Содержание профессии менеджера

Основное содержание деятельности менеджера — управление, руководство людьми, что и является главной особенностью этой профессии. Термин «менеджмент» используется наряду с термином «управление».

Под менеджментом понимается самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования различного рода ресурсов с применением современных принципов, функций и методов управления.

Менеджеры — это люди, которые достигают целей, стоящих перед организацией, посредством других людей. Они принимают решения, аккумулируют ресурсы, координируют деятельность сотрудников и направляют ее на достижение целей организации. Менеджеры — должностные лица, профессионально осуществляющие управление организацией, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» употребляется применительно к руководителям организаций разного типа; применительно к организаторам конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп. Другими словами, менеджер — профессиональный управляющий. Для характеристики содержания деятельности менеджера необходимо рассмотреть функции, которые он выполняет для осуществления своих должностных обязанностей.

Автором первой развернутой классификации функций управления был Анри Файоль, основоположник классической (административной) школы управления. Он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций и осуществляющийся на любом уровне. К функциям управления были отнесены следующие виды деятельности: прогнозирование, планирование и учет в деятельности организации; управление организацией, процессами функционирования и развития предприятия в рамках управленческой структуры; реализация управленческих полномочий путем принятия управленческих решений и координации работы подразделений и сотрудников организации; выработка стандартов контролируемых объектов и организация системы контроля на предприятии; формирование побудительных причин эффективной работы сотрудников организации путем мотивации их труда.

В настоящее время базовыми универсальными функциями менеджмента являются планирование, организация, координация (распорядительство), мотивация, контроль. Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

  • неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  • высоким уровнем риска, имеющего значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  • повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но и (главным образом) моральной;
  • положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  • особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также нравственным и деловым качествам руководителя;
  • наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  • высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
  • определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
  • конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
  • уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость даже стандартной ситуации определяется уникальностью ее участников (каждый человек уникален), новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

  • содержание труда (по объекту, цели, средствам, способам, условиям);
  • характер требований к психике человека.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек — человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек — живая природа» (инженеры, механики), «человек — знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек — художественный образ» (артисты, телеведущие). По целям профессия менеджера — преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты). По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, при необходимости используются средства обработки информации — вычислительная и организационная техника.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров. Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяется от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными:

  • целями (гностическими профессиями — эксперт, ревизор; изыскательскими — научный работник);
  • объектами (взаимодействие «человек — живая природа» — инженер, механик и др.; «человек — человек» — врач, учитель, продавец и др.);
  • средствами (с применением ручного труда — представители ремесел; машинно-ручного труда — машинист, водитель; автоматизированных систем — оператор);
  • условиями (с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС) и др.);
  • степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);
  • характером труда (автоматический труд — строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд — действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд — задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Существуют четыре типа профессии управленца (менеджера организации).

  1. Руководитель. Его основная деятельность — управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции.
  2. Консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и предоставлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение.
  3. Ученый в области управления. Суть его основной деятельности — научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента.
  4. Преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления — творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя «Менеджмента» — способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить их самостоятельное обучение, обладание навыками передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Например, ротация руководителей высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента).

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе управление проектами, риск-менеджмент, антикризисное управление, разработка и внедрение новых проектов и социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.).

Ключевые слова: Менеджеры
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Материалы по теме
Проблема формирования управленческих «команд» в подготовке менеджеров
...
Функции и задачи финансового менеджера
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Управление репутацией, или формирование позитивного имиджа менеджеров в процессе подготовки
...
Функции и роли менеджера по персоналу
Викулина О.В., Теория и практика психологии управления
Менеджер
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Деловой этикет менеджера
Основы менеджмента., Семенов, Набоков., 2008
Имидж менеджера
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Работа менеджера PR
Почепцов Г.Г., Коммуникативные технологии двадцатого века
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий