Национальный характер

Что такое национальный характер? В советской литературе этот вопрос рассматривается чаще всего в связи с общим определением и признаками нации, в частности такими, как «общность психического склада нации» и «общность национальной культуры». Однако все эти термины весьма многозначны.

В своем первоначальном значении греческое слово «характер» обозначало знак или символ, выражающий специфику какого-нибудь явления; характерный - значит специфический. Позже оно стало обозначать определенную черту или совокупность черт, отличающих одного человека от других. В новом «Философском словаре» характер определяется как «совокупность устойчивых психических особенностей человека, которые зависят от его деятельности и условий жизни и проявляются в поступках». Но какие именно черты составляют характер? Одни психологи подчеркивают значение врожденных задатков человека (древние греки, например, фактически отождествляли характер личности с её физическим темпераментом). Другие связывают характер с физиологической конституцией организма. Третьи считают, что в основе характера лежат определенные инстинкты или типы нервной системы. Четвертые связывают его главным образом c приобретенными, усвоенными чертами и, говоря о характере, имеют в виду направленность интересов, установок и т. д.

Если рассматривать характер просто как совокупность каких-то черт, то даже просто описать его практически невозможно, так как перечисление таких черт уходит в бесконечность. Современная психология рассматривает характер не как простую сумму черт, а как определенную целостную структуру. Однако вопрос о природе этой структуры остается спорным. В зависимости от своей мировоззренческой и общетеоретической ориентации одни ученые сводят характер к структуре мотивов, другие - к структуре ценностных ориентаций, третьи - к структуре инстинктивных стремлений. Имеются и попытки соединения всех этих подходов. Так, в изданном ЮНЕСКО «Словаре общественных наук» «структура характера» (character structure) определяется как «объяснительное понятие, выводимое из привычных или значимых действий индивида и обозначающее взаимосвязанный ряд установок, ценностей, усвоенных мотивов, стремлений, его защитных механизмов и сложившихся путем обучения способов выражения импульсов».

Эта многозначность сказывается и на литературе о национальном характере. Термин «национальный характер» не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику образа жизни того или иного народа. Один автор, говоря о национальном характере, подразумевает темперамент, особенности эмоциональных реакций народа. Другой же фиксирует внимание на социальных ориентациях, нравственных принципах, отношении к власти, труду и т. п. Всё это говорит о неоднозначности и самого термина, и подходов к его осмыслению.

Ш. Монтескье в своё время говорил об «общем духе» народа:

«Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, обычаи, как результат всего этого образуется "общий дух народа"».

Д. Юм, например, указывал на причины формирования национального характера, среди которых можно назвать:

  • Социальные (моральные);
  • Физические (те качества воздуха и климата, которые бессознательно влияют на нрав, изменяя тон и привычки тела и создавая особый вид, который путем рефлексии и осмысления может победить прежний и преобладать у большинства государства или влиять на его манеры).

Голландские авторы Х. Дюйкер и Н. Фрийд, по сути, констатируя наличие феномена национального характера, подчеркивали, что все люди, принадлежащие к определенной нации, имеют сходство в определенных аспектах и в то же время отличаются чем-то в этих аспектах от людей, принадлежащих к другим нациям. Особенности, которыми они обладают, каким-то образом обусловливаются тем фактором, что они являются гражданами данного национального сообщества, и эти особенности могут быть описаны бытовым или литературным языком.

Определение национального характера одним из первых дали зарубежные исследователи А. Инкелес и Д. Левинсон. Они считали, что «национальный характер соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности и типам личности, являющимися модальными для взрослых членов данного общества». Они считали, что на формирование национального характера оказывают влияние:

  • Социокультурная среда;
  • Враждебное или дружественное окружение государства;
  • Структура государственных институтов и власти.

A. Кардингер и Р. Линтон определяют национальный характер как базовую структуру личности, подчеркивая при этом, что базовая структура личности соотносится с культурой, в отличие от модальной личности, которая соотносится с обществом. А культура выступает как способ бытия человека в мире, она приближает человека к намеченной цели, позволяет личности конструировать саму себя и свой образ жизни.

В исследованиях американских ученых Д. Лернера, Р. Бенедикта, Т. Харди теория национального характера сводится к психологизированному учению о национальной культуре. Они рассматривают национальную культуру и национальный характер как тесно связанные понятия, влияющие друг на друга.

В определениях понятия «национальный характер» в зарубежных исследованиях пользуются теорией «духа народа». Он -интеллект специфического сегмента населения. Французский психолог У. Фойе считает, что характер нации определяется характером элиты. Иначе, элита является выразителем национального характера, без нее у нации не было бы истории.

B. К. Трофимов дает следующее определение национальному характеру:

«Национальный характер - это доминирующие у членов определенной национально-этнической группы коллективные представления (стремления, чувствования, установки, схемы мышления), которые соответствуют базовым социокультурным ценностям и находят внешнее проявление в особенностях поведения людей, культуре и социальных институтах».

Исследователь считает, что национальный характер образует сложное диалектическое единство сущности и явления. По его мнению, в национальном характере выделяются три основных структурных уровня:

  • интериорный уровень, включающий коллективные национальные представления;
  • уровень трансформирования этих представлений в особенности поведения и деятельности индивидов;
  • уровень объективации (опредмечивания) результатов деятельности в продуктах культуры и социальных институтах.

Если первый уровень относится к глубинной внутренней сущности национального характера, то второй и третий - к области его внешнего обнаружения в особенностях деятельности народов и в специфических продуктах этой деятельности.

В концепции К. Касьяновой под национальным характером подразумевается следующее:

«...в основе национального или -точнее - этнического характера, согласно нашей концепции, лежит некоторый набор предметов или идей, которые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций ("сентименты"). Появление в сознании любого из этих предметов приводит в движение всю связанную с ним гамму чувств, что, в свою очередь, является импульсом к более или менее типичному действию. Вот эту единицу "принципиального знаменателя личности", состоящую из цепочки "предмет - действие", мы впредь будем подразумевать под понятием "социальный архетип"».

В.К. Егоров в монографии «Философия русской культуры» пишет, что национальный характер, будучи явлением больше психологическим, есть набор, синтез национальных черт и качеств, реально существующий и действующий феномен, в котором доминирующие психологические начала состоят из наследуемых и формируемых качеств.

По мнению многих исследователей, национальный характер - это генотип плюс культура. В данном случае под генотипом понимается то, что каждый из нас получает от природы, через гены, а под культурой - то, к чему мы приобщаемся, начиная от рождения. Следовательно, национальный характер, кроме неосознанных культурных архетипов, которые человек интериоризует в процессе социализации, включает в себя наиболее повторяющиеся природные этнопсихологические черты индивидов.

Е.А. Ануфриев и Л.В. Лесная отмечают, что если для изучения национального характера в социально-психологическом аспекте следует использовать социологические методы, то для изучения менталитета требуется более широкий социально-политический и исторический анализ.

Ряд исследователей определяют национальный характер как целостную структуру с многочисленными взаимосвязанными элементами, которые позволяют субъекту адаптироваться в окружающем мире, регламентировать поведение, в том числе в экстремальных ситуациях, вырабатывать национальные установки и мотивы, характеризующие межличностные отношения.

Н. Джандильдин считает, что национальный характер есть совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных экономических, культурных и природных условиях её развития.

С. М. Арутюнян пишет, что национальный характер - своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике её национальной культуры.

По мнению известного русского философа Б.П. Вышеславцева, народный характер, во-первых, есть нечто необычайно устойчивое, а во-вторых, он, как и характер человека, есть нечто скрытое.

«Характер, - говорит философ, - имеет свой корень не в отчетливых идеях, не в содержании сознания, а скорее в бессознательных силах, в области подсознания».

В. Аксючиц вводит термины «национальные архетипы» и «национальные генотипы». В чём их сущность? Архетипами в данном случае автор называет устойчивые характерные духовные формы, которые народ приобретает в своей исторической судьбе, а генотипами - духовные и природные формы, которые присущи народу с рождения - от Бога или от природы. Он, анализируя особенности национального характера русского народа, выделяет четыре основных фактора, влияющих на его формирование. К ним относятся:

  • духовный генотип (первозданный духовный образ и историческое предназначение, которым Творец наделяет народ);
  • природный, или этнический генотип (природные генетические свойства восточнославянского этноса);
  • исторический архетип (экстремальные условия выживания на просторах Евразии - климатические, географические и геополитические);
  • духовный архетип (воспитание православием).

Народ, по представлениям исследователя, есть некий соборный организм, имеющий соборную душу, которая, как и душа каждого конкретного человека, создается Творцом и с первого мгновения в творческом диалоге с Богом самоопределяется к бытию, формируя свою земную миссию. Сочетание божественного призыва и человеческого отклика и наделяет народ сущностью, выражающейся в его характере. Вечная душа народа, или его национальный дух, отражается в единстве миросозерцания различных людей, в их общих представлениях о добре и зле, в родственных переживаниях истории, в национальном идеале. Национальный характер, как верно подчеркивает В. Аксючиц, выражается в симфонической воле народа, в общенациональных деяниях, которые видны в крупных исторических масштабах. Национальный характер есть совокупность однотипных для людей одной культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний.

Профессор С.Г. Тер-Минасова выделяет три составляющие национального характера:

  • набор стереотипов, ассоциирующихся с данным народом;
  • национальная классическая художественная литература;
  • фольклор, устное народное творчество.

Положения, высказанные по отношению к национальному характеру, относятся, по сути, и к национальному менталитету, ибо он, как верно отмечает В.К. Трофимов, «является современной научной интерпретацией проблемы национального характера (души народа, духа народа)».

Источник: 
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие / Н.П. Монина. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. - 196 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.