Технические средства обучения и наглядности, IT в современном образовании

В древние времена, когда еще только возникло обучение как передача человеческого опыта, методы его наверняка включали, прежде всего, подражание — обряды, ритуалы, танцы, игры. Позже, в эпоху средневековой схоластики преобладали словесные методы, требовалось вызубрить, заучить, воспроизвести точь-в-точь и т.п. Эпоха Возрождения с ее открытиями, изобретениями, новациями привнесла в обучение наглядность, пришли, наконец, методы, позволяющие видеть, наблюдать, применять знания и добывать их, находить выход из создавшегося положения.

Выдающийся ученый Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» сформулировал золотое правило наглядного обучения, согласно которому в чувственном восприятии преподносится

«.. .все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запах — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чув-ствами...»

(но Я.А. Коменский предупреждал, что чувственное восприятие представляет собой лишь начальную ступень познания, а следующий этап познания — абстрактное мышление).

Педагогам приходится использовать самые различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. И, заметим, хотя это звучит несколько самонадеянно, результат учебно-воспитательного процесса часто во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного педагога, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника.

Помним: дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, надо понимать шире, чем только возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность развивает у обучающихся эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям.

Под наглядными методами обучения мы понимаем такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в педагогическом процессе наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы, естественно, используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символическом изображении, в виде модели.

Один из наглядных методов, методов обучающего взаимодействия, применяющимся в целях создания в сознании учащихся точного, четкого и ясного образа изучаемого явления — иллюстрирование или использование иллюстраций. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий [для подтверждения теоретических положений]. Иллюстрация помогает активизировать все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности учащихся и педагога. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных дисциплин. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм, рисунков на доске и пр. Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого, от чего, порой, действительно зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала. Стоит только предупредить: злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов. Воспитательное же значение использования иллюстративного материала состоит в формировании у обучающихся визуальной и слуховой культуры. В диагностическом отношении использование иллюстрации дает учителю большую обратную информацию, поскольку может порождать многочисленные вопросы, отражающие движение мысли обучающихся к пониманию сути изучаемого явления.

Демонстрация применяется преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала. Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение молодых людей в работу по подготовке и проведению демонстрации. Обычно это связано непосредственно с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, видеофильмов, слайдов и др.

Обязательно скажем: при использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту и наличному уровню знаний учащихся, даже, пожалуй, зависеть от курса обучения;
  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент лекции, семинара;
  • наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все обучающиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • привлекать самих обучающихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Обучающая и воспитывающая функции наглядного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов, а информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

А теперь конкретно о технических средствах обучения (ТСО): внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, DVD-проигрывателей, мультимедийных проекторов, компьютерных средств обучения, smart-досок и пр.) не только расширяет возможности наглядных методов обучения, но и придает им новое качество. Технические средства обучения — это устройства, помогающие педагогу обеспечивать учащихся информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Если конкретизировать перечисленное несколькими строчками выше, можно отметить: существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, специальные компьютеризированные мультимедийные доски (smart-доски), телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы), мультимедийные проекторы Они постоянно совершенствуются — в учебные заведения систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения отдельных дисциплин.

Использование компьютерных технологий (IT-технологий) связано с тем, что широчайшее распространение сегодня получают персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении по любым дисциплинам учебных циклов. Они снабжены программами управления познавательной деятельностью, связанной с формированием расчетных навыков, навыков письма, решения уравнений, задач, построения графиков и чертежей, рисования на экране дисплея, даже сочинением музыки, написанием и редактированием, проектированием, переводом и т.д. Уже довольно трудно назвать сферу деятельности, где бы применение компьютерной техники не помогало и не участвовало в обучении. Программы сегодня не только адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям, они могут работать в режиме репетитора и экзаменатора, самостоятельно устанавливать и анализировать ошибки, предлагать тренировочные упражнения для отработки навыков до заданного качества. Персональные компьютеры могут использоваться на занятиях как эпизодически, так и систематически, в зависимости от целей и методов обучения, а также от возможностей самого компьютера.

Итак, уже, в принципе, достаточно давно известно, что современный период развития общества характеризуется очень большим влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивая распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов явилась компьютеризация образования. Компьютерные технологии становятся не «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей (не забудем о большом количестве гаджетов). При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин современные информационные технологии. Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимаются программные, программно-аппаратные и технические средства, а также новые средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей. К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся компьютеры всех типов, локальные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных компьютеров; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий мультимедиа и виртуальной реальности); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей, как на локальном уровне так и глобальном.

Отметим некоторые процессы в обучении, которые значительно упрощает использование инновационных информационных технологий:

  • получение необходимой информации и повышение уровня знаний;
  • систематизация информации, благодаря электронным справочникам и электронным библиотекам;
  • отработка различных навыков и умений, проведение удаленных лабораторных экспериментов;
  • визуализация информации и ее демонстрация (например, на презентациях);
  • проведение сложных расчетов и автоматизация рутинных операций;
  • моделирование объектов и ситуаций с целью их изучения;
  • обмен информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга.

И еще: информационные технологии дистанционного обучения расширили возможности получения образования для людей, которые по тем или иным причинам не могут посещать занятия в аудитории. Данный вид обучения, кстати, имеет и множество других плюсов:

  • более комфортные условия для самовыражения студентов;
  • гибкость — пройти обучение могут люди, имеющие проблемы со здоровьем, живущие в удаленных районах и т. д.;
  • более активная роль учащегося в получении образования, постановке целей, выборе форм и интенсивности занятий;
  • возможность общаться с профессионалами, экспертами высокого уровня, преподавателями и сокурсниками, находящимися даже на другом конце света (групповые проекты, онлайн-дискуссии);
  • экономическая выгода.

Образовательные учреждения во всем мире уже достаточно давно разрабатывают новые направления деятельности по созданию условий перехода на современные информационные технологии. Наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему — оптимальное использование мировых информационных ресурсов и глобальной сети Интернет учебными заведениями России. Интернет в наше время — одна из основных, если и не основная модель коммуникации в условиях глобального информационного общества. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  •  использование новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, тестирования и диагностики;
  • организация коммуникаций на основе использования информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  •  использование современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  • совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Названные возможности компьютера могут способствовать и развитию способностей, формированию умений и желания учиться, и созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, педагог получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у обучающихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит педагогу проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному планомерному развитию творческого отношения учащихся к обучению.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам еще и качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью таких технологий в образовании является расширение интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Принимая во внимание большое и все увеличивающееся влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги с охотой включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации образования не может произойти мгновенно — он является постепенным и непрерывным. Но, видимо, уже неизбежным...

Онлайн-лекции — возможность продолжать обучение, находясь в любой точке мира, где есть доступ к сети Интернет. Учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к сложным вопросам, несколько раз посмотреть видеолекции. Студентам чтобы послушать онлайн-лекции, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. По заранее известному графику, студенты заходят в систему и в нужное время просматривают видео-лекции и выполняют задания. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение — действительно, плюс для студентов, которые не могут, например, по состоянию здоровье присутствовать на очных занятиях, для проживающих в труднодоступных местностях, для молодых родителей с маленькими детьми и т.д.

И, конечно, мобильность — связь с преподавателями, которая осуществляется разными способами — online, так и off-line. Проконсультироваться с педагогом с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу даже при очном или/и тем более заочном обучении.

При необходимости использования литературы студент всегда может воспользоваться интернет библиотекой ВУЗа [после регистрации] либо получить дополнительные учебные материалы по почте от преподавателя.

То, о чем мы сейчас говорим, напрямую связано с вопросом о самостоятельной работе студентов, и сегодня уже явно изменяется и роль преподавателя в этой работе: с традиционной контролирующей функции акцент переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т.д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями. Управляя внешними факторами, педагог создает условия для развития внутренней самодеятельности — целевых и волевых установок, рефлексии, прояснения и уточнения ценностей — важно показать обучающимся, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) — одна из профессиональных компетенций в любой отрасли, которая, кстати, определяет и успешность его личностного роста, и социальную востребованность.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. В таких условиях на первый план при подготовке профессионалов выходит направляемая работа по самообучению. И огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения — имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, а интерактивных информационных сред, целостное взаимосвязанное функционирование всех процессов познания и управления им. Другими словами, эффективность и качество обучения реально зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов. Решение этих далеко не простых задач во многом зависит от мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях постоянного нарастания потока информации, педагогов, которые могут и должны подняться на ступень современных методов представления, поиска и переработки информации. И готовность педагогов к работе в новом информационном пространстве, изменение направления их взглядов являются необходимым условием разработки и внедрения новых форм и технологий обучения.

А среди главных задач современного образования выделяется задача развития личности учащегося вуза, формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. Для этого в процессе обучения необходимо сформировать у молодых людей систему профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Однако в силу ряда объективных причин — временных ограничений в рамках аудиторных занятий — эти качества не всегда могут быть четко и легко сформированы. Поэтому важно научить студента учиться, что должно способствовать:

  • расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;
  • активному приобретению новых знаний;
  • развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;
  • проявлению индивидуальности студента;
  • формированию практических навыков в решении ситуационных задач.

Самостоятельная [и внеаудиторная] работа развивает определенные качества: умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационнокоммуникативными технологиями; организованность, самостоятельность, дисциплинированность, инициативу, активность в решении поставленных задач. Если уточнить положение о самостоятельной работе, то отметим, что лучше всего этому способствуют:

  • освоение информационных и телекоммуникационных технологий, поиск необходимой информации в Интернет;
  • подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;
  • подготовка к опросу, коллоквиуму;
  • подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе;
  • самотестирование на компьютере;
  • выполнение домашних [контрольных] работ и заданий;
  • написание рефератов, эссе, докладов, статей;
  • подготовка к деловой игре и оформление ее результатов;
  • выполнение курсовых работ (проектов);
  • написание отчетов по практикам;
  • выполнение дипломной (выпускной квалификационной) работы (проекта).

Мы уже упомянули такое понятие как внеаудиторная работа. К ней отнесем любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках учебного заведения вне учебного процесса, способствующую личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств. Внеаудиторная деятельность организуется на добровольной основе для желающих и не подлежит оценке со стороны педагога, который сам может в ней участвовать вместе со студентами, но учитывается на соответствующем факультете или кафедре для более адекватной оценки качеств учащихся. Виды внеаудиторной работы определяются достигнутым уровнем активности и самостоятельности студентов. Для студентов, занимающихся внеаудиторной деятельностью, могут быть организованы управляемые или регулируемые педагогом виды деятельности: студенческая студия, мастерская, студенческое конструкторское бюро, студенческое научное общество и т.д. Внеаудиторная деятельность, инициируемая педагогическим коллективом или творческой активностью самих студентов, должна осуществляться на основе современных технологий, активных методов обучения и быть/стать важным элементом их профессиональной подготовки. Возрастание роли информационных технологий (ИТ) в профессиональной подготовке современного студента, как в области естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, способствует росту интереса к информационным технологиям и различным аспектам их применения. Появляется возможность использования средств ИТ для решения широкого круга исследовательских, учебных и внеучебных задач. Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализацию конкретных проектов. Внеаудиторная деятельность студентов с использованием информационных технологий способствует не только более качественной подготовке выпускников вуза к профессиональной деятельности в условиях интенсивно развивающейся информатизации общества, но и формированию информационной культуры будущего профессионала.

В настоящее время в некоторых вузах традиционной стала такая форма внеаудиторной работы как олимпиада [по информатике, математике, экономике, психологии и другим дисциплинам, конференции по разработке и использованию современных информационных технологий в различных предметных областях, участие в выполнении научно-исследовательских работ, работа в студенческих конструкторских бюро, работа в тренинговых классах, участие в смотрах студенческого компьютерного творчества и др.]. При этом все проводимые мероприятия обязательно учитывают специфику, имеют большой обучающий эффект и вызывают значительный интерес и высокий уровень профессионально-познавательной активности студентов. Цели и задачи такой внеаудиторной работы организаторами (студентами и преподавателями кафедры) могут быть сформулированы следующим образом:

  • формирование и развитие навыков творческих подходов к решению профессиональных задач;
  • знакомство студентов с использованием средств IT в различных областях науки, техники, практики и в организации образовательной деятельности;
  • формирование информационной культуры студентов;
  • объединение усилий молодых людей для более глубокого изучения аспектов информатизации общества и образования.

Одним из важных видов развития и активизации внеаудиторной деятельности студентов является участие в работе Студенческого научного общества (СНО). В рамках деятельности такого научного общества осуществляются научно-исследовательские работы студентов (НИРС), ориентированные на реализацию исследовательских проектов, средством выполнения которых часто являются информационные технологии. В качестве основных направлений деятельности научных обществ студентов по освоению и использованию современных ИТ можно выделить следующие:

  • изучение существующих программных продуктов компьютерной поддержки будущей профессиональной деятельности;
  • освоение средств дизайна (WEB-дизайн, компьютерная графика и т. д.);
  • изучение языков и средств программирования и их использование в соответствующих проектах;
  • изучение технологий Internet;
  • изучение и применение технологий проектирования и поддержки информационных систем;
  • освоение мультимедийных технологий;
  • участие в выполнении научно-исследовательских работ.

Отметим появление такого нового термина как информационно-образовательная среда вуза (ИОС) или интегрированная среда информационно-образовательных ресурсов (электронные библиотеки, обучающие системы и программы), программно-технических и телекоммуникационных средств, правил ее поддержки, администрирования и использования, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационную поддержку и организацию учебного процесса, научных исследований, профессиональное конулътирование обучающихся. Основным структурным элементом, обеспечивающим и реализующим учебный процесс вуза, является кафедра, поэтому основным элементом ИОС является виртуальное представительство кафедры. Виртуальное представительство кафедры — информационные базы, содержащие электронные каталоги, электронные образовательные ресурсы, обучающие системы, виртуальные лаборатории и практикумы, программные комплексы, реализующие типовые наборы сервисных образовательных услуг, взаимодействие с ИОС других кафедр вуза, защиту ресурсов, типовой интерфейс и навигацию, обеспечивающие поддержку учебного процесса по дисциплинам кафедры через корпоративную сеть вуза. Базовая структура здесь определяется унифицированным учебно-методическим комплексом (УМК), на основе которого создается электронный УМК.

ИОС вуза реализуется с использованием web-технологий и отвечает требованию открытости. Централизация методического и программного обеспечения (информационно-образовательных ресурсов), с одной стороны, и широкий доступ к представленным знаниям с помощью корпоративных средств телекоммуникации, с другой стороны, позволяет оперативно обновлять и развивать содержание обучающей среды в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Очевидно, что создание информационно образовательной среды вуза интегрирует накопленные в вузе научно-методический и кадровый потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры системы образования. Являясь одновременно рабочей средой студента и педагога, ИОС позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность. Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

Итак, современный образовательный процесс в вузе все больше и больше опирается на цифровые и телекоммуникационные технологии. Вузы сегодня не только создают компьютерные аудитории для тестирования и пр. — появляются лаборатории, в том числе, и виртуальные, где студентам и педагогам предоставляется возможность использования интерактивных современных учебных и научно-методических комплексов, основанных на информационно-коммуникационных технологиях, обучение студентов методикам создания программного обеспечения учебного и научного назначения для различных областей науки; формирования точного представления о межпредметных связях и общенаучных категориях. Заметим: хорошо отработанная система виртуальных лабораторий в существенной степени компенсирует отсутствие прямого контакта с лабораторным оборудованием за счет использования широких возможностей виртуальных установок или приборов. Разработка и внедрение подобного позволит перейти на новую ступень преподавания, существенно расширив диапазон учебных задач и обогатив их современным содержанием.

Перечисленные примеры применения IT-технологий в процессе обучения подразумевают и просто гигантскую вариативность их использования в силу стремительного развития данных технологий. Так что, видимо, одной из отличительных чертой современного этапа развития образовательной системы является и качественная модернизация всех основных ее компонентов.

Ключевые слова: Обучение, информационные технологии, Образование
Источник: Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. - Изд. 2-е, стер. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Компетентностный подход
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Социально-педагогическая поддержка
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Компьютер и единая информационная образовательная среда в вузе
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Электронный учебник: понятие, история, применение и классификация
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Средства обучения
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Возникновение и содержание концепции непрерывного образования
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Виды обучения и их характеристика
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Цели, задачи, функции и принципы обучения
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Оставить комментарий