Социально-педагогическая поддержка

Анализ современных научных исследований по проблемам педагогической поддержки позволил сделать вывод, что педагогическая поддержка рассматривается учеными как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, его самоопределение и самореализацию, в процессе образования; ориентированная на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом, психологическом и физическом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности. Педагогическая защита требуется ребенку, когда он не осознает опасности и, следовательно, предполагает активное вмешательство педагога для ее устранения или осознания воспитанником.

Педагогическая поддержка характеризует помощь ребенку в процессе индивидуализации. Социально-педагогическая поддержка ребенка может быть рассмотрена в аспекте помощи ребенку в процессе не только социализации, но и самосовершенствования. Общим для этих двух педагогических феноменов является оказание помощи ребенку, а также пространство взаимосвязи процессов индивидуализации и социализации. Социально-педагогическая поддержка имеет ряд особенностей. Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, — это социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.

Л. А. Беляева и М.А. Беляева, рассматривают социально-педагогическую деятельность как «способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды - с другой». Особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание социально-педагогической помощи детям, называется социально-педагогической поддержкой (Л.Я. Олиференко).

Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога (Н.А. Соколова). Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (Л.Я. Олиференко и др.), другие - для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка (Р.А. Литвак и др.), третьи -для помощи в процессе самореализации (Н.А. Соколова). Однако социально-педагогическая поддержка может рассматриваться и как помощь со стороны педагога и привлеченного сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного саморазвития в процессе социализации и духовного самосовершенствования.

В понятии «социализация» важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т. е. успешно самореализуется в обществе. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенку - педагогов в широком смысле (родителей, учителей, врачей, социальных педагогов, общественных организаций и лиц и т.д.). Причем важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения интересов и возможностей, данных от природы, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих талантов и способностей. Самореализация в контексте данной работы рассматривается как возможность раскрытия своих индивидуальных способностей, развития личностных качеств на основе духовных ценностей через разнообразие видов и форм деятельности.

Итак, социально-педагогическую поддержку можно рассматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и качеств в процессе социализации и духовного самосовершенствования личности.

Компоненты социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов, а также мировоззренческого компонента как ведущего.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на организацию процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка. Он решает следующие задачи: участие в разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки (методические и психологические службы), организация повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга, материально-техническое обеспечение процесса, установление внешних связей с социокультурной средой города. В основе этого компонента решение проблем внутренней и внешней интеграции. Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий структурных подразделений учреждения для разработки программы развития, ориентированной на социально-педагогическую поддержку ребенка, в создании на основе интеграции детских коллективов (школы, студии, ансамбли и т.п.). Внешняя интеграция заключается в установлении постоянного взаимодействия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях достижения учреждением целей социально-педагогической поддержки. Вариативность состоит в возможности наличия вариантов разработки программы развития, внутренней структуры учреждения в зависимости от ее целей. Диагностико-проектировочный компонент ориентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, обеспечивающей успешность процесса социализации школьников. При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности. Под проектированием - деятельность педагога по созданию проекта, представляющего собой прообраз предполагаемого объекта, состояния. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, диагностика дает педагогу прямой материал для разработки программы деятельности, с другой - ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.

Интегративность на данном этапе заключается в интеграции видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), интеграции видов диагностик (социологической, психологической, педагогической), интеграции деятельности психологов, педагогов, методистов с деятельностью ребенка по его диагностике и определению индивидуального пути социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных вариантов деятельности исходя из потребностей ребенка. На диагностическом этапе проводится несколько исследований (социологических, психологических, педагогических), позволяющих впоследствии определить содержание, формы и методы работы с детьми. Таким образом, этот компонент ответственен за изучение потребностей, способностей, возможностей ребенка, а также за процесс их самопознания, результатом которого становится выбор индивидуально-коллективного пути развития в форме индивидуальной или групповой программы, на содержание которой ребенок имеет право влиять исходя из своих познавательных и творческих потребностей.

Мировоззренческий компонент - развитие гуманной этической позиции субъектов среды, в том числе доброты, эмпатии, толерантности, готовности прийти на помощь другому, эстетического восприятия жизни и деятельности. Мировоззрение детей активно формируется и развивается в процессе деятельности. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире; и мировосприятия, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.

Мировоззрение всегда связано с чувственными отношениями, т.е. ощущением удовлетворенности или неудовлетворенности окружающей реальностью. Поэтому может возникать пессимистическое или оптимистическое мировоззрение, догматическое, или скептическое. Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды всегда складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции. Известно, что мировоззрение может формироваться стихийно, и тогда мы говорим об обыденном мировоззрении, под влиянием религиозных учений (религиозное мировоззрение), на основе специально организованного освоения научных знаний (научное мировоззрение).

Но сейчас появилось понятие гуманистическое мировоззрение в связи с осознанием глобальных проблем человечества: социальная несправедливость, экологические катастрофы, экономический глобализм и многое другое. Проблема человека, его взаимоотношений в условиях научно-технического прогресса, духовного развития являются ведущими для развития гуманистического мировоззрения.

Для устойчивого развития общества необходимо прежде всего обеспечить условия существования, бытия как самого общества людей, так и окружающей среды. Необходимо познавать не только мир, но и последствия его преображения под обратным воздействием сознания, ставшего планетарным явлением.

Гуманистическое мировоззрение характеризует ценности человеческой жизни, развитие гуманного отношения к людям, их культуре и окружающей природе, и соответственно, умение строить отношения с людьми, уважительное и бережное отношение к растительному и животному миру, умение ценить и оберегать культуру, отраженную в архитектуре, живописи, произведениях писателей, поэтов, национальных традициях и т.д. Современная школа, призванная развивать гуманистическое мировоззрение, должна помочь подростку увидеть взаимосвязь индивидуальных и общественных целей развития.

Однако некоторые педагоги старшего поколения продолжают транслировать цели, взгляды, образ мыслей советского периода (равные условия жизни, коллективные ценности, общественные интересы выше личных). Молодые педагоги, чье мировоззрение формировалось в перестроечный период и 90-е годы, активно отстаивают идеи и ценности капиталистического общества (индивидуализм, приоритет материальных ценностей и т. д.). В настоящее время необходимо вернуться к идеям ученых, которые говорили о духовных ценностях как основы воспитания (С.И. Гессен, И.А. Ильин, К.Д. Ушинский и др.).

Мировоззренческий компонент включает: духовно-ценностную и эстетическую деятельность, этикет сообщества, направленных на формирование мировосприятия; а также познавательную и социализирующую атмосферу, направленных на формирование миропонимания, которые реализуются в деятельности и общении в урочное и внеурочное время.

Духовно-нравственная деятельность. На уроках истории, литературы, религоведения, биологии и других предметов, в процессе лекций, бесед, дискуссий происходит осмысление нравственных поступков и духовного поиска исторических личностей, литературных героев, ученых, тем самым постепенно формируются духовные ценности.

Во внеурочное время организуется совместная деятельность по благоустройству школы, помощи престарелым, малышам, инвалидам, защите птиц, животных, деревьев, водоемов. Ребята участвуют в очистке парков и лесных зон от мусора, заботятся о детских площадках, скульптурах, архитектурных памятниках, своих домах. Ребята участвуют в обсуждении проблем современного общества с его конфликтами и катастрофами, стремятся к определению их причин и способов разрешения. Участвуют в выработке правил жизнедеятельности, в основе которых лежит помощь слабым, новеньким, забота о них, культурные взаимоотношения мальчиков и девочек и т.д.

Следующее направление - эстетическая деятельность.

Эстетическая деятельность осуществляется в материально-предметной сфере, в облагораживании внешнего облика ее субъектов, в процессе освоения произведений искусства. Она должна быть привлекательной и многообразной, постоянно находиться в творческом развитии. Материально-предметная сфера эстетической деятельности - это со вкусом оборудованные помещения, ее оформление. Важно чтобы объекты помещений стали объектами постоянного творческого воспроизводства, стимулирования художественного восприятия, развития эстетических чувств, вкуса, оценивания, творческого преобразования.

Внешний облик субъектов среды формируется прежде всего через личность педагога, который создает условия для детского творчества, способствует творческому развитию школьников, совместному и индивидуальному постижению эстетических свойств и образно-смысловых контекстов эстетического и художественного творения, развивая творческое сознание и творческое воображение (Л.П. Печко).

Педагог совместно с детьми рассматривает особенности моды, стиля одежды, рассматривает понятия «эстетического вкуса» и «безвкусицы», стремится демонстрировать эстетику своей одежды. Вопросы внешнего вида могут возникать и в учебное время, при обсуждении обликов литературных героев, на уроках МХК при изучении произведений искусства. А также во внеурочное время - во время дискуссий на классных часах о моде, ее направлениях, перспективах развития; в клубах общения, художественных кружках.

Эстетическая деятельность должна быть важным фактором гармонического, мажорного стиля взаимоотношений педагогов, школьников и их родителей. Окрики, брань со стороны учителя, а затем призывы к уважительному, гуманному, эстетическому общению школьников, вызывает у последних только обратную реакцию - неприятие эстетических норм взаимодействия, лживость и нежизнеспособность.

Эстетическая деятельность призвана обогатить учащихся способами вхождения в эстетическую культуру человечества. Поэтому разнообразие художественных кружков, клубов, студий (фитодизайн, фэн-шуй, дизайн-студия, ИЗО-студия, мастерская художественной ковки, скульптурная мастерская, мастерская резьбы по дереву, бисероплетение и многие другие), создают условия для стимулирования творческого и эстетического восприятия жизни, тем самым способствуют развитию духовных ценностей как барьера, защиты от низменных желаний и поступков личности. Этикет - это не только правила культурного поведения, но и осознание его сущности как стремление личности не доставлять другому неудобства и оказывать помощь. Школьный этикет включает педагогический и ученический этикет, охватывает аспекты внешнего вида, речевого этикета, манеру поведения. Школьный этикет формируется на специально организованных занятиях в учебное время, на классных часах (тренинги, дискуссии, игры), в практической жизнедеятельности субъектов школы, в процессе общения, а также путем введения, осмысления и использования норм этикетного поведения, закрепленных в правилах для учащихся, уставе и законах школы.

Создание познавательной деятельности осуществляется на уроках при изучении научных теорий, фактов социальной жизни, общественно-политического развития в процессе активного включения школьников в их «переоткрытия», осмысления, осознания важности этого знания для себя (технологии мыследеятельностной педагогики, развивающего обучения, саморазвития и др.). Во внеурочное время - участие в предметных кружках и клубах, в проектной деятельности, в ученическом самоуправлении, взаимодействие с внешними учреждениями (другими образовательными учреждениями, центрами творчества, библиотеками, подростковыми клубами, вузами, общественными и государственными организациями и учреждениями), для участия в разнообразных конференциях, семинарах, акциях, играх.

Особенностями мировоззренческого компонента являются:

  • взаимосвязь духовных ценностей личности с семейными, социумными, региональными, государственными, общечеловеческими;
  • толерантность, т.е. поддержка права каждого иметь свою точку зрения;
  • перманентное обновление содержания и форм работы, поддерживающее школьников в развитии и саморазвитии нравственных, познавательных и эстетических способностей;
  • интегративность направлений и форм развития мировоззрения (изучение этикета на уроке и использование в практической деятельности влияет на развитие духовных качеств личности).

Интерактивно-коммуникативный компонент включает ребенка в познавательную, творческую деятельность, а также деятельность по решению личностных проблем, способствующую его успешной социализации.

Этот компонент предполагает интеграцию разных видов деятельности ребенка (познавательной, творческой, коммуникативной); интеграцию внутренней среды учреждения образования с внешней социокультурной средой (высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями и т. п.) для организации исследовательской, творческой работы школьника; интеграцию деятельности педагога, психолога, методиста. Вариативность проявляется в выборе форм, технологий деятельности педагога и ребенка.

Задача педагога заключается в организации процесса деятельности. Содержание, формы, методы образовательного процесса зависят от его направления. Однако есть общие аспекты: практико-ориентированный характер (преобладание в общем объеме времени практических занятий); личностно-ориентированный характер (определение содержания, форм, методов воспитания исходя из интереса ребенка); разнообразие форм занятий (деловые, ролевые игры, экскурсии, занятия-диспуты, дискуссии, лабораторные, практические занятия в архивах, мастерских, творческих студиях и т.п.), праздников, и иных мероприятий; отсутствие оценочной системы. Педагог в образовательном процессе выступает как старший, опытный коллега, консультант, партнер в совместной деятельности, что определяет необходимость организации воспитательного процесса с преобладанием индивидуальных и групповых форм работы. Таким образом, содержание интерактивного компонента состоит в осуществлении практической деятельности при поддержке педагога через создание продукта самостоятельной работы в избранной им сфере науки, культуры, искусства.

В общении и коммуникации утверждаются гуманные и равноправные отношения между взрослыми и детьми, гуманные, гармонического стиля отношения, основанные на взаимном интересе, уважении к чужому мнению, договоре, демократических принципах, цивилизованном (правовом) решении конфликтных ситуаций.

Интерактивно-коммуникативный компонент социально-педагогической поддержки реализуется и в совместной деятельности по оказанию помощи ребенку в решении его проблем.

Рефлексивно-аналитический компонент состоит в анализе результатов социально-педагогической поддержки детей на четырех уровнях -деятельности ребенка, коллектива учащихся, педагога, учреждения, по итогам которого определяется программа коррекционных мер.

Оценивая деятельность ребенка, социальный педагог определяет результаты его познавательной, творческой деятельности посредством выявления уровня социально-личностной компетентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Социальный педагог помогает ученику провести анализ собственной работы, что позволяет развивать рефлексию и самокоррекцию личности.

Анализ деятельности коллектива учащихся осуществляется как самостоятельно социальным педагогом путем анкетирования, беседы, наблюдения, так и самим коллективом учащихся, которые в процессе обсуждения не только оценивают свою работу, но и вносят коррективы и предлагает перспективы дальнейшего развития.

Содержание деятельности педагога в рамках этого компонента заключается в анализе и самоанализе степени реализации целей образовательной программы, динамики собственного профессионального развития и, исходя из этого, в определении путей коррекции своей деятельности. На уровне учреждения анализируются результаты реализации программы развития, образовательной, целевых программ; деятельности методической и психологической служб по повышению профессиональной компетентности педагогов, по разработке и реализации программы мониторинга, его инструментария (экспертиза образовательных и воспитательных программ и т. п.). Определяются проблемы, разрабатывается система мер коррекционных мероприятий.

Главными задачами в деятельности современного педагога являются обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка, поддержка в решении жизненных проблем, защита его достоинства и прав. А. С. Макаренко в своих работах указывает на необходимости соблюдения дисциплины, введения законов о защите слабых, младших, «новеньких», учить детей саморегуляции, оптимизму.

Такой подход созвучен с нашими представлениями о социально-педагогической поддержке ребенка в коллективе.

Нормативно-правовой компонент - определение прав ребенка в соответствии с законодательной базой самого образовательного учреждения, правового положения в школе как учителей, родителей, так и учеников; владение нормативно-правовыми документами разного уровня - от законов до распоряжений и приказов на уровне образовательного учреждения, направленных на защиту прав ребенка; просвещение детей об их правах и обязанностях, организация процесса нормотворчества в образовательном процессе, просвещение педагогов и родителей; отстаивание прав ребенка в судебных органах.

Содержание и механизмы развития социально-педагогической поддержки

Итак, социально-педагогическая поддержка необходима ребенку в процессе социализации и духовного самосовершенствования для успешной самореализации. Механизмами самореализации выступают процессы самопознания и творчества, которые также нуждаются в педагогическом сопровождении. Самопознание и творчество - это и сферы социализации, обеспечивающие активность процесса самореализации. Рассмотрим аспект самопознания.

Самопознание - объективный психический процесс познания человеком самого себя, своих внешних и внутренних характеристик, особенностей своего взаимодействия с самим собой, с внешним миром и другими людьми. Самопознание является когнитивной составляющей самосознания личности, связанной с переживаниями и эмоционально-ценностным отношением к себе.

Подробный анализ теоретических и экспериментальных исследований позволяет утверждать, что самопознание личности может активизироваться в условиях интроспективного уединения (В. Вундт, Н.Я. Грот, Т. Липис, Э. Цветков и др.); общения, включая аутокоммуникацию (Б.Г. Ананьев, А. Л. Бодалев, Л.11. Гримак и др.); активной предметной, творческой, когнитивной деятельности и социального взаимодействия (Л. Пфендер, С.Л. Рубинштейн, В. В. Столин и др.). Необходимыми условиями активизации самопознания, по мнению большинства практико-ориентированных авторов (А.В. Мудрик, Б.М. Мастеров, И.С. Кон, В.А. Петровский, Г. А. Цукерман и др.) являются: наличие интереса к собственной личности, определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития, самопринятие. Анализ философской литературы позволяет вычленить следующие функции самопознания в жизнедеятельности человека: самопознание как средство познания мира; самопознание как средство самосовершенствования; самопознание как условие адаптации к окружающему миру; самопознание как самоценная форма активности («самосозерцание»); самопознание («самоуглубление») как способ «ухода», защиты от мирских проблем. Философы и психологи считают кризис (противоречие) главным механизмом развития и саморазвития. Самопознание, в силу своей специфической двойственности, может служить условием, провоцирующим возникновение кризиса (проблемы). Одновременно самопознание является необходимым механизмом, обеспечивающим оптимальное и самостоятельное решение личностью значимых для нее проблем. Важнейшим условием оптимального выхода личности из кризиса является направленность самопознания на положительное самоотношение.

Являясь этапом концентрации кризисных изменении по всех сферах личности, отрочество становится сензитивным периодом активизации процесса самопознания. Особенности подросткового возраста: развитие самосознания и мотивационной сферы, изменение образа тела, расширение интеллектуальных способностей, конфликтность и ролевая дезадаптированность, противоречивость ценностных ориентации и другие обусловливают возникновение устойчивой потребности к самопознанию. Обобщая исследования Л.С. Выготского, В.И. Землянухина, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и педагогические наблюдения, среди особенностей подросткового самопознания можно выделить ряд противоречивых черт: актуальность потребности в познании самого себя при недостаточном владении способами и средствами самопо-знания; расширение интеллектуальных возможностей для получения большего объема информации о себе при отсутствии умения критического ее отбора; тяга подростка к общению со значимыми для информации о себе людьми и частое неприятие его референтной группой: острота протекания внутриличностных и межличностных проблем и вялая рефлексивость самопознания, самооценки. Эти и другие противоречия обусловливают востребованность педагогически грамотной помощи подросткам со стороны взрослых (Т.А. Мерцалова).

Педагогическое сопровождение самопознания школьников реализует четыре функции:

  • Мотивационная функция: помощь подростку в осознании потребности в самопознании, развитие этой потребности, ориентация мотивационной сферы самопознания школьника на цели самореализации.
  • Информационная функция: трансляция школьнику необходимых ему знании о человеке, о мире и системе взаимодействия с ним с акцентом на соотнесенность полученных знании с собой; адаптация этой информации для адекватного восприятия ее подростком.
  • Технологическая функция: предоставление школьникам технических и дидактических средств самопознания, обучение методикам их выбора и использования, формирование у подростков умений и навыков необходимых для адекватного самопознания.
  • Реабилитационная функция: выявление необходимости помощи подростку в процессе самопознания; оказание помощи в устранении негативных последствий самопознания: обучение школьника навыкам саморегуляции и самореабилитации (совокупность способов и форм восстановления энергетического баланса организма, психического равновесия, эмоциональной стабильности); создании атмосферы помощи и поддержки.

Педагогическое обеспечение самопознания школьников определяется как личностно-ориентированная педагогическая технология, представляющая собой систему методик социально-педагогической поддержки, направленных на оптимальное и максимально естественное осуществление ребенком познания себя, способствующего свободному и самостоятельному развитию его личности.

Цель педагогического обеспечения самопознания - оказание социально-педагогической поддержки и, тем самым, создание условий для осознания и реализации школьником потребности в познании самого себя. Следующий механизм социально-педагогической поддержки -педагогическое сопровождение процесса развития творчества личности. А это в результате становится сотворчеством педагога и ребенка. Организация сотворчества со стороны педагога является эффективным средством социализации.

Если мы говорим о помощи ребенку в процессе социализации, то тогда сущность социально-педагогической поддержки заключается в сопровождении процесса сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия самореализоваться, раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество. Совместная работа педагога и воспитанников может протекать на трех уровнях: выполнение заданий по поручению педагога или лидеров детского коллектива, затем на уровне сотрудничества (коллективная деятельность на основе общих интересов, совместно принятых целей, ожидаемых результатов, способов работы). Высшим уровнем взаимодействия является сотворчество.

Термин «сотворчество» имеет две смысловые части - приставку «со» (означающую общее совместное участие в чем-нибудь) и самостоятельное понятие «творчество», которое в своем определении имеет ключевые слова -«деятельность», «общение» и «мышление».

Потребность в творчестве присуща только человеку, обладающему необходимым интеллектуальным потенциалом, знаниями, умениями, навыками преобразующей деятельности, направленностью и волей. Творчество существует везде и всегда, где человек воображает, комбинирует и создает что- либо новое, писал Л.С. Выготский. Процесс становления личности, в ходе которого индивид усваивает, перерабатывает и по-своему воспроизводит общественный опыт, ценности, нормы, отношения, проявляя собственную субъектную позицию, определяется как социализация. Л.И. Божович утверждала, что стержнем социализации личности является ее мотивационная сфера, ключевой характеристикой которой является направленность.

Одной из разновидностей направленности личности, пишет С.В. Евтушенко, является креативность, - буквально «творческость» - творческая направленность, формируемая при определенных условиях на основе развития мировоззрения, духовных ценностей, творческих способностей, делающая человека пионером науки, искусства, техники, лидером. Креативность является мощным фактором социализации, определяет развитие субъектной позиции, характеризующейся такими чертами, как увлеченность и целеустремленность, самостоятельность и стремление разделить творческий успех, принести пользу людям, ответственность и инициативность, стремление к сотрудничеству и чувство общности, желание и готовность привлечь и повести за собой сверстников.

Проблеме сотворчества посвящены труды Е.Н. Ильина, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.М. Позднякова, Е.С. Полат, Ю.В. Сенько и др. Идеи и концепции познавательной, творческой активности, самостоятельности субъектов образовательной деятельности раскрыты в работах Г.С. Батищева, Д.Б. Богоявленской, П.Я. Гальперина, Р.М. Грановской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Н.И. Рейнвальда, Т.И. Шамовой и др.

Проблема сотворчества субъектов образовательного процесса рассматривается в контексте проблематики коллективной деятельности, осуществления совместной проектировочной деятельности педагога и обучающихся, средств коммуникации, методик активизации творческой деятельности.

Творческому взаимодействию субъектов образовательной деятельности свойственны такие признаки как: гуманистичный, со-бытийный, сотруднический, со-причастностный, понимающий характер. Поэтому можно выделить основные компоненты сотворчества как деятельности: сотрудничество (совместный труд, работа), со-бытие (субъект-субъектные взаимоотношения, принятие общих идей и ценностей, взаимосвязь разных субкультур), со-чувствие (эмпатия). Факторами сотворчества выступают: наличие творческих способностей у педагога и их формирование у воспитанника, наличие творческой идеи, цели деятельности и ожидаемого результата, смыслотворчество, творческая активность участников взаимодействия и т. п.

Сотворчество формируется при условии внутренней и внешней активности личности в процессе взаимодействия с другими и социумом.

Человек, стремящийся к саморазвитию, оказывает влияние на актуализацию потребности в самодвижении у другого в процессе их совместной деятельности. Педагог в процессе сотворчества как феномен межличностного взаимодействия будет оказывать непосредственное влияние на формирование духовного самосовершенствования воспитанника и его успешной социализации в процессе самореализации.

Ребенок самореализуется постоянно, однако каждый возрастной период имеет свою специфику. У младших школьников самореализация связана с успешным выполнением разовых поручений, материализацией сиюминутных творческих и трудовых замыслов на нравственной основе. У подростков - с успехами в межличностных отношениях со сверстниками, поиска своей индивидуальности, своего сущностностного Я. У старшеклассников - с выбором профессионального и жизненного пути, в соответствии с духовными ценностями.

Итак, механизмами социально-педагогической поддержки являются: процесс самопознания, сотворчества (творческое общение и деятельность), которые направлены на социальное развитие и духовное самосовершенствование ребенка.

Социально-педагогическая поддержка имеет следующие виды: социальная, материальная, психологическая, физическая.

Социальный вид социально-педагогическая поддержки предполагает:

  • оказание помощи ребенку в установлении дружеских контактов, освоению способов бесконфликтного взаимодействия, договорных отношений;
  • принятию норм и правил жизнедеятельности коллектива и законов общества;
  • развитию интеллектуальных, эстетических, этических способностей;
  • развитию качеств и черт характера, необходимых для полноценной жизнедеятельности, в процессе организации коллективной трудовой и творческой деятельности, нормотворчества (коллективная разработка правил и законов жизни коллектива и их поддержание) и т. д.

Материальная социально-педагогическая поддержка характеризуется как:

  • оказание материальной помощи детям из неблагополучных и малообеспеченных семей;
  • воспитание уважения к материальным ценностям;
  • организация хорошо оборудованного пространства для образовательно-воспитательных целей.

Психологическая социально-педагогическая поддержка - это совокупность способов и мер, которые направлены:

  • на оказание помощи в психологической стабилизации личности; избавление от комплексов, развитие психологической защищенности;
  • на поддержание положительных эмоций, оптимистического взгляда на мир;
  • на развитие психологической устойчивости личности;
  • на развитие творческой активности личности, способности понять и раскрыть себя, развивать свою Я-концепцию, защищать свою уникальность.

Обеспечение психологической социально-педагогической поддержки включает:

  • действия, направленные на психологическую стабилизацию личности, на успешное преодоление и прекращение негативных, травмирующих ребенка переживаний;
  • использование новых способов воспитательных воздействий, нового уровня отношений, создание определенных условий для воспитанников в связи с переходом их от одного этапа психического развития к другому, т.е. с появлением новых психических особенностей личности;
  • создание атмосферы защищенности в микросоциальной среде; индивидуальную работу по созданию состояния покоя на фоне релаксации, положительной эмоционально насыщенной обстановки.

Физическая социально-педагогическая поддержка - это:

  • помощь ребенку в своевременном выявлении заболеваний (диспансеризация, индивидуальное обследование, наблюдение) и направлении на лечение;
  • помощь в овладении основами физической культуры (физические упражнения, спорт, туризм, методы закаливания организма, методы релаксации, массажа и самомассажа);
  • помощь в овладении способами защиты в случаях природных катаклизмов, опасности материальных объектов путем теоретических и практических занятий на уроках биологии, ОБЖ, во время турпоходов, экскурсий, во внеклассных мероприятиях, использовании здоровье сберегающих технологий в работе.

Современная педагогика должна исходить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами духовной и социальной самореализации.

Основаниями для классификации социально-педагогической поддержки являются:

  • по способам организации деятельности: индивидуальная (психотерапевтические беседы), коллективная (занятия, тренинги, игры, праздники, клубы, студии, экскурсии и т.д.), общешкольная (система поддержки в школе, например, создание психологической службы помощи);
  • по направлениям воспитательной работы педагога: познавательное (помощь в учении: консультации, факультативы, ученическое наставничество); эстетическое (помощь в освоение этикета, эстетическое оформление класса, экскурсии), физическое (поддержка здоровья школьников -физкультминутки, спортивные игры, занятия спортом в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами, беседы, дискуссии о здоровом образе жизни, наличие спортивного инвентаря и площадок), трудовое (самообслуживание, забота о пришкольном участке), шефское (помощь младшим школьникам, престарелым жителям микрорайона: игры, праздники, трудовые акции), творческое (игры, праздники, театрализация и т.д.).
  • по основным сферам жизнедеятельности ребенка: блок «Здоровье»: диагностика, помощь в оздоровлении, развитие здоровья школьников, общешкольная программа помощи в оздоровлении школьников; блок «Общение»: помощь в решении проблем в общении школьников, психотерапевтические беседы и консультации, помощь в разрешении конфликтов; блок «Учение»: оказание помощи конкретному ребенку в учении, дополнительные занятия, факультативы; блоку «Досуг»: помощь школьникам в подборе клуба, кружка, секции);
  • по методам воспитания - методы социально-педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера; методы социально-педагогической поддержки развития духовных и нравственных чувств, направленных на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины.

Важно выделить группы детей, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке в процессе социализации. Остронуждающиеся - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с девиантным поведением, дети проблемных семей, одаренные дети. Однако поддержка необходима и детям группы «норма», которые попадают в процессе жизнедеятельности в сложные (трудные) ситуации и, не имея социального опыта, испытывают личностные проблемы и трудности в нахождении адекватных способов их разрешения в процессе развития.

Основными функциями социально-педагогической поддержки являются:

  • развивающая (оказание помощи в социальном развитии и духовном самосовершенствовании);
  • стабилизирующая (остановка негативных переживаний, ухудшения физического и психического состояния здоровья);
  • корректирующая (деятельность, направленная на оказание помощи и поддержки).
Ключевые слова: Обучение, Образование
Источник: Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Материалы по теме
Технические средства обучения и наглядности, IT в современном образовании
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Компетентностный подход
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Педагогическая инноватика: образование и инновации
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Цели и задачи образования
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Роль обучения и воспитания в психическом развитии
Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Методы учебной деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Смена образовательной парадигмы
Безрукова В.С., Педагогика
Учебная мотивация: сущность, источники, классификация, характеристика, функции
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Оставить комментарий