Архетип (от греч. arche - начало и typos - образ) - первоначальный, подлинный образ, исток, первосмысл. Архетип - научное понятие, характеризующее одну из распространенных концепций в современной психологии, теории мифологии, литературоведении и эстетике. Под архетипом понимают общие, изначальные универсальные мотивы и образы, общезначимые для истории культуры смыслы и значения, общие для всех людей психофизиологические особенности.
Понятие «архетип» в научный оборот вводит швейцарский ученый, психолог и культуролог Карл Густав Юнг (1875-1961), основатель аналитической психологии. Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом З. Фрейда, но уже с 10-х гг. они резко разошлись по ряду принципиальных вопросов. Юнг критически относился к тому, что Фрейд сводил причину всех неврозов и других психических заболеваний к сексуальным проблемам. Юнг считал недопустимым трактовать все явления бессознательного с точки зрения вытесненной сексуальности. Юнгианская трактовка либидо значительно более широкая. По его мнению, невроз и другие психические заболевания проявляются как поворачивание либидо вспять, что приводит к репродуцированию в сознании больного архаических образов и переживаний, которые рассматриваются как «первичные формы адаптации человека к окружающему миру». З. Фрейд и К.Г. Юнг были людьми разных поколений и культур. Как это ни парадоксально, Фрейд по своим эмоциональным и рациональным установкам был человеком позитивных ценностей Х1Х в. Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских предрассудков. Он занимался алхимией и астрологией, гадал по «Книге перемен», внес значительный вклад в изучение мифа. Это резкое различие между личностями Фрейда и Юнга сказалось на их понимании природы бессознательного. Основной точкой размежевания фрейдовского психоанализа и юнгианской аналитической психологии является тот факт, что с точки зрения последней бессознательное носит коллективный характер. Юнг писал о том, что у этих содержаний есть одна удивительная способность - их мифологический характер. Они как бы принадлежат строю души, свойственному не какой-то отдельной личности, а человечеству вообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, он задумался о том, не могут ли они быть унаследованными, и предположил, что их можно объяснить расовой наследственностью. Для того чтобы во всем этом разобраться, он отправился в Соединенные Штаты, где, изучая сны чистокровных негров, имел возможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной наследственности, равно как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому имеют коллективную природу.
По мнению Юнга, базисом культуры выступают архетипы родового бессознательного. Что же представляют собой эти архетипы? Сам Юнг соотносил понятие архетипа со многими источниками, в том числе с теорией идей Платона и с доктриной Августина о создании многообразия вещей и явлений богом - творцом по подобию неких первообразов. В частности, Юнг говорит о том, что «архетип - это пояснительное описание платоновского "эйдоса". Это наименование является верным и полезным... поскольку оно значит, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать изначальными типами, т. е. испокон веку наличными всеобщими образами». Воспользовавшись выражением Святого Августина, Юнг назвал эти коллективные проформы архетипами, что означает определенное образование архаического характера, содержащее, как по форме, так и по смыслу, мифологические мотивы. Кроме того, когда речь шла о конкретных архетипических образах и мотивах. Юнг использовал материал художественной литературы, в частности, например, трагедию «Фауст» Гете или роман Р. Хаггарда «Она». А, следовательно, одной из особенностей теории архетипов у Юнга стало обоснование её через массу интерпретаций и толкований, что, соответственно, коснулось и самого термина. В работе «О психологии бессознательного» он писал:
«Коллективное бессознательное как оставляемый опытом осадок и вместе с тем как некоторое его, опыта, a priori есть образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. В этом образе с течением времени выкристаллизовались определенные черты, так называемые архетипы, или доминанты»
Которые эмпирически выступают как силы и тенденции к повторению тех же самых опытов в бытии социума. Носители коллективного бессознательного понимались Юнгом в разные периоды по-разному: то как нечто вроде коррелята инстинктов, «то как результат спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга». В целом, с точки зрения Юнга, архетип можно понимать как «бессознательную идею», «предсуществующий» и «сверхпорядковый» «прототип», «изначальный образ», «образец».
Истоком теории архетипов стала идея Юнга о том, что в человеческой деятельности есть «априорный фактор, так называемая врожденная, досознательная и бессознательная, индивидуальная структура души». Ученый писал: «... поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин «коллективное», поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу». Это, по мнению Юнга, означает, что коллективное бессознательное включает в себя содержания и образы поведения, которые являются повсюду и у всех индивидов одними и теми же. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Подобно тому, как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие для всего живого инстинкты, и специфические человеческие бессознательные реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутреннего мира. Коллективное бессознательное одинаково у всех людей и, таким образом, формирует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе своей сверхличной. «Одинаковость» коллективного бессознательного обусловлена тем, что именно в нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом эмоционального прошлого человечества. Юнг говорил о том, что в коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. То есть содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Юнг определял архетип не через его содержание, а со стороны формы и предлагал эту форму сравнить с «осевой структурой кристалла, которая до известной степени предустанавливает кристаллическую структуру матричной жидкости, хотя сама по себе материально и не существует». Архетип, таким образом, представляет собой составные части, пресуществующие формы, врожденные психические структуры, находящиеся в коллективном бессознательном.
В работе «Психология бессознательного» ученый приводит следующее определение архетипа: «Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления... архетипы - это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов... когда некоторый архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в себе некоторое особое "влияние" или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, т. е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер».
Юнг считал, что архетип не может быть объяснен этим и исчерпан. Когда в фантазии появляется образ солнца, или льва, который с ним отождествляется, или короля, или дракона, стерегущего сокровище, то, считает Юнг, это ни то и ни другое, а некое третье, которое весьма приблизительно выражается этими сравнениями. Единственно, что доступно психологии, - это описание, толкование и типология архетипов, чему и посвящена огромная часть наследия Юнга. Толкования его часто произвольны. Понимая это, Юнг был склонен подчеркивать близость методов аналитической психологии методам искусства, а иногда и прямо заявлял, что он открыл новый тип научной рациональности.
Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Ценность аналитической психологии он видел в том, чтобы давать индивидуальному сознанию адекватные истолкования архетипической символики для облегчения процессов индивидуации, т. е. психического развития индивида путем ассимиляции сознанием содержаний личного и коллективного бессознательного. Конечной целью индивидуального развития является достижение личностной целостности и неповторимости.
Обобщая представления Юнга об архетипах, можно отметить, что они представляют собой:
- врожденные условия интуиции, т. е. те составные части опыта, которые априорно в него включены;
- первобытные формы постижения внешнего мира;
- коллективный осадок исторического прошлого, внутренние образы объективного жизненного процесса, хранящиеся в памяти людей и составляющие начало всеобщее, имманентно присущее человеческому роду;
- вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатства мифологических тем.
Архетипические структуры способны влиять на действия, суждения, творчество человека даже тогда, когда они им не осознаются. Архетипы коллективного бессознательного являются «своеобразными когнитивными образцами, на которые ориентируется инстинктивное поведение: интуитивное схватывание архетипа предшествует действию, «спускает курок» инстинктивного поведения. В архетипе накопился опыт тех ситуаций, в которых бесконечному числу предков современного человека приходилось «спускать курок» именно такого действия; это - когнитивная структура, в которой в краткой форме записан родовой опыт». Архетип носит всеобщий характер независимо от времени и места. Он аксиологически нейтрален, представляет собой основание культурно-исторических процессов, определенную форму которым придает ментальность.
В наиболее чистом виде архетипы присутствуют и сохраняются в легендах, мифах, фольклоре, сказках. Но здесь, подчеркивает Юнг, речь идет о специфических формах, передаваемых на протяжении длительного времени. Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм, он представляет собой только «непосредственную психическую данность». Поэтому какой-либо конкретный образ возникает в сознании отдельного человека не прямо из архетипа, а становится содержательным в зависимости от множества факторов его индивидуальной жизни, культурного «багажа» и развития культуры в целом. Поэтому юнговская методология получила свое приложение прежде всего в психологии, истории и теории культуры. Через понятие архетипа предпринимались также попытки не только открыть единство мирового культурного процесса, но и объяснить своеобразие каждого нового типа культуры как преломление ценностей, норм и установок в коллективном и индивидуальном сознании. В области мифологии, художественной культуры и искусства теория архетипов в трактовке Юнга предлагает учитывать существование неких исконных бессознательных форм постижения внешнего мира, которые определяют единообразие художественного восприятия, образности и символики на протяжении всей истории развития мирового искусства.
Юнг выделяет несколько основных архетипов, среди которых необходимо назвать следующие:
- Архетип Тени (черта) - опасный аспект непризнанной темной половины человека, бессознательная дочеловеческая часть психики, литературными выражениями которой Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гёте, Хёгни в «Песни о Нибелунгах», Ло-ки в «Эдде» и т. п.;
- Архетип колдовского демона, который оказывает по преимуществу «жуткое действие». Это тип примитивного племенного колдуна или знахаря, особо одаренной личности, которая заражена магической силой. Его нельзя путать с архетипом Тени, ибо «эта же фигура может иметь также и весьма позитивный аспект мудрого старца». Это архетип духа, значения, скрытого за хаосом жизни, выявляемый в таких образах, как мудрый волшебник, шаман ницшевский Заратуштра).
- Архетип Матери, который имеет великое множество различных аспектов, носит амбивалентный характер: либо позитивный, благоприятный, либо негативный. Архетипическое истолкование мифологемы матери в её различных вариантах (богиня и ведьма, норны и мойры, Деметра, Кибела, богородица и т. п.) ведёт к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психологическое ощущение смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия.
- Архетип «анима» или «анимус» (бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях инь и ян и т. п.);
- Архетип мирового древа (великая идея о связи всего в мире, идея единства мироздания);
- Архетип персона. Персона представляет собой наше публичное лицо, т. е. то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми.
- Архетип самости. Является одним из наиболее важных архетипов в концепции Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигается интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Следовательно, развитие самости - главная цель человеческой жизни.
- Архетип Солнца. Юнг отмечал, что древнейший архетипический образ солнца запечатлён в виде родезийского колеса - круга, разделённого на четыре или восемь частей. Он известен с палеолита на протяжении всей истории человечества.
Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности или попадании человека под влиянием непреодолимых жизненных препятствий в ситуацию внутреннего конфликта. В этом плане архетипы могут рассматриваться содержательно как архетипические образы и переживания, а функционально - как первичные формы адаптации человека к окружающему миру.
В целом, несмотря на многообразие трактовок термина «архетип» в концепции Юнга, можно выделить следующие общие черты:
- архетипы, имея архаический характер, проявляются в результате бессознательной деятельности на «поверхности» сознания в форме различного рода глубинных первообразов - символов;
- архетипы недоступны непосредственному наблюдению, они раскрываются лишь косвенно - через проекцию на внешние объекты, что проявляется в универсальной символике;
- архетипы, которые человек воспринимает только интуитивным путем, принципиально противостоят сознанию, и потому их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно отразить в языке.
В современной науке архетипы понимаются преимущественно как «базисные элементы культуры, формирующие константы модели духовной жизни». А.П. Забияко считает, что в каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. Они представляют собой константы национальной духовности.