Структурализм в культурологии (К. Леви-Стросс, Ю.М. Лотман)

Структурный анализ в культурологическом исследовании предполагает выявление элементов культуры, а также моделирование их отношений или связей. Зарождение структурализма относится к первой половине XX века и объединяет в своем названии ряд теоретических направлений социогуманитарной мысли. Это направление в науке началось с попыток этнографического изучения культуры, во-первых, как системы, структурированной аналогично языку, во-вторых,  формированием семиотики как научного направления, изучающего культуру как систему вербальных и невербальных текстов. Первое направление представлено исследованиями основателя структурной антропологии К. Леви-Стросса. Второе направление представлено трудами Ю.М. Лотмана - представителя мо-сковско-тартусской семиотической школы, в рамках которой проводятся исследования языков культуры. Программа исследований структуралистов была направлена на реабилитацию возможностей объективного научного познания культуры и языка.

К. Леви-Стросс, французский философ, социолог, этнограф исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Согласно его исследованиям, эволюция культуры движется к единству чувственного и рационального начал, гармония которых свойственна первобытному мышлению. Главным в его исследовании было утверждение «сверхрационализма», универсального для каждого представителя культуры, но утраченного современным человечеством. Анализируя культурную жизнь первобытных племен, ученый приходит к выводу, что при исследовании правил брачных отношений, терминологии родства и других культурных установлений главным являются особого рода языки культуры, которые можно различить в сфере обмена сообщениями и информацией. Теория обмена Леви-Стросса содержит положение о том, что общество основано на обмене и существует как сочетание видов обменов: женщинами (родство), имуществом (экономика) представлениями, словами и символами.

Российский историк литературы, культуролог Ю.М. Лотман - один из основоположников семиотического подхода к анализу культуры. Московская группа семиотиков объединяла специалистов из различных областей знания: Вяч.Вс. Иванова, Ю.М. Лотмана, А.М Пятигорского, Б.А. Успенского, В.Н. Торопова. В 1960-е в Москве состоялся Симпозиум по структурному изучению знаковых систем, который положил начало семиотике культуры. Семиотика становится наукой, объектом которой являются любые знаки, используемые в человеческом обществе. Лотман публикует первые работы по семиотике: «Проблемы знака в искусстве», «Игра как семиотическая проблема». В семиотической концепции культуры используются методы структурной лингвистики и её подход к естественным языкам как к знаковым системам. Методы структурной лингвистики были дополнены методами теории информации, кибернетики и теории машинного перевода (к которому имеют отношения понятия «коды», «перекодирование», «дешифровка», « передатчик», «приемник», «сообщение» и др.). Система феноменов культуры строится также по подобию знаковых систем, и культура интерпретируется как сложная система семиотических кодов (например, язык жестов, миф, ритуал и др.). Основным и исходным понятием семиотики является «текст», поэтому и культура понимается как «текст», а сам текст - это закодированное сообщение, которое пространственно зафиксировано и служит средством сознательной передачи данного текста. Разрабатывая теорию культуры, Ю.М. Лотман предложил и разработал такие понятия, как «се-миосфера», «биполярность», «дуальная организация», «семиотическое пространство», «нормы поведения» и др. Семиосфера в общем-то и есть культура в её семиотическом измерении. Она имеет ряд признаков: отграниченность от среды и существование неорганизованного внешнего окружения, т.е. наличие ядра и периферии в текстах культуры. Бинарность, как основная характеристика всех природных процессов, поскольку содержит в себе две противоположные стороны, рассматривается как ядро модели семиотической системы. Культура стала пониматься не как скопление различных текстов, а как сложная система различных языков, как «многоголосие». Важным нововведением был, предложенный Лотманом, семиотический анализ норм поведения. В предметном поле культуры была выведена система норм поведения: бытового и торжественно-ритуального. Например, в своей книге «Декабрист в повседневной жизни» Ю.М. Лотманом показаны особенности бытового поведения декабристов. Семиотика включила в свой категориальный аппарат не только исследование знаковых систем, но и норм и предписаний, анализ системы ценностей, описание различных моделей культуры. Исследования по семиотике культуры продолжаются и в настоящее время, выдвигая всё новые направления в исследованиях. Следует отметить, что только К. Леви-Стросс называл себя структуралистом. Это свидетельствует о том, что данное направление не сформировалась как научная школа, не стало группой единомышленников.

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Материалы по теме
Античный тип культуры
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культура Древнего Востока
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Каролингское возрождение
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Развитие и распространение культуры
Фролов С.С., Основы социологии
Массовая или «креативная» культура
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Культура Русских земель в Xll-XlV вв.
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Русская культура 18 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий