Уровни ментальности

Авторы (Ю.Н. Солонин, М.С. Каган) различают общекультурную ментальность и групповой менталитет. Они определяются «суперпозицией» ментальных полей в некоторой зоне культурного пространства. Групповой менталитет может оказывать большее или меньшее влияние на общенациональный менталитет и всю национальную культуру. Например, менталитет русского дворянства существенным образом сказывался на русской культуре.

Ментальность личности определяется:

  1. Типом общества, в котором она живет, т. е. особенностями социокультурного мира, к которому принадлежит данное общество;
  2. Особенностями национальной культуры;
  3. Особенностями субкультур или культурных форм, которые обусловливают менталитет отдельных социальных групп в обществе.

Ментальность людей можно рассматривать на различных уровнях:

  • На уровне социокультурных миров или типов культуры -как ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская, восточная;
  • На уровне национальных культур - как ментальность русская, китайская, американская и т.д.;
  • На уровне субкультур, носителями которых являются различные социальные группы (классы, сословия, профессиональные, территориальные, этнические, религиозные и др. общности) - как ментальность дворянская, криминальная, актерская, христианская, православная.

Ментальность есть понятие, которое, с одной стороны, характеризует то общее, что объединяет отдельных носителей какой-либо культуры, а с другой - то особенное, что отличает данную культуру от других.

П. П. Пивненко в своих работах характеризует ментальность как коллективно-личностное образование, которое представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, выступающие основой поведения и образа жизни. Это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П. Ри-кер), «архаические остатки» (3. Фрейд), «архетипы (К. Юнг), присутствие которых проистекает из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума. Коллективное бессознательное как наследие предков (по К. Юнгу) не является индивидуальным, а представляет собой истинную основу индивидуальной психики. В своей сущности ментальность и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, религии, и шире, культуры, цивилизации. Итак, ментальность отражает образ мышления, духовную настроенность мировосприятия человека или социальной группы, принадлежащего к определенной культуре. Это понятие не прорефлексировано или недостаточно осознано. Ментальность всегда конкретна, представлена как формообразующая единица. Ментальность - это явление, которое выражает свое сущностное содержание посредством культуры, т. е. через определенный культурный код, имеющий временные, социальные, национально-пространственные характеристики.

Ментальность может быть рассмотрена в темпоральном аспекте, в связи с типологией исторического времени. Так, например, Ф. Бродель выделяет три типа исторического времени - время большой протяженности, время средней протяженности и краткий срок. Развитию политики соответствует «краткий срок», «экономики» - «время средней протяженности». Ментальность же существует во «времени большой протяженности» как наиболее устойчивая и малоподвижная структура сознания. Ментальность как интеллектуальный феномен включается в историю «большой длительности» и «большого пространства».

Современный исследователь Е.С. Элбакян, анализируя понятие «ментальность», приходит к выводу о том, что ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П. Рикер), наконец, «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг):

« ... присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума».

В своей сущности ментальность, продолжает Е.С. Элбакян, это исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии.

Исследователь приходит к выводу о том, что ментальность есть понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, непрорефлексированное или недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное. Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором практически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем. В целом изложенную автором позицию, можно систематизировать в табл. 1.2.


Автор подытоживает: ментальность выражает свое архетипическое содержание посредством культуры, т. е. через определенный культурный код, носителем которого в первую очередь является интеллигенция.

Отечественный исследователь А. Гуревич называет ментальность психологическими установками, способами восприятия, манерой чувствовать и думать. Ментальность, по его мнению, выражает повседневный облик коллективного сознания, не отраженного и не систематизированного посредством целенаправленных умственных усилий мыслителей и теоретиков. Идеи на уровне ментальности - это не порожденные индивидуальным сознанием завершенные в себе духовные конструкции, а восприятие такого рода идей определенной социальной средой. Восприятие, которое их бессознательно и бесконтрольно видоизменяет, искажает и упрощает. Таким образом, на уровне ментальности нужно искать ту мыслительную и эмоциональную почву, в которой зарождается идея как таковая. Один из важнейших признаков ментальности, на который указывает ученый, это неосознанность или неполная осознанность. В ментальности раскрывается то, о чем изучаемая историческая эпоха вовсе и не собиралась, да и не была в состоянии сообщить, значит, такие сведения лишены тенденциозности, в них эпоха как бы помимо собственной воли проговаривается о самой себе.

Ключевые слова: Культура, Архетип, Традиции
Источник: Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие / Н.П. Монина. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. - 196 с.
Материалы по теме
Национальный характер
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Менталитет
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Соотношение понятий «ментальность» и «менталитет»
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Понятие «культурный архетип» в современной культурологии
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Климатические условия складывания русского культурного архетипа
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Православие и русский культурный архетип
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Геополитические факторы и русский культурный архетип
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Художественные стили эпохи Просвещения
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Оставить комментарий