Архетипическое в рекламе

Получив доступ к индивидуальному бессознательному человека, создатели рекламы стали интересоваться возможностью воздействия на более глубинные аспекты психики. Здесь им «пришли на помощь» результаты исследований коллективного бессознательного великого ученого Карла Густава Юнга, ученика З.Фрейда. В колоссальном научном наследии ученого нас будут интересовать коллективное бессознательное. Бессознательное, согласно теории К.Г.Юнга, подразделяется на «личное, охватывающее все приобретения личного существования, забытое, вытесненное, воспринятое под порогом сознания, подуманное и прочувствованное» и «коллективное бессознательное - содержания, возникающие не из личных приобретений, а из наследственной возможности психического функционирования вообще, именно из наследственной структуры мозга. Таковы мифологические сочетания, мотивы и образы, которые всегда и всюду могут возникнуть вновь помимо исторической традиции или миграции»59. По мнению ученого, мифологические образы, никогда не были предметом сознания и, следовательно, возникают всецело из бессознательной деятельности.

«...Бессознательное продуцирует содержания, значимые не просто для того, к кому они относятся, а и для других, даже для многих и, может быть для всех» (Юнг,1996).

К.-Г. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное, представляющее собой отражение опыта предыдущих поколений, состоит из мощных первичных образов, так называемых «архетипов». По его мнению, архетипы являются структурными единицами, своего рода строительными блоками коллективного бессознательного. Слово "архетип" происходит от двух греческих слов: arche- начало и typos - форма, образец. В позднеантичной философии оно использовалось для обозначения прообраза, идеи. В аналитической психологии К.-Г. Юнга «архетипы - это устойчивые формы коллективного бессознательного, врожденные идеи или воспоминания, которые располагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы    как таковые, а, скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

Архетипы - априорные формы, которые передаются по наследству, а не посредством культурной традиции; вокруг этих форм организуется внешний и внутренний опыт. В чистом виде архетип не входит в сознание, но он всегда соединяется с представлениями опыта индивида» .

«Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое определяет рельеф реки, но рекой может стать лишь тогда, когда к нему потечет вода. И если продолжить это сравнение, то суть архетипа как раз и заключается в том, что вода (психические процессы) потечет по этому руслу, а не вопреки ему. Архетипы - это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, - так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, вроде жизни частичных душ, что мы легко можем видеть в тех философских или гностических системах, которые имеют своим источником познания восприятие бессознательного. Представление об ангелах, архангелах, "тронах и господствах" у Павла, архонтах у гностиков, небесной иерархии у Дионисия Ареопагита и т. д. происходит из восприятия относительной самостоятельности архетипов».

К.-Г. Юнг возникновение архетипов объясняет как «отражение постоянно повторяющегося опыта человечества. Одно из самых обычных и вместе с тем самых впечатляющих явлений, данных человеческому опыту - это ежедневно кажущееся движение Солнца. Мы, во всяком случае, не можем обнаружить в бессознательном ничего имеющего к этому отношение до тех пор, пока речь идет об известном нам физическом процессе. Напротив, мы обнаруживаем миф о солнечном герое во всех его бесчисленных вариациях. Этот миф, а не физический процесс есть реальность, образующая архетип Солнца. То же самое можно сказать о фазах Луны. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления, в соответствии с этим, таким образом, кажется, что дело обстоит так, как если бы то, что запечатляется в бессознательном, было бы исключительно субъективным представлением фантазии, вызванным физическим процессом. Можно было бы, поэтому предположить, что архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций. Такое допущение, естественно, лишь уводит от решения проблемы. Ничто не мешает нам предположить, что некоторые архетипы встречаются уже у животных и что они, следовательно, основываются на специфике живой системы вообще и, таким образом, суть лишь выражение жизни, чей статус уже не поддается дальнейшему объяснению. Как представляется, архетипы - это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. Дело в том, что всегда, когда некоторый архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в себе некоторое особое "влияние" или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, то есть зачаровывающий характер» . Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах фольклоре, обрядах, традициях и т. д. Основные архетипы: мать, королева, защитница, амазонка; герой, отец, спаситель, царь, мудрец, вождь; дитя, тень, очаг, путь, путешествие.

Обращаясь к архетипам, создатель рекламы может рассчитывать на глубокое проникновение в психику человека подаваемой им информации делать образ рекламируемого товара, услуги бессознательно привлекательными.

Рассмотрим значение некоторых архетипов и примеры их использования в рекламе. Архетип матери - женский образ, олицетворяющий безусловную любовь, нежность, содержит качества, которые создают чувство защиты, заботы, тепла. Мать постоянно находится в состоянии заботы о подопечных, у нее, как правило, очень много хлопот, ей надо обо всех позаботиться, всех накормить, обогреть и помочь. Ей свойственно самопожертвование во имя «семьи». Детское питание, товары для детей, моющие средства рекламирует заботливая и любящая мать, оберегающая своего ребенка от злых сил.

Архетип отца - мужское начало, сознательная воля, созидательность, социальные нормы, правила поведения, этикет, власть, господство, сила традиции,    установления    рода, моральные предписания, личные обязательства, долг, запреты на буйство инстинктов, предотвращение опасности ниспровержения, порядок, строгость, узаконенность проявлений, основательность. Он может взять на себя ответственность, не даст в обиду, строг, может наказать, но всегда защитит. Отец кажется рассудительным, сильным,    всезнающим,    большим и всемогущим, стабильным, непоколебимым и надежным. Он может обращаться со своим окружением благожелательно, заботливо, покровительственно, с пониманием, прощая ошибки и прегрешения, а может, наоборот, относиться строго, требовательно, грозно, проявляя власть и наказывая непослушных.

Архетип отца часто используют в политической рекламе, где отец - это смелый, волевой, жесткий, уверенный, властный политик. В рекламе сока «Моя семья», где отец- объект насмешек дочери и жены, архетип отца разрушается.

Архетип дитя - содержит образ беззащитного, маленького, вызывающего улыбку и желание защитить. Часто используется в рекламе детских товаров для женской целевой аудитории (Рис.5).

Мудрец - персонификация жизненной мудрости и зрелости. Его главная цель - открыть истину, предоставить информацию. Самые яркие представители архетипа мудреца - учёный, исследователь, учитель, врач. В рекламе это эксперт, сообщающий нам о научных разработках новых чистящих средств или врач, рекомендующий новую зубную пасту. В качестве "мудреца", дающего нам совет, в рекламе может выступать авторитетный человек: актриса, телевизионный ведущий или известные спортсмены, например, Я. Клочкова, рекламирующая минеральную воду "Бон-Аква".

Архетип спаситель - это харизматический обновитель, великий преобразователь, маг-волшебник, превращающий все сущее в лучшее. Он наставляет людей на истинный путь. Ему добровольно подчиняются, делаясь послушным инструментом. Это харизматическая личности, которая далека от повседневности, и не может быть измерена земными мерками. Момент “спасения” выражается с помощью таких понятий, как предвидение, миссия или преобразование, новые реформы, и служит образцом стратегий принятия решений по преодолению возникающих кризисов, поведения в трудной ситуации. В рекламе он появляется в трудную для персонажа минуту и предлагает волшебное средство, совершает чудеса исцеления (Рис.6).

В аналитической психологии Юнга архетип тени занимает большое место. Тень - это другая сторона сознательной личности. Это неосознаваемая низшая часть личности - сумма всех тех непривлекательных качеств, которыми мы обладаем, но которые предпочитаем скрывать. Это качества или свойства характера, которые человек осуждает в других, не желая замечать их в себе. Это «темная сторона» личности. Тень вбирает в себя все, что находится под знаком слабости и психического ущерба. Тень неизменно проецируется на «других».

По существу, проекция разоблачает наши собственные, хотя и не осознаваемые нами качества. Мы обвиняем нашего врага в недостатках, которые не хотим признавать за собой (Юнг). Это проявление бессознательного противоречия того, что индивид и культура настойчиво утверждают в сознании.

Пример использования архетипа тени можно найти в образе перхоти, кариеса, лишнего веса. В рекламе Sunsilk архетип тени воплощен в виде отвратительных мультсуществ, копошащихся в волосах и делающих их слипшимися, не пышными. Кажется немыслимым не избавиться от них, вызывающих гнетущее, неприятное чувство. Приобретенные человеком вещи создают определенную среду, значение которой находится в их содержании, которое часто наполняет мифологизированный рекламный образ.

В рекламе Metro архетип тени представлен как некто, показывающий способ идти «в правильном направлении» и не замечать проблемы другого человека (рис.7).

Как пишет И. Я Рожков, «кто-то хочет поддержать свой собственный миф, кто-то, наоборот, разрушить, но каждый ждет помощи в осуществлении своих желаний, то есть еще одного мифа. Так в рыночных отношениях возникают потребность и потребительские ожидания, удовлетворить которые призваны мифологизированные свойства приобретаемого товара. Поэтому, покупая что-либо, каждый из нас стремится заполнить брешь в собственном процессе мифологизации». Например, при создании рекламного образа автомобиля часто используют миф о пути, путешествии, сопровождая его архетипом героя - аккумулирующего энергию преодоления, успеха, достижения.

При создании рекламы специалисты рекомендуют обратиться к мифологическим сказочным сюжетам. Е. Петрова, называя это «мифологической аргументацией», предлагает использовать композиционные приемы, которые повторяют наиболее «ходовые» сюжеты, известные в культурной традиции. В них информация располагается в «предсказанной последовательности», и поэтому воспринимающий легко доверяет такой информации, она бессознательно кажется ему знакомой. Как пишет автор, «использование для распространения информации приемов, напоминающих «естественные мифы», целесообразно по трем причинам:

  1. Форма сообщения, похожая по композиции на «мифологическую», заставляет воспринимающего самостоятельно додумывать недостающие элементы, заполняя пропуски позитивным отношением. Воспринимающий движется по «проторенной дороге размышлений и аргументов». Можно намекнуть на смысл, ничего конкретно не сообщая.
  2. Гарантировано воздействие на чувства. Независимо от конкретного содержания. Информация будет восприниматься интересной, и поэтому ее перескажут еще не раз. «Воздействие на зрителя или на слушателя возможно лишь при условии, что самой формой произведение обращено к глубинным архаическим слоям сознания»,- приводит слова великого режиссера Вяч. Вс. Иванов в своих воспоминаниях о С. Эйзенштейне.
  3. Форма сообщения, по композиции похожая на традиционный сюжет, легко воспроизводится без потерь при пересказе. Вспомним, что сюжеты именно потому и становятся традиционными, что их пересказывали друг другу без изменений многие люди.

«Мифологическая аргументация» используется при создании целостного образа фирмы и для продвижения информации о конкретном товаре или конкретной акции фирмы на рынке. Например, история развития фирмы должна готовиться с той же степенью подробности, как «легенда» для разведчика. Так как нет возможности проконтролировать все пути продвижения данной информации, и дать инструкции каждому, кто будет «что-то интересное рассказывать о фирме», «мифологическая аргументация» является некоторым способом «упрочить» наиболее важные части сообщения. Сделать так, чтобы любой (незаинтересованный) человек из числа целевой аудитории или из числа «лидеров мнений» пересказывал эту информацию в неизменной форме по своей собственной инициативе, чтобы это было ему просто наиболее удобным способом рассказа»64.

Е. Петрова описывает некоторые типичные алгоритмы для «мифологической аргументации».

1. «Путь Героя» Это схематическая биография героической личности, которая (личность) должна сделать что -то хорошее для человечества. Часто используется для описания курьеры руководителя фирмы или для персонифицированной истории фирмы. Начинается биография с того, что

  • есть предзнаменования или предсказания о будущем появлении Героя;
  • рождению сопутствуют чудесные знамения (позитивные события или ужасные бедствия);
  • Герой рождается некоторым особенным, отличным от других (слабее, уродливее, с особыми приметами, или наоборот, крупнее, сильнее) Отметим, что в более современных сюжетах предпочтительнее история о «предварительной слабости ради будущей победы», а в более примитивных вариантах - Герой сразу очень большой и сильный;
  • Герой совершает поступки, выделяющие его из окружающих и предсказывающие косвенно его будущую роль;
  • Героя изгоняют недруги на чужбину или ему сильно мешают (вплоть до клеветы);
  • странствия Героя и его годы обучения у разных авторитетов;
  • Герой спускается в ИНОЙ МИР, где переживает символическую смерть\возрождение и возвращается с победой;
  • Герой приходит к себе домой и побеждает недругов (недоброжелателей);
  • Герой становится Царем (есть вариант, где он погибает, выполнив функцию победы над злыми силами, по аналогии с Гераклом, но это не выгодно для образа фирмы) и устанавливает Царство справедливости.

2. «Нарушение запрета».
Схема используется для сложной аргументации, в которой есть необходимость учитывать, в том числе, компрометирующую информацию. Сказочный аналог - сказка «Красная Шапочка»

  • Начинается сюжет с того, что есть некоторая общность (семья, фирма), и кто -то важный уходит в отлучку;
  • Главный Герой получает запрет и затем нарушает его;
  • Противник - антагонист Героя тут же появляется и проводит разведку, выпытывания важных сведений;
  • С помощью полученной информации противник обманывает Героя-(жертву);
  • Противник временно побеждает Героя;
  • Приходит спасение - и противника побеждают, справедливость восстановлена.

3.  «Золушка». Эта схема часто используется для сообщения информации о деятелях культуры и в политической рекламе. Чтобы использовать ее для продвижения информации о фирме, необходимо сформулировать четкие параметры целевой группы и персонифицировать эту целевую группу. Алгоритм требует введения многих ролей и персонажей, каждый должен сыграть свою роль. Алгоритм удобен в проведении долговременных акций для товаров и услуг, имеющих сложную функцию и реализуемых в неоднозначном социальном контексте» .

Источник: 
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 126 с.
Материалы по теме
О бизнес плане рекламного агентства
Бердышев С.Н., Рекламное агентство. С чего начать
Как провести рекламную компанию при минимальном бюджете
...
Структура и функции политической рекламы
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Архетип: история возникновения и сущность понятия
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Краткий список маркетинговых коммуникаций
Маркетинг. Учебное пособие
Реклама гостиницы
...
Виды политической рекламы
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Национальный характер
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Оставить комментарий