Типы речи текста (Я, ТЫ, ОН)

Для анализа текста важное значение имеет не только его членение на прозаические строфы, но и строй речи, который создается во многом личными местоимениями. То, от какого лица ведется речь, определяет стилистическое качество и многообразие текстов.

Грамматическое лицо — одна из фундаментальных категорий языка. Она оформляет участие говорящего в речи и во многом ее строй. Ведь любое высказывание принадлежит говорящему или пишущему — производителю речи.

Сравним два высказывания: Биология — одна из интереснейших наук ХХ века; Я думаю, биология — одна из интереснейших наук ХХ века.

Первое высказывание представляет собой общее утверждение, которое вне контекста может принадлежать любому человеку. Оно похоже на афоризм, научное определение. Это как бы истина, не требующая доказательств. Второе высказывание принадлежит конкретному говорящему, определенному лицу, которое называет себя я. И смысл его отличен от первого: то, что биология — одна из интереснейших наук XX века, эта мысль принадлежит говорящему, другие могут придерживаться иного мнения.

Еще пример, приводимый известным французским лингвистом Э. Бенвенистом. Сравним два высказывания Я клянусь и Он клянется. В первом случае произнесение высказывания совпадает с обозначенным в нем действием. Говорящий произносит клятву и тем самым принимает ее на себя. Во втором случае говорящий описывает акт клятвы, которую произносит кто-то, но не говорящий. Разница весьма значительная. Примеры показывают, какие значительные изменения вносят местоимения в содержание высказывания. Однако этим далеко не ограничивается роль местоимений.

По современным научным представлениям, «язык сделан по мерке человека» (Ю. С. Степанов). Это значит, что язык приспособлен для выражения мыслей, чувств, переживаний людей. И естественно, что в центре языка находится говорящий (пишущий) человек. Единицей речевого общения является речевой акт, моделируемый личными местоимениями, которые называют участников речевого акта: я — непосредственный производитель речи, ты — ее адресат, он — обозначение любого не участвующего в речи человека. Я и ты взаимно координированы и противопоставлены он по признаку участия или неучастия в речи.

«Осознание себя возможно только в противопоставлении, — утверждал Э. Бенвенист. — Я могу употребить я только при обращении к кому-то, кто в моем обращении предстанет как ты^ Язык возможен только потому, что каждый говорящий представляет себя в качестве субъекта, указывающего на самого себя как на я в своей речи. В силу этого я конституирует другое лицо, которое будет абсолютно внешним по отношению к моему я, которому л говорю ты и которое мне говорит ты...»

Любая речь исходит от я, обращена к ты и повествует о нем или о я. Будучи наименованиями участников речевого акта, личные местоимения (я, ты, он) выступают и основой построения высказываний. В соответствии с тремя участниками речевого акта речь может строиться от 1-го, 2-го или 3-го лица. К этим трем типам и сводится все структурное многообразие русской речи. Разумеется, следует иметь в виду и комбинирование этих трех типов. Рассмотрим каждый из этих типов.

I тип («Я рассказываю...»).

I тип речи — высказывания, строящиеся от 1-го лица, т.е. формами я и мы, а также высказывания с косвенными средствами выражения я. К последним относятся высказывания побудительные и вопросительные, эмоционально-восклицательные, высказывания с вводными словами.

Речь от 1-го лица используется в разговорно-обиходном стиле, в письмах, дневниках, в публицистике. И во всех этих случаях производитель речи совпадает с ее субъектом — тем, кто говорит (пишет). Такое употребление можно назвать прямым: местоимение я прямо и непосредственно обозначает говорящего, который и есть производитель речи. Однако возможно и относительное употребление I типа речи, когда производитель речи и ее субъект (говорящий) не совпадают. Это характерно прежде всего для художественной литературы. В ней речь от 1-го лица имеет, как правило, характер стилизации. Автор может отождествить себя с каким-либо персонажем и вести повествование от его имени, что делает рассказ более красочным, правдоподобным, глубоким.

Таким образом, I тип речи выполняет многообразные функции и отличается богатейшими стилистическими ресурсами.

II тип речи («Ты рассказываешь.»).

Сюда относятся высказывания, строящиеся от 2-го лица: Ты ошибаешься; Вы играете с огнем; Ваш самолет отправляется в 19.00. Главная особенность этих высказываний — несовпадение фактического производителя и субъекта речи. Высказывания принадлежат я (1-му лицу), а строятся от 2-го лица. Ты ошибаешься означает: «Я думаю (считаю, полагаю), что ты ошибаешься». Ты по самой своей природе не может быть производителем речи, так как ты — слушающий, адресат. Однако вследствие тесной координации ты и я первое сразу отсылает ко второму. Мы читаем или слышим ты и воспринимаем в то же время как бы находящееся за сценой, за кадром я. В смысловом отношении ты двойственно: высказывание строится от 2-го лица, но одновременно подразумевается и 1-е лицо. Благодаря относительной самостоятельности субъекта речи появляется возможность строить во 2-м лице не только отдельные высказывания, но и отрывки различной протяженности, например: Вы идете по пустыне. Перед вами знойное небо и пески без конца и без края. Вы смотрите вокруг и т.д.

Подобные отрывки характерны для очерковой прозы, для публицистики и обладают ярким стилистическим эффектом. Автор приглашает читателя представить себя на его (автора) месте и испытать те же чувства. Такой прием приближает изображаемое к читателю, который как бы оказывается в центре событий и собственными глазами смотрит на происходящее. В художественной литературе этот прием получил некоторое распространение во Франции (представители течения «нового романа») и в других странах.

III тип речи («Он рассказывает.»).

К нему относятся высказывания от 3-го лица: Ученик рисует; Снег лежит на полях; Завод выпускает комбайны. Здесь, как и в высказываниях II типа, фактический производитель речи не совпадает с ее субъектом. Высказывание Ученик рисует можно интерпретировать так: «Я (говорящий) вижу (полагаю, считаю), что он (ученик рисует)». Я рисую есть действие, выполняемое мной, говорящим. Я — это субъект речи, от лица которого строится высказывание, и в то же время фактический производитель речи. Ученик рисует есть описание говорящим действия, которое производит не говорящий и не участвующий в акте речи он (ученик).

Если высказывания I типа вносят вместе с я в высказывание, в речь интонации непосредственного разговора, свойственную ему естественность, эмоциональность, то высказывания III типа по самой своей природе более сдержанны, спокойны. Поэтому они предназначены для описания, повествования, рассуждения. Широкое распространение имеет III тип речи в научной и деловой литературе, в художественной литературе, в публицистике.

В принципе III тип речи используют почти все писатели, но под пером каждого мастера он принимает неповторимые выразительные формы. И полностью охарактеризовать использование III типа речи в художественной литературе значит описать творчество всех писателей, проанализировать все индивидуальные стили. Задача по своим масштабам громадная и вряд ли выполнимая.

Итак, в русском языке речь может вестись от всех трех лиц. Эти типы речи обладают определенными стилистическими особенностями и могут встречаться как в «чистом» виде (только I тип, или II, или III), что бывает довольно редко, так и совместно (наиболее частый случай), чередуясь, перекрещиваясь, взаимодействуя и создавая различные стилистические структуры, речевые формы, жанры.

Ключевые слова: Текст, Речь
Источник: Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я. Солганика. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. — 256 с.
Материалы по теме
Чужая речь в тексте: способы передачи, примеры
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Текст как продукт речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Типы текстов
Валгина Н.С. Теория текста
Речь детей раннего возраста
Абдурахманов Р.А., История психологии
Принципы русской пунктуации
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Фонема и звук
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Речевая интенция
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Речь, как психический познавательный процесс
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий