Сущность и структура процесса профессионального воспитания

Современные представления о сущности и структуре профессионального воспитания будущего специалиста прочно связаны в гуманитарных науках с утверждением культурно-антропологического подхода. Такой подход дает понимание значимости и ценности личности человека как созидателя, как творца не только того, что его окружает, но и своей собственной судьбы. Человек не просто носитель неких социально-профессиональных функций – он движущая сила в развитии человеческой культуры. При всей значимости каждой конкретной профессии, которую получает человек, принципиально важно быть личностью, достигшей высокого уровня общей и профессиональной культуры, имеющей широкий кругозор, разносторонние интересы, способной понимать других людей, соотносить свои желания и намерения с их стремлениями и планами, доказывая это собственными поступками и отношением к ним. Эти качества особенно необходимы для представителей социальных профессий, т. е. для тех, кто имеет дело с человеком, кто профессионально ориентирован на взаимодействие с другими людьми.

Культурно-антропологический подход исходит из целостного представления о личности будущего специалиста, его месте и роли в системе культуры. Основная идея культурно-антропологического подхода состоит в том, что будущий специалист – это не только субъект культуры, но и ее объект, что он одновременно является ее продуктом и ее творцом. Студент вуза, учащийся колледжа или лицея прежде всего сам осваивает общую и профессиональную культуру, сложившиеся культурные представления и ценности, и уже потом приступает к созидательной деятельности, преобразованию окружающего мира, обогащению и приумножению культурных достижений своего народа (этноса). С этой точки зрения для общества очень важно то, какую культуру представляет будущий специалист, поскольку от этого зависит будущее культуры данного общества. Культурная антропология позволяет лучше понять основные закономерности, условия и механизмы становления «человека культурного», логику реализации им своего творческого потенциала.

Культурная антропология ориентирует на целостное понимание человека, акцентируя внимание на его ключевой характеристике – эстетической. «Цельный человек, – по мнению М. М. Бахтина*, – есть продукт эстетической точки зрения, только ее одной, ибо познание индифферентно к ценности и не дает нам конкретного единственного человека, и этический субъект принципиально не един (собственно этическое долженствование переживается в категории Я)». В духовной сфере человека ключевая ценность эстетического – это понятие «Красота», оно преодолевает объективную ограниченность познания (истины), но, выступая их системным свойством, существует как их точка пересечения. Поэтому «Красота – всегда символ Истины, Добра и других ключевых ценностей культуры, она определяет собой их гармоничную целостность. В силу этого Красота выступает системообразующим и смыслообразующим началом всей системы человеческих ценностей». Эстетическое в данном контексте означает несколько большее, чем его привычное толкование, – за ним кроется всё, чувственно воспринимаемое, переживаемое как таковое, порождающее образное осмысление окружающего мира и ценностное отношение к нему. Человеческое существование, экзистенция есть переживаемое бытие личности. Однако, если воспитание не привнесло в человеческие чувства и влечения эстетическую утонченность, изящность, одухотворенность, они становятся отправной точкой для самых разрушительных и самоуничтожающих деяний личности. Гарантией против этого саморазрушения, грубых и необдуманных действий могут быть только хороший вкус, чистота помыслов, высота и благородство поступков. Они коррелируют** с главным, что определяет содержание и характер отношений человека с внешним миром, – с его ценностными ориентациями и идеалами. Если в сферу личностно-значимых ориентации будущего профессионала попали профессиональные ценности и идеалы, студент неизбежно должен соотносить с ними свои действия, «просчитывая» возможные их последствия, прогнозируя их возможный результат. Эмоциональная культура, утонченность чувствований, глубина и полнота переживаний, испытываемых студентом,наполняют эти отношения особой одухотворенностью, человеколюбием, душевным теплом. В этом случае многие важные личностные качества – забота, участие, милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, искренность, благородство, любовь, уважение к другому человеку, интеллигентность – обязательные черты стиля профессиональной деятельности специалиста,его ключевые, «знаковые» признаки.

Важной составляющей профессионального воспитания студентов становится задача их психологической подготовки, адаптации к вхождению в особую социокультурную среду профессиональный коллектив. Как правило, такой коллектив живет в особых, специфических обстоятельствах, – своеобразие ценностно-целевых приоритетов, норм и стандартов поведения, внутриколлективных, межличностных отношений, морально-психологическая атмосфера, характер и содержание выполняемой деятельности – все это оставляет отпечаток на ощущения, переживания, жизненные цели, стремления, перспективы личного бытия человека, наполняя конкретным содержанием, смыслом и его понимание личного счастья. Профессиональная деятельность занимает много времени, и мера удовлетворения этой деятельностью существенно влияет на самоощущение, на степень творческой самореализации человека.

Эмоциональная близость в коллективе, общность понимания профессиональных ценностей, этических норм, принципов – все это хорошие предпосылки для утверждения здорового микроклимата в нем, благоприятной морально-психологической атмосферы, содействующих достижению высоких целей и значительных результатов коллективного труда. Профессиональное сообщество, профессиональный «цех» в данном случае – комплекс важных морально-психологических обстоятельств, предопределяющих степень успешности (и соответственно личной удовлетворенности) от профессиональной самореализации специалиста. Вхождение студентов в такое профессиональное сообщество требует от них эмоциональной и нравственной устойчивости, способности сознательно противостоять негативным тенденциям в жизни коллектива, искаженным нормам и стереотипам, складывающимся в общественном мнении. Профессиональное воспитание должно создавать предпосылки для сохранения здоровья специалиста, формирования в нем опыта организации здорового образа жизни, включения его в рекреационные виды деятельности, обеспечивающие восстановление и баланс физических и душевных сил. Годы студенчества, знакомство с образом жизни своих преподавателей должны вооружать будущего профессионала необходимым и очень ценным опытом, давать представление о том, как вести себя в ситуациях эмоциональных и физических перегрузок в профессиональной деятельности, как восстановить после них свои силы.

Профессиональное воспитание тесно связано со структурой и важнейшими составляющими профессиональной деятельности будущего специалиста и учитывает необходимые для ее осуществления личностные качества, практические умения и навыки – проектировочные, адаптационные, организационные, мотивационные, коммуникативные, познавательные, вспомогательные, а также навыки контроля и самоконтроля. С этой точки зрения чрезвычайно важны прикладные умения и навыки, деятельно-практические проявления личности студента, отражающие его отношение к реалиям профессиональной деятельности и своего собственного бытия.

О сложности такой задачи писал еще психолог Л. С. Выготский, подчеркивая, что всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к человеку.

Внимание к развитию эмоциональной культуры студентов обусловлено тем, что культура чувств включает в себя богатство и разнообразие переживаний; умение управлять своими чувствами, быть их господином, а не игрушкой слепых страстей; культура чувств предполагает так называемый эмоциональный резонанс – способность эмоционального отклика на события и явления окружающей действительности, на душевное состояние другого человека. Для любого человека (особенно для людей, готовящихся к профессиональной деятельности в социальной сфере) такая культура чувств оказывается профессионально необходимой, ибо она обеспечивает возможность получения ценной информации о тех, с кем человек взаимодействует. Чем разнообразнее собственный эмоциональный опыт, тем легче представить, понять, вообразить душевное состояние другого человека и даже «вчувствоваться» в него. Это и есть подлинный критерий культуры чувств.

Не менее важной стороной профессионального облика будущего специалиста, формируемого в учебном заведении, является восприятие им ценностей, идеалов, социальных и профессиональных стандартов и нормативов, обретенный будущим специалистом кругозор, эрудиция, выработанные на этой основе общечеловеческие и профессиональные убеждения, представления о должном, стиль и глубина мышления, опыт восприятия и оценки окружающего мира и себя самого в нем – все то, что в совокупности образует когнитивную* составляющую его профессиональной воспитанности. В процессе обретения системой профессиональных знаний будущим специалистом (при всей важности и ценности таких знаний) важно понимать, чтознания «прилагаются» к Человеку, что они важны и ценны лишь в «очеловеченном виде»: ценны не знания ради знаний, но нечто большее – сам человек, его духовный мир, его уникальность, его неповторимость. Становление человека – это процесс становления человеческого в человеке! Как проявляется, в чем предстает для людей человеческое? Это не только, а иногда и не столько знания, сколько «душа», внутренний мир человека, уникальность его личности, его творческие способности, его социальная и профессиональная биография.

Таким образом, именно сфера духовной, нравственно-эстетической культуры будущих специалистов оказывается в фокусе внимания, когда речь идет о сущности профессионального воспитания; именно поэтому профессиональное воспитание предстает как целостный процесс формирования личности студента, его мотивационно-нравственной сферы, его фундаментальных знаний, его духовной культуры; именно поэтому педагоги все чаще ориентируются на культурно-антропологическую модель организации профессионального воспитания будущего специалиста в учебном заведении.

Из детального анализа сущности педагогического процесса на основе системно-деятельностного подхода, логически следует вывод о том, что воспитательный процесс является подсистемой педагогического процесса; цели воспитательного процесса социально детерминированы; все его элементы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены; важнейшее условие возникновения воспитательного процесса – наличие субъекта и объекта воспитания, сознательно и целенаправленно взаимодействующих. Сущность, глубинный смысл воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности (В.А. Сластёнин). Таким «внешним», отраженным во «внутреннем», как раз и являются отношения личности. Мы имеем дело всегда с отношением, именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы, отмечал А. С. Макаренко.

Цели профессионального воспитания не могут быть достигнуты, если они не сообразуются с принципами воспитания, которые отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы, связанные с закономерностями воспитания, лаконично выражают основные идеи, на основе которых взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса и строится все профессиональное воспитание – его содержание, формы, методы, технологии. Охарактеризуем следующие принципы.

  • Принцип гуманистической направленности профессионального воспитания ориентирован на уважение личности, ее суверенитета, веру в ее творческие силы и возможности, на сотрудничество во взаимоотношениях между студентами, а также между ними и преподавателями; требует особого внимания к эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции «подлинно человечного» индивида; утверждает высшую (самодостаточную) ценность человека.
  • Принцип целостности образовательного и воспитательного процессов предполагает усиление (когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных и проявляющихся в практической деятельности) составляющих учебной работы и одновременно направленность внеучебной деятельности студентов на приобретение ими профессионально значимых знаний, умений и навыков.
  • Принцип демократизации процесса профессионального воспитания направлен на обеспечение демократических норм в освоении общей и профессиональной культуры студентами; развитие студенческого самоуправления во всех сферах жизнедеятельности учащейся молодежи; исключение единообразия, принуждения, формализации и искажения идей коллективизма из процесса профессионального воспитания.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации профессионального воспитания утверждает необходимость ориентации на конкретный, индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры будущего специалиста, отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в связи с особенностями реальных и номинальных групп студентов.
  • Принцип творческого начала в профессиональном воспитании – это приоритет разнообразной творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении будущих специалистов, совместная творческая деятельность преподавателей и студентов, отвечающая интересам и потребностям молодых людей.
  • Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности личности будущего специалиста – обеспечение подлинной целостности формирования его профессиональной воспитанности, его нравственно-эстетического отношения к действительности, к реалиям профессионального бытия.
  • Принцип последовательности и систематичности – это постепенное усложнение содержания и видов деятельности студентов от курса к курсу, профессионализация этой деятельности: от общекультурных и развивающих ее видов на младших курсах до профессионально ориентированных на старших. Систематичность воздействий означает не только их временную плотность, насыщенность, рациональное размещение во времени, но и связанность всех действующих факторов в стройную и сбалансированную систему, обеспечивающую максимальный воспитательный результат при оптимальных затратах, эффективном и гармоничном взаимодействии всех субъектов, исключающем дублирование, штурмовщину, неорганизованность. Важным показателем устойчивости системы является деловой, «незаорганизованный» стиль жизни учебного заведения.
  • Принцип цикличности – это сочетание содержания воспитания с динамикой морально-психологического состояния студентов, дифференциация осуществляемых воспитательных воздействий на массовые, групповые и индивидуальные, придающие воспитательному процессу характер циклов, сменяющих друг друга.
  • Принцип эстетики студенческой жизни – это обеспечение мажорного, жизнерадостного, оптимистичного стиля бытия студенческих коллективов, внедрение разнообразных студенческих и профессиональных традиций, праздников, фестивалей, форм организации коллективного досуга, здорового образа жизни студентов.
  • Принцип ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов обусловлен общественной природой большинства профессий, необходимостью отдавать людям свои знания, духовный опыт, физические и нравственные силы. Высокая степень самоотдачи специалиста в сочетании с пониманием им своей личной ответственности за судьбу каждого человека, его духовный и творческий потенциал могут быть сформированы на основе развития и закрепления у студентов способностей к сопереживанию, состраданию, соучастию в делах и жизненных ситуациях других людей.
  • Принцип эстетизации среды учебного заведения, формирования его этоса* – один из факторов, определяющих морально-психологическое самочувствие студента, стилистику его поведения и отношений, моделирование профессионального и человеческого образа его собственного Я.

Реализация целей, задач и принципов профессионального воспитания требует своевременного выявления и грамотного разрешения возникающих в этом процессе противоречий. Именно противоречия обеспечивают поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным.

С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности. Противоречия профессионального воспитания можно дифференцировать на внешние и внутренние: внешние противоречия обусловлены совокупностью обстоятельств, условий учебно-воспитательного процесса; внутренние – положением личности студента в этом процессе, особенностями развития его самосознания, профессионального и нравственно-эстетического опыта.

Воспитание, осуществляясь в процессе социального взаимодействия, предполагает между взаимодействующими сторонами многообразные связи, отношения, возникающие как продукт их совместной деятельности. При этом огромное влияние на формирование системы ценностей и норм культуры в личности оказывает процесс обучения. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. В то же время само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, и в частности в формировании у учащихся нравственных отношений. В этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляются важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания (И. В. Харламов). Конечно, вся палитра отношений личности с внешним миром формируется в процессе не только воспитания, но и обучения. Однако формирование социальных и духовных отношений личности имеет существенную специфику: в процессе обучения студенты овладевают главным образом знаниями о характере и сущности этих отношений (знание моральных правил, идеологических, политических, эстетических и других идей). Но отношения как личностный феномен включают кроме знаний сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений, привычек поведения, и сформировать их только с помощью обучения невозможно. Здесь требуется специфическая воспитательная работа, направленная на выработку и формирование этих внутренних компонентов личностных отношений.

* Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975) – российский литературовед, теоретик искусства. – Примеч. ред.
** Коррелировать (от лат. correlatio  соотношение) – соотноситься, быть взаимосвязанным, взаимозависимым. – Примеч. ред.
* Когнитивный (от лат. cognitio  познавание, ознакомление) – имеющий отношение к когниции, т.е. знанию, понятию, представлению. – Примеч. ред.
* Этос (от греч. ethos  обычай, нрав, характер) – совокупность стабильных черт индивидуального характера. – Примеч. ред.

Источник: 
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Содержание профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Технологии и методики профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Условия и факторы профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Мастерство педагога в управлении образовательно-воспитательным процессом
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Условия эффективности воспитания
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Педагогическая инноватика: образование и инновации
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Образование в Москве: второе высшее образование заочно или дистанционно
...
Оставить комментарий