Профессиональное образование и труд

Зарождение и развитие института профессионального образования определялись в первую очередь необходимостью подготовки людей к квалифицированной работе в определенной отрасли хозяйства страны. Формировались и укреплялись взаимные связи содержания и характера общественного труда в целом и его отдельных видов, тенденций и перспектив развития профессиональной деятельности с основными направлениями и аспектами профессионального образования.

Анализ основ общественного разделения труда, тенденций формирования и развития перечней специальностей и рабочих профессий для профессиональной подготовки свидетельствует о том, что первичным в связке «труд – образование» является сфера труда с присущей ей (в силу объективных законов развития общества) профессионально-квалификационной структурой труда, которая развивается в процессе воспроизводства. В результате появляется объективная потребность в кадрах определенного уровня и профиля образования, для удовлетворения которой общество создает адекватную систему образования.

На основе анализа совокупного общественного труда формируется перечень профессий и специальностей начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом учитываются сложившаяся (или складывающаяся) профессионально-квалификационная структура труда по отраслям, социально-экономические предпосылки изменения структуры труда (интеграция специальностей технического профиля, дифференциация специальностей в сфере услуг, создание новых специальностей и профессий в связи с возникновением новых отраслей науки и производства, отмирание устаревших специальностей и профессий). Поэтому такие перечни являются открытыми и обновляются по мере необходимости.

Перечень рабочих профессий разрабатывается в соответствии с Единым тарификационным справочником рабочих профессий, который составляется по отраслям производства и ориентирован на обеспечение выполнения конкретных работ (производственных операций).

Специальности среднего и высшего профессионального образования представляют собой определенные локальные области знаний, которые могут быть использованы при выполнении различных видов деятельности, в том числе проектно-конструкторской, производственно-технологической, испытательно-исследовательской, управленческой на различных уровнях и должностях, занимаемых специалистами с высшим или средним профессиональным образованием.

В основе формирования перечней специальностей начального, среднего и высшего уровней профессионального образования лежат разные подходы. В начальном профобразовании –операционно-деятельностный, предусматривающий определенные способы выполнения действий в соответствии с характеристикой предмета и средств труда (металло- и деревообработка, сварка, обработка почвы и др.). При определении специальностей среднего профессионального образования исходят из функционально-предметного подхода, когда на первый план выдвигается функция – производственно-технологическая, расчетно-конструкторская, технико-эксплуатационная. Специальности высшего образования определяются на основе объектно-деятелъностного подхода, т. е. на первом месте объект, на который направлено внимание специалиста (например, авиационные двигатели и энергетические установки, космические летательные аппараты и разгонные блоки, лазерные системы и др.). Инженер в данной области может выполнять любые функции – технологические, конструкторские, диагностические и т.д. Наиболее существенное качество для него – умение видеть объект в системе, целостности, в том числе видеть зависимость между конкретным участком работы и целостным объектом.

Анализ структуры труда положен также в основу определения содержания профессионального образования и обучения.

В структуру труда принято включать: цель труда (конечный результат, объект труда); предмет, на который направлен труд специалиста (материал, механизмы, объект природы, знаковые системы и т.п.); средства труда (машины, механизмы, различные орудия воздействия); способы деятельности (технология, организация труда и т.д.). Эти компоненты свойственны любому труду, поэтому, чтобы не упустить какой-либо значимый элемент в содержании подготовки и образования в целом, процесс труда анализируют с позиций его структуры.

На основе анализа труда формируется профессиональный стандарт – модель профессии, раскрываемая через системы компетентностей специалиста (в соответствии с уровнем квалификации) и требований к условиям труда. Подготовка персонала в экономически развитых странах ведется на базе профессиональных стандартов, разработанных различными профессиональными организациями и объединениями при участии работодателей. Например, профессиональные стандарты для подготовки специалистов сварочного производства всех уровней разработаны Европейским обществом сварщиков, банковских служащих – Ассоциацией банков (Великобритания). В Российской Федерации профессиональные стандарты отсутствуют практически во всех профессиональных областях, за исключением туризма. Отдельные профессиональные стандарты разрабатываются для внутрифирменной подготовки специалистов («Русский алюминий», «Норильский никель» и др.).

Профессиональные стандарты позволяют определить квалификационные требования к каждому уровню подготовки профессионалов: квалифицированных рабочих, техников, специалистов. На их основе разрабатывается Государственный образовательный стандарт, который рассматривается как система требований к уровню подготовленности выпускника и обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, а также к условиям, обеспечивающим достижение государственных норм профессиональной образованности. Следующим звеном выступает формирование содержания профессионального образования, которое раскрывается в учебных планах, комплексе учебных программ, учебниках и учебных пособиях. Здесь структура труда служит основой для формирования содержания учебных предметов как специального, так и общепрофессионального цикла.

Анализ профессионально-трудовой деятельности с позиций исторического рассмотрения применяемых технологий полезен для выявления оптимальных дидактических моделей профессионального образования. Так, исследователь О.В. Долженко, обращаясь к соотношению времени жизни технологии и времени жизни специалиста, выделяет пять условных вариантов развития профессиональной деятельности, отличающихся целевыми установками и обеспечивающими их образовательными моделями.

Первый вариант – время жизни технологии намного больше времени жизни человека. Из поколения в поколение воспроизводятся одни и те же эталонные формы деятельности, одна и та же система знаний, функция которых – объяснять и поддерживать традиционные умения и навыки. Поскольку и навыки, и умения практически не меняются, то и статическая система поддерживающих знаний носит рецептурный* характер. Овладение знаниями-рецептами, нужными умениями и навыками происходит в форме ученичества, путем непосредственного включения обучающихся в конкретное производство. Таким образом, первый вариант – это воспроизводство результатов деятельности (рецептурное знание).

Эволюция идет по пути создания новых средств производства, которые могут несколько раз обновиться за время работы специалиста. В этом случае в рамках неизменной технологии появляются различные новые средства труда. На данном этапе складывается новая дидактическая модель подготовки, ориентированная на формирование вариативной системы научных знаний и умений. Ведущей формой учебной деятельности становится лекция, которая подкрепляется практическими занятиями. Таким образом, второй вариант – это этап научности в развитии профессиональной деятельности.

Третий вариант – это совпадение времени жизни технологии со временем жизни специалиста. Технологическая перестройка производства подразумевает умение перестраивать и систему деятельности специалиста, сталкивающегося с необходимостью постоянного пополнения и обновления своих знаний. Адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности становится предпосылкой успешного творческого труда. В этом случае на первый план выдвигается формирование логики развития и системы деятельности. Системообразующими средствами учебной деятельности становятся активные методы обучения (например, деловые игры) вместе с подкрепляющими их формами традиционной учебной работы: лекциями, семинарами, практикой. Таким образом, третий вариант – это этап фундаментальности в развитии профессиональной деятельности.

Наконец, четвертый и пятый варианты – это время жизни технологии, меньшее, чем время жизни специалиста, и тогда условием успешной профессиональной деятельности становится ориентация на многовариантное проектирование технологий, умение перестраивать профессиональную деятельность с учетом социально значимых целей. И здесь ведущим средством подготовки являются активные методы и формы обучения, при которых характер деятельности обучающихся связан не с внешними условиями, а со свободой самоопределения личности.

При этом по мере движения в сторону двух последних вариантов осуществляется переход от цели обучения в виде знаний-умений-навыков в их классическом понимании к личностным характеристикам будущего специалиста, которые в преобладающей степени становятся показателями профессиональной зрелости человека. Таким образом, четвертый и пятый варианты – это этап гуманитаризации в развитии профессионального образования.

Представленный эскизный анализ развития характера профессиональной деятельности показывает, что ни одна из рассмотренных моделей не является главенствующей. Это говорит о необходимости многообразия форм дидактических моделей профессионального образования. Наряду с наиболее развитыми и модернистскими формами дидактической деятельности должны сохраняться и менее развитые, поскольку в самой жизненной практике сохраняется основа для их существования.

Состояние общественного труда в целом и в отдельных его отраслях в значительной степени детерминирует мотивационно-ценностную основу профессионального образования.

Психолог В. Франкл утверждал, что каждому человеку свойственно имманентное, внутренне присущее стремление к смыслу жизни. Человек может делать свою жизнь осмысленной в результате реализации, по крайней мере, одной из трех возможностей:

  1. того, что мы даем обществу, – прежде всего через творческий труд;
  2. того, что мы берем от мира, – переживание различных ценностей;
  3. позиции, занимаемой по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

Творческий труд составляет смысл жизни, и, следовательно, невозможность заниматься таким трудом является потенциальной опасностью потери этого смысла. Вместе с тем на пути ориентации будущих специалистов на творческий труд, главным моментом которого выступают внутренние побуждения и совершенствование человеческих способностей в преобразовании реальности, сегодня встречаются существенные трудности.

  • Во-первых, доминирующим типом работника ряда отраслей является «экономически рациональный» человек, для которого профессиональный труд – это не сама по себе наполненная смыслом человеческая деятельность, а средство для получения определенного количества денег. Суть «экономически рационального» человека состоит в том, что он, принуждая себя к трудовой деятельности, которая не является для него смыслом жизни, осознанно соглашается быть отчужденным от своего труда при условии приемлемого уровня материальной компенсации за него.
  • Во-вторых, разделение труда (отраслевое, профессиональное, функциональное, квалификационное) в настоящее время достигло такого уровня, когда культура труда в ряде случаев оказывается отдаленной от культуры повседневной жизни, а содержание труда на уровне индивида – обедненным, снижающим возможности творчества.
  • В-третьих, для большинства работников, в том числе специалистов, по-настоящему не включенных в управление предприятием, характерна крайне низкая информированность о проблемах предприятия и результатах его деятельности, а это также снижает внутренние, субъектно-личностные мотивы труда.

Кроме того, современные формы труда нередко направляются не на преобразование самой действительности, а на изменение нашего восприятия ее и нашего мироощущения, на создание и обслуживание квазипотребностей людей (от лат. guasi – как будто); т.е. потребностей мнимых, ненастоящих. Такими формами является работа в сфере рекламного бизнеса, направленная на создание нового имиджа товаров и на выработку массовой психологии потребительства; иллюзорное «творчество» в области создания эротической и детективно-садистской зрелищности. Эта и подобная ей деятельность может быть связана с субъективными состояниями погруженного в нее индивида. Однако эти «обманки» не меняют сути квазитворчества, которое соответствует «принципу удовольствия», а не «принципу реальности»; не возвышает человека, а напротив, потворствует его инстинктам, комплексам и порокам и соответственно освобождению от усилий, требуемых разумом и моралью, служит силам тьмы в их борьбе с человечностью и культурой и ведет человека к одичанию.

В соответствии с русской научной традицией (К.Д. Ушинский, В.С. Соловьев, Д.И. Менделеев и др.) труд рассматривается как целостное единство трех сторон – технико-организационной (набор трудовых функций), социально-экономической (фактор общественного богатства и личного благосостояния) и духовно-нравственной. Последняя означает, что труд выступает единственно достойной человека целью жизни и доступным ему счастьем; основой нравственного, умственного и физического благополучия; мерой получаемых от жизни удовольствий*.
 
Поэтому общая подготовка будущего специалиста к профессиональному труду должна предусматривать существенное усиление ценностно-нравственных аспектов профессионального образования посредством:

  • более глубокого уяснения смысла труда, его роли в цивилизационном и культурном развитии общества;
  • осмысления причин ценностного кризиса современного труда; корректировки и критики (с позиций культуры и национальных традиций) философии «экономически рационального» человека, его обыденных жизненных установок;
  • актуализации идеально-романтических составляющих профессионального воспитания при изучении истории профессии, особенно материала под рубрикой «Люди в профессии»; здесь должны более основательно прорабатываться факты, характеризующие отношение к труду и профессиональному долгу как «труженичество» – жизнь в труде, являющая собой утверждение человеческого достоинства, свободы и независимости, служение Отечеству и людям, самореализация человека в духовно-нравственной и творческой сферах;
  • осознания (будущими специалистами) необходимости повышения своей конкурентоспособности на рынке труда, связанной с высоким профессионализмом, нравственностью, инициативностью, плодотворным творческим трудом.

При этом важно, чтобы внутренняя среда образовательного учреждения, общественное мнение студенческого и профессорско-преподавательского коллективов «работали» в том же направлении.

Ключевые слова: Труд, Образование
Источник: Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений.
Материалы по теме
Смена образовательной парадигмы
Безрукова В.С., Педагогика
Роль труда и языка в развитии сознания
Теплов Б.М., Психология
Предмет психологии труда
...
Основные требования, предъявляемые к диссертации
...
Формы стимулирования труда работников
Петрушин В.И., Психология менеджмента
Формы интеллектуального труда
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для...
Профессиональное образование как педагогическая система
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Показатели качества трудовой жизни
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Оставить комментарий