Социальный капитал менеджера

Социальные и поведенческие науки всегда стремились к получению полезного знания, которое могло привести к желаемым позитивным изменениям. Конструирование социальных теорий мотивировано не столько поиском более точных или истинных описаний реальности, сколько желанием авторов улучшить мир. Таковы теории социального капитала. Первые концепции появились приблизительно 20 лет назад. Сегодня их так много, что непросто сделать даже краткий обзор. Все теории объединяют две черты. Прежде всего, это идея о том, что социальный капитал является благом. Он может быть конвертирован в другую форму. Экономическое значение социального капитала связано с уменьшением издержек на координацию совместной деятельности за счет того, что контракты и формальные процедуры заменяются отношениями доверия, профессиональными стандартами, т.е. неформальными общественными нормами. На индивидуальном уровне к получаемым выгодам относят дополнительные возможности поиска работы, конкурентные преимущества в деловой сфере, власть, статус и влияние, материальное благосостояние, быструю и успешную карьеру, информированность, когнитивную простоту мира, возможность более широкой социальной идентификации, удовлетворенность жизнью, здоровье, продолжительность жизни. Во-вторых, почти все авторы подчеркивают надиндивидуальный характер социального капитала, его укорененность в межличностных и межгрупповых отношениях. Таково классическое определение социального капитала: «...совокупность актуальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания - иными словами, с членством в группах».

Особую роль социальный капитал имеет для руководителей, являясь одновременно и условием, и следствием успешного выполнения управленческих функций. С одной стороны, без наличия широкого круга полезных контактов невозможно находить ограниченные ресурсы и связывать подразделение с более широкими организованностями или другими учреждениями, с другой-связи, установленные в процессе выполнения должностных обязанностей, могут быть использованы руководителем даже после ухода с работы. Здравый смысл говорит о том, что менеджеры должны обладать большим социальным капиталом.

Картина, тем не менее, не так однозначна. Концепции социального капитала довольно противоречивы, а центральное понятие многими воспринимается как метафора. Ясность не удается внести даже путем сопоставления социального капитала с экономическим (физическим и денежным), ведь в современной экономической теории нет единого взгляда на определение, источники, формы и механизмы трансформации капиталов. Возникают проблемы с приложением ключевых понятий классической теории капитала, прежде всего прибавочной стоимости и инвестиций. Хотя в литературе говорят об инвестициях в личные связи ради получения желаемых результатов, затраты времени и психологических ресурсов в установление и поддержание родственных и дружеских отношений нельзя сводить к корыстным мотивам и рациональным экономическим расчетам. Указание на особую общественную природу социального капитала также не достаточно, ведь и экономический, человеческий и культурный капиталы определяются особенностями социальных структур. Вследствие этих концептуальных сложностей Ч. Кадушин предлагает отказаться от понятия социального капитала, заменив его словосочетанием «сетевые ресурсы». Такое решение представляется слишком радикальным. Скорее, необходимо прояснить основные понятия.