегрированное использование в создаваемой единой информационно-образовательной среде.

Первоочередным вопросом при реализации единой информационно-образовательной модели федерального и регионального уровней является централизованное создание административно-управляющего ядра порталов квалифицированной командой. Все субъекты единой образовательной среды должны быть интегрированы в эту структуру по разработанным процедурам. Главная задача субъектов ЕИОС - разработка    информационно-методических    материалов и размещение их на порталах образовательного учреждения с предоставлением права свободного доступа к информационным ресурсам любому пользователю.

Сегодня принято выделять следующие наиболее важные задачи и направления, которые можно решить при создании и дальнейшем использовании ЕИОС:

  • применение сетевых технологий обучения как основы современной модели образования и апробирование ее в практической педагогической и научной деятельности;
  • создание условий для индивидуализации обучения и развития индивида, повышение демократичности в получении образования различного уровня на основе современных информационных и образовательных технологий;
  • активизация совместного сотрудничества всех педагогов образовательных учреждений разного уровня и профиля для разработки современных компьютерных средств обучения в виде электронных гиперссылочных пособий и учебников; мультимедийных демонстрационных и моделирующих материалов; интерактивных компьютерных средств обучения по различным направлениям подготовки и т. д.;
  • усовершенствование системы непрерывного повышения квалификации преподавателей вузов, работающих с информационными и сетевыми технологиями;
  • развитие творческого потенциала всех участников образовательного процесса, проведение научно-практических конференций студентов и преподавателей вузов;
  • проведение рабочих заседаний и семинаров (вебинаров) по интересующим вопросам в режиме видеоконференций и интернет-трансляций;
  • проведение опросов и анкетирования по различным направлениям педагогической деятельности всех образовательных учреждений и системы образования в целом.

При формировании информационной среды образовательного учреждения можно применить и разные подходы. Чаще всего рассматриваются подходы по таким основаниям:

  • тип управления (распределенный, централизованный);
  • направление подготовки;
  • профиль подготовки (гуманитарный, технический и др.);
  • уровень обучения (высшее, послевузовское и дополнительное, дистанционное и др.).

Учеными и исследователями определены компоненты разработки информационно-образовательной среды:

  • социально-педагогическое обоснование целесообразности и эффективности создания    информационно-образовательной автоматизированной среды;
  • программно-технологическое обеспечение управления познавательной и учебной деятельностью;
  • методическое    обеспечение    информационно- образовательной автоматизированной среды;
  • кадровое и организационное обеспечение функционирования информационно-образовательной автоматизированной среды;
  • материально-техническое обеспечение.

Для выполнения поставленных задач требуется совместная работа всех заинтересованных сторон:

  • создание единых корпоративных образовательных сетей, сетей специализированных аудиторий, оснащенных соответствующим оборудованием и программно-методическим обеспечением; разработка и развитие технологий корпоративного взаимодействия центральной специализированной аудитории с целью формирования единого образовательного пространства;
  • продолжение поиска и отработки эффективных современных технологий обучения, с обращением особого внимания на комплексное применение технологий сетевого, дистанционного и мультимедийного обучения и на научноисследовательское сотрудничество как наиболее адекватную технологию подготовки способных и заинтересованных обучающихся;
  • разработка и внедрение сетевых и дистанционных технологий во все формы обучения, использование режима видеоконференций (вебинаров);
  • создание и непрерывное сопровождение тематических и кафедральных информационно-обучающих сайтов как ведущего компонента информационно-образовательной среды;
  • совершенствование системы многоуровневой и разноуровневой подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в области современных компьютерных и сетевых информационных технологий, в том числе, сертифицированных специалистов по компьютерным сетям и современному программному обеспечению.

Необходимо:
- провести подробный анализ состояния информационно-образовательной среды субъектов образовательной сферы по следующим позициям:

  • оснащенность образовательных учреждений средствами компьютерной техники и телекоммуникации (выходом в локальную, корпоративную и глобальную сеть Интернет);
  • наличие программ информатизации образовательных учреждений;
  • наличие и уровень использования информационных образовательных ресурсов и инновационных технологий каждым образовательным учреждением;
  • выявление особенностей педагогической деятельности каждого образовательного учреждения;
  • уровень подготовки педагогов вузов в области применения информационных технологий;
  • разработка архитектуры типового образовательного сайта образовательного учреждения;
  • определение роли межвузовских электронных библиотек, их возможностей в создании и развитии образовательного портала;

- разработать структуру и программный комплекс образовательных порталов разных уровней;
- создать региональные ресурсные центры для координации выполнения работ;
- разработать систему требований для создания и функционирования дисплейных аудиторий свободного доступа к образовательным и другим информационным ресурсам;
- разработать    модели    единых    информационно-образовательных сред на основе использования образовательных порталов, образовательных сайтов образовательных учреждений и сетевых информационных технологий;
- разработать механизм развития единой информационно-образовательной среды и ее сопряжения с сетями и информационными ресурсами науки, культуры и здравоохранения.

Задачи ресурсных центров:

  • разработка    единой    системы    информационно-методической поддержки педагогов, работающих в удаленных от центра образовательных учреждениях;
  • разработка и приобретение учебно-методического обеспечения, электронных гиперссылочных и мультимедийных материалов;
  • организация и проведение сетевых конференций, постоянно действующих семинаров с участием специалистов, сопровождающих функционирование образовательного портала, представителей образовательных учреждений, преподавателей вузов и учащихся;
  • разработка программ подготовки и проведение курсов повышения квалификации педагогов и специалистов других сфер деятельности (культуры, здравоохранения, инженернотехнического обслуживания, системного администрирования) в области современных информационных технологий.

Образовательный портал - сложный человеко-машинный программно-информационный комплекс, предназначенный для аккумуляции готовой, а также для подготовки, размещения и использования распределенной научной, научнометодической, образовательной и другой информации, ориентированной на совершенствование организации и управления образовательным процессом в разных учреждениях и обеспечение разных категорий пользователей89.

Построение информационной среды является главной научной и практической задачей, которую, в рамках развития процессов информатизации, сегодня решает каждое образовательное учреждение.

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации, но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности обучающегося.

Источник: 
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 303 с.
Материалы по теме
Электронный учебник: понятие, история, применение и классификация
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Технические средства обучения и наглядности, IT в современном образовании
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Федеральные государственные образовательные стандарты и компетентностный подход
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Педагогика средних веков
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Как живут австрийские студенты?
...
Дистанционное образование
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Становление и развитие системы профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Функции дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий