Обладая потенциально психотравмирующими свойствами, экстремальная или кризисная ситуация в жизни ребенка может привести к срыву адаптационных возможностей, появлению болезненных, в том числе психопатологических, проявлений, феномену психической травмы, результатом которой могут быть нарушения в психическом и личностном развитии. Явление психической травмы имеет давнюю историю изучения в медицине и психологии, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Психическую травму отождествляют либо с травматическим событием, которое ее вызывает, либо с переживанием, психическим состоянием, вызванным этим событием, либо с последствиями переживания травматических событий, которые проявляются через короткий или более или менее продолжительный отрезок времени. Например, Ч. Фигли определял травму через событие определенного рода, отвечающее следующим характеристикам: оно должно быть одновременно неожиданным, опасным и подавляющим. Некоторые исследователи определяют психическую травму через эмоциональное состояние, переживание травматического события. Например,
Эт и Пинус, изучавшие посттравматическое стрессовое расстройство у детей, считали, что травма — это переживание беспомощности, тревоги и инстинктивного возбуждения перед лицом невыносимой опасности. Сходного мнения придерживался Ван-дер-Колк, полагавший, что травма соответствует жизненному переживанию, которое подавляет психические и биологические механизмы саморегуляции человека (Труби-цина Л. В., 2012). Современные исследователи чаще всего определяют психическую травму как психическое состояние (переживание) и как результат патогенного переживания экстремальных и кризисных ситуаций (Бочаров В. В., Карпова Э. Б. и др., 2010).
Еще меньшей определенностью отличаются трактовки феномена детской травмы. Одни исследователи отрицают возможность психической травматизации в детском возрасте (по крайней мере до 3-летнего возраста), а следовательно, и возможность тяжелых последствий для личностного развития и будущей жизни ребенка. Так, например, В. Г. Ромек, В. А. Конторович, полагают, что психической травмой можно считать только то событие, которое осознается, тот случай, когда человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние, т. е. психическую травму связывают с достаточным уровнем зрелости и интеллектуального развития личности. Л. В. Трубицина полагает, что у детей младенческого (первого года жизни) или раннего детского возраста (с года до 3 лет) еще нельзя говорить о психической травме (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2007). События, имеющие отчетливо выраженные негативные последствия для жизни ребенка, — ранний отрыв от матери, резкое и коренное изменение ситуации, в которой находится ребенок, — представляют собой, по мнению автора, скорее условия психического развития, а не собственно психическую травму. Другие исследователи приписывают детской травме универсальный характер, связывая с ее последствиями не только проблемы индивидуальной жизни человека, но и динамику общественной жизни. Так, скажем, существует гипотеза, что причиной повторяющихся циклов военных действий между религиозными и этническими группами является неотреагированная, потаенная психическая травма, полученная представителями того или иного сообщества в детском возрасте. Например, вражда между соседствующими народами — христианами-сербами и мусульманами-хорватами — может быть связана с психологической травмой сербов, которые, будучи детьми во время Второй мировой войны, страдали от зверств хорватов в ходе нацистской оккупации.
Первоначально представления о детской психической травме формировались в рамках психоаналитической школы. З. Фрейд изучал детские травмы на клиническом материале истерических неврозов. Основатель психоанализа полагал, что травматическое событие в жизни ребенка может вызвать глобальные нарушения в энергетике организма, гипервозбуждение, превышающее защитные силы организма. Сходной позиции придерживается Д. Калшед, который полагает, что травма — это любое переживание ребенка, вызывающее у него непереносимые душевные страдания и тревогу, провоцирующее формирование патологических защитных механизмов, обозначающих сужение связей с миром (Калшед Д., 2001). В рамках психоанализа были сформулированы важные положения, имеющие существенное значение для развития современной теории психической травмы. Важными являются постулаты психоанализа о роли психотравмирующих ситуаций в раннем детстве для психического благополучия взрослого человека; о детской сексуальной травме как пусковом механизме психопатологии, о роли внутреннего возбуждения, возникающего при угрожающей ситуации, для развития патологических форм поведения, о роли защитных систем психики в условиях психической травматизации, о кумулятивном характере травматических переживаний. Данные положения подтверждаются эмпирическим изучением и психотерапевтической практикой современных специалистов (Решетников М. М., 2006).
Исследователи нашего времени чаще всего рассматривают психическую травму как особую форму общей стрессовой реакции (Г. Селье) в условиях, когда стрессогенный фактор превышает адаптационные возможности организма. Травматический стресс — это переживание особого рода, нормальная реакция в условиях травматической ситуации, состояние, требующее от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия (Тарабрина Н. В., 2001; Черепанова Е. М., 1997).