Тревога, фрустрация и психическая защита

Фрустрированный человек, как мы видели, часто оказывается в тревожном состоянии. И наоборот, если человек переживает тревогу, то можно сказать, что он фрустрирован. Мы полагаем, что именно эта закономерность имеет место в реальной жизни, и ею следует заменить старую формулу Дж. Долларда и его коллег, которые сформулировали подобную двустороннюю связь между фрустрацией и агрессией. Тревога человека свидетельствует о том, что он фрустрирован, и наоборот, фрустрация вызывает тревогу. 

Для тревожного состояния, как мы уже сказали, характерна эмоция страха, которая возникает вследствие наличия опасности (опасного фрустратора). Например, экзамен, необходимость находиться в неосвещенной улице и другие стресс-фрустраторы вызывают страх. Когда опасность усиливается, у человека появляются заметные психосоматические реакции (сердцебиение, характерные ощущения в желудке, холодный пот, беспорядочные движения и т. д.). Усиливаясь, страх может стать неконтролируемым. Под влиянием страха нарушается мышление, человек может кричать, плакать и смеяться, причем эти разные состояния могут быстро чередоваться. Это уже состояние паники. Все описанные действия впоследствии плохо вспоминаются.

Когда есть опасность, возникновение страха естественно. Но когда подобные эмоциональные состояния возникают при отсутствии достаточно серьезной опасности, то это уже состояние тревоги. Часто тревога возникает тогда, когда сам переживающий ее человек не может показать нам никакого опасного объекта, когда он совсем не осознает, что его фрустрирует. Нередко тревога является неадекватной реакцией. Она входит в состав невротических и психотических синдромов наряду с фобиями, депрессией, амнезией, обсцессией, компульсивностью и физическими жалобами, по-видимому, не имеющими физиологических основ.

Тревога очень неприятна для человека и вызывает активность его защитных механизмов. Это означает, что тревога (тревожное психическое состояние), являясь реакцией на фрустрацию, сама становится вторичным фрустратором для личности. Другие симптомы невроза или психоза часто являются именно защитными маневрами, направленными против тревоги. Например, амнезия, являющаяся следствием вытеснения, служит именно этой цели. Специального исследования требует следующий вопрос: в какой степени нормальные защитные механизмы используются для избавления от тревоги?

Фобии можно считать разновидностями тревоги, а не просто страха, несмотря на их обусловленность конкретными стимулами (высотой, острыми предметами, узким пространством и т. п.): эти стимулы не столь опасны, чтобы вызвать такие сильные иррациональные эмоции.

Ролло Мэй как-то высказал идею, что тревога может стать защитным механизмом. Мы полагаем, что тревога может быть в составе того защитного комплекса, который актуализируется при предвосхищении будущей возможной фрустрации.

Фрустрация, тревога и сублимация

Итак, когда блокируется удовлетворение потребности с помощью какой-то цели, у личности возникает тревога. Это эмоциональный признак фрустрированности личности.

Возникает вопрос: является ли такая тревога преобразованием (конверсией) неудовлетворенной потребности? Мы полагаем, что более вероятно следующее решение данного вопроса: фрустрированная потребность сохраняется, а тревога, беря начало и свою энергию из другого источника, становится сигналом того, что социально неприемлемая потребность стала угрозой для безопасности личности.

Однако что происходит, когда человек сублимирует ту энергию, которая связана с фрустрированной потребностью? Поскольку и в этом случае также должна образоваться тревога (как индикатор фрустрированности), то сублимация всегда должна сочетаться с тревогой. Поэтому творческий процесс, основанный главным образом на сублимации, должна отличаться тревожностью и общей неудовлетворенностью личности. (Даже если творческий процесс по своим объективным показателям протекает вполне успешно). Это имеет место по той причине, что сублимированные потребности все-таки остаются неудовлетворенными, а их энергия не может полностью сублимироваться. Тревожность и неудовлетворенность могут стать вторичными фрустраторами, требующими применения новых защитных механизмов - рационализации, агрессии и т. д. Поэтому творчески и плодотворно работающие люди могут обладать неприятными для других чертами характера, которые образуются в результате длительного использования определенных защитных механизмов и их комплексов. Это уже проблема характерологии. Вообще проблема связи сублимации с другими защитными механизмами представляется весьма важной для понимания личности и поведения многих выдающихся людей.

Ключевые слова: сублимация, Защита, Тревожность, Фрустрация
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы и их генезис / А. А. Налчаджян, 2013
Материалы по теме
Уровень психической активации и защитные реакции на фрустрацию
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Рационализация в психологии по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Теория фрустрации С. Розенцвейга
Дементий Л.И. , Фрустрация. Понятие и диагностика
Фрустрация социальных групп
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Виды экстремальных состояний
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Тревожность в школьном возрасте
...
Когнитивная модель тревожных расстройств
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Психологическая помощь людям, пережившим травматический...
Альтруизм как психологический механизм защиты
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Оставить комментарий